Конституционно-правовой статус Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Среди них можно выделить: государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальное государство, многообразие форм собственности, разделение властей, идеологическое многообразие, светскость государства и др. Это те базовые ценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы, которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищаться судом. Согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1 Конституции Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном в главе 9 Конституции Российской Федерации, т.е. через принятие новой конституции.

Содержание работы

Введение

1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации

1.1 Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве

1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации

2. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации

3. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 233.15 Кб (Скачать файл)

 

В целом с таким подходом, думается, можно согласиться. Однако следует иметь в виду то, что понятие «основы конституционного строя» архисложное. Оно состоит из ряда слагаемых, из которых наиболее значимы следующие: верховенство права, права и свободы человека и гражданина, суверенитет, социальное государство, разделение властей, федерализм, плюрализм, местное самоуправление.

 

Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще - это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй - это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы - базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

 

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

 

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

 

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 1): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.1

 

 

 

 

Схема 1. Система основ конституционного строя России.

 

 

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

 

 

2. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации

 

 

Рассмотрим детальнее каждый из названных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации. Идя таким путем, можно получить достаточно полное представление о их содержании.

 

Достаточно популярна идея о верховенстве закона. В настоящее время все чаще говорят о диктатуре закона. Некоторыми дело представляется таким образом, что именно принцип верховенства закона образует один из элементов основ конституционного строя Российской Федерации. В действительности же требование верховенства закона - лишь составная часть более основательного принципа - верховенства права, который и является важнейшим слагаемым основ конституционного строя современной России.

 

Право не равно закону. Право более значимое явление, чем закон.

 

Верховенство права символизирует наиболее существенные аспекты гуманистического и демократического правления. В самом общем виде суть верховенства права заключается в следующем: праву - воплощению разумной меры свободы и порядка, справедливого регулятора общественных отношений, должна соответствовать вся правовая система. И прежде всего -- Конституция, имеющая прямое действие и непосредственно применяемая при рассмотрении конкретных дел. Законам, принятым в установленном порядке, не могут противоречить никакие иные решения. Внутригосударственная система права и международное право должны находиться в отношениях гармонии, согласованности (статья 15 Конституции РФ). Быть приверженцем принципа верховенства права - значит противостоять грубой силе, произвольным решениям и действиям, в основе которых заинтересованность в политической выгоде или личной прибыли.

 

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

 

Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.

 

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

 

В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое государство - это то, где власть самоограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития структур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.1

 

Права и свободы человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Здесь получил воплощение гуманистический и демократический принцип взаимоотношений между личностью и государством: не человек существует для государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.

 

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

 

* во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

 

* во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

 

* в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

 

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой.

 

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

 

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

 

Согласно Конституции (ст. 74) на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.

 

Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

 

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

 

В специально-юридическом плане для реализации этого исключительно важного положения имеет институт гражданства. Поэтому наиболее существенные стороны этого института включены в содержание основ конституционного строя. Согласно части 1 статьи 6 Конституции РФ «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В части 2 статьи 6 Конституции РФ подчеркивается, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». С точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина важным является правило, заключенное в части 3 статьи 6 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».1

 

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

 

* во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

 

* во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

 

* в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.1

 

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

 

Суверенитет. Исторически понятие «суверенитет» вошло в юридический и политический оборот еще в XVI веке. По Ж. Бодену, «суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства». Однако ныне принято различать следующие виды суверенитета: государственный, народный, национальный. Существует достаточно большое число теорий о суверенитете.

 

По своему изначальному смыслу суверенитет (от франц. souverain - верховный, независимый, высший (позднелат. superamis - находящийся над чём-л., от лат. superans -высоко вздымающийся, одерживающий верх, от superare - подниматься, всходить, возвышаться, одерживать верх, от superus - верхний, высший, неземной, небесный, от super - верхний (небесный); поверх, сверх)) - это такое свойство власти, которое обеспечивает ее носителю возможность быть свободным, самостоятельным в вопросах внешней и внутренней политики. Если взять государство, то суверенитет обеспечивает ему независимость во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет является одной из важнейших категорий не только конституционного, но и международного права. Содержание его не является неизменным. По мере развития общественных отношений происходят изменения в пространственной и функциональной сферах его применения.

 

В Конституции РФ исповедуется принцип народного суверенитета. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», - говорится в части 1 статьи 3 Конституции РФ. Здесь закреплен принцип единства и неделимости народного суверенитета. Поскольку носителем суверенитета является весь полиэтнический российский народ в целом (а это более 145 млн. человек), а не население, проживающее на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не тот или иной этнос, то действия, совершаемые теми или иными структурами от имени какой-то части народа России (будь то население территории или какой-то этнос), не могут рассматриваться в качестве суверенных акций. Провозглашение государственного суверенитета, не основанного на воле полиэтнического народа Российской Федерации в целом, противоречит основам конституционного строя России.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Российского государства