Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать основы конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Задачи курсовой работы:
– проанализировать элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ;
– рассмотреть юридическое выражение конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 Конституционно-правовой статус республики в составе
Российской Федерации
5
1.1 Состав РФ и ее субъектов
5
1.2 Характеристика Конституционно-правового статуса республики
5
2 Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
10
2.1 Государственные территориальные образования
10
2.2. Предметы ведения
12
3 Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Конституционноправовой статус субъектов рф.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе Российской Федерации, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои взаимоотношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов. Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу гарантируется представительство в Собрании области. Органы государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий. Законы области в части полномочий, переданных автономным округам в соответствии с двусторонними соглашениями, обязательны для исполнения на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Конституция РФ и уставы автономной области и  автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении  Российской Федерации и автономий  в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному  ведению Российской Федерации и  автономий в ее составе отнесен  значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного  ведения Российской Федерации и  автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства  к совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими  природными ресурсами регулируются кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

Российская  Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции  РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Законопроекты по предметам совместного ведения  направляются федеральными органами государственной  власти автономной области, автономным округам для обсуждения и представления  ими своих предложений.

Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Это исключительные полномочия органов государственной власти автономий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий [5, с. 87].

Таким образом, автономный округ - национальное государственное  образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Республика  в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Согласно Конституции  РФ (ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция  РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами – республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Статус краев, областей и приравненных к ним  городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области  и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным  образованием. Прежде она входила  в состав Хабаровского края. В настоящее  время в соответствии с Законом  РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный  округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция РФ. М. 1993. СПС «Консультант Плюс».
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. [Текст] / М.: Изд. БЕК, 1998.- с. 507.библиогр. 502-507 - ISBN 5-095-5446-5.
  3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. – с. 497. – библиогр. 493-496 - ISSN 1468-2475.
  4. Жакке , Ж.-П. Конституционное право и политические институты. [Текст] /Ж-П Жаке  -   М. Финстатинформ : 2003 г. – с. 601- библиогр. 597-600 - ISBN 5-7598-0076-0.
  5. Козлова, Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право России. [Текст] /Учебник, изд. 2-е М., Юристъ, 2007–с. 542. – библиогр. 538-541.- ISSN 1468-2475.
  6. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] /  А.А. Мишин - М.: Фирма «Гардарика», 2002г. – с. 497. – библиогр. 493-496 - ISSN 1468-2475.
  7. Сравнительное конституционное право [Текст] /  Ред. колл.: Ковлер А.И. и др. М., 2006. – с.521- библиогр. 418-521 -   ISBN 5-16-000970-1.
  8. Чиркин, В.Е. Конституционное право России. [Текст] / В.Е. Чиркин - М., 2003. – с. 467.- библиогр. 461-465 -   ISBN 5-238-00701-9. 



Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ