Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:53, курсовая работа
Под конституционными правами и свободами человека и гражданина понимаются, те права и свободы, которые закреплены в Конституции страны.
В Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина закреплены во второй главе, которая так и называется «Права и свободы человека и гражданина». Она состоит из 47 статей и по объему является самой большой главой Конституции1.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие, признаки и классификация конституционных прав и свобод.
Реализация и защита конституционных прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для эффективного осуществления прав и свобод в повседневной жизни необходим устойчивый к различным нарушениям и негативным внутригосударственным воздействиям действенный механизм гарантий обеспечения прав и свобод граждан .
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации. Данное конституционное положение должно быть исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью вовсе не подразумевает их эффективное осуществление на практике, - необходим действенный, реально функционирующий механизм их реализации, обеспечения и защиты с позиций гарантий прав личности.
Формирование в России гражданского
общества непосредственно связано с проблемой
создания прочных гарантий соблюдения
прав и свобод человека и гражданина, которые
основываются на разработке и применении действенных
условий и приемов для их реализации в
общественных отношениях.
Важное значение для раскрытия проблемы
обеспечения правового статуса личности
имеет такой нормативный акт, как Конституция
РФ . Закрепление и защита прав и свобод
личности в Конституции РФ представляются
нам самой важной ее функцией, степень
реализации которой затрагивает каждого
гражданина Российской Федерации. На наш
взгляд, не получив четкого представления
о мере своих прав, свобод и обязанностей,
ни один человек не может почувствовать
себя полноправным членом гражданского,
демократического общества, а значит,
и жить по правилам этого общества.
В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации.
В современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их главных обязанностей и задач всех государств и народов.
Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – это в конечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.
Эта активность может превратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа.
Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.
С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям – и это важно подчеркнуть – уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.
Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.
Проблема гарантий реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина - одна из важнейших в конституционном праве, и является основным фактором становления и развития демократического, правового, социального государства. Общеизвестная истина, что, когда у государства нет основного закона – Конституции, то оно и не может гарантировать защиту и реализацию прав человека и гражданина, то есть, нет четкой и стабильной системы регулирования разнохарактерных правовых взаимоотношений, возникающих между гражданином и государством, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако к вышесказанному добавим, что и простое наличие конституции не является доказательством гарантии защиты прав человека внутри государства.
Принятие Конституции при участии широких народных масс исключительно важно, а, с точки зрения определения правового положения (статуса) человека в государстве и обществе, - есть гарантия защищенности прав человека, подготовка гармоничных и действенных механизмов для решения этих проблем посредством законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти государства.
Конституция Республики Армения, провозглашая права и свободы человека и гражданина, устанавливает, что их признание и соблюдение является обязанностью государства. Определены и необходимые для защиты этих прав основные механизмы. К числу институтов, на которые возложена ответственность за их обеспечение и защиту, относятся все ветви государственной власти. Они составляют основу внутригосударственных механизмов защиты прав человека и определяют методы, процедуры и средства, которые действуют в единой системе защиты прав человека и обеспечивают реализацию общепризнанных прав и свобод человека. К ним Конституция Республики Армения относит: защиту прав человека Президентом; органами законодательной и исполнительной власти и органами правосудия.
Говоря о конституционных гарантиях защиты прав человека, следует обратиться к конституционным возможностям защиты этих прав и свобод и рассмотреть некоторые спорные вопросы в этой области, попробовать найти пути их решения.
Около сорока статей Конституции Республики Армения посвящены определению прав и свобод человека и гражданина, закреплению принципа их нерушимости и функциональным задачам государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечить защиту этих прав и свобод. По своему содержанию ст. 4 Конституции Республики Армения поставила перед государством следующую задачу: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов – в соответствии с принципами и нормами международного права».
Личные права – естественные, неотчуждаемые, непосредственно реализуемые возможности индивида, находящиеся в состоянии постоянного пользования и составляющие неотъемлемые условия его существования, которые закрепляются и охраняются государством. Их назначение – обеспечивать свободу и автономию индивида, как члена общества.
Основанием классификации личных прав и свобод может служить объект правового регулирования. По этому критерию личные права и свободы подразделяются на три группы: во-первых, личные права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность; во-вторых, личные права, обеспечивающие нравственную ценность личности; в-третьих, личные права, обеспечивающие свободу личности.
Главнейшее назначение личных прав состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных возможностей каждой личности. Государство признает независимость и самостоятельность личности, обеспечивая неприкосновенность определенной сферы отношений, которая не может быть объектом притязаний с его стороны. Эти права призваны охранять то пространство, где действуют частные интересы.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в том, что они:
- являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
- неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
- необходимы для охраны жизни,
свободы, достоинства человека как
личности, и другие естественные
права, связанные с его
Конституционные гарантии личных прав и свобод – установленные конституцией: процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитные институты и основные принципы их деятельности; особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.
Несмотря на огромную гуманистическую и нравственную сущность личных прав человека, нельзя не отметить, что они ещё не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер. В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств, права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю, иерархию ценностей. Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности – юридической и нравственной.
Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика «достроила» тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Конституционное право |
совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти. |
2. |
Источники права в материальном смысле |
понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. |
3. |
Источники права в юридическом смысле |
формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы |
4. |
Источники конституционного права |
нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. |
5. |
Источники конституционного права РФ |
Конституции РФ, законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства, договоры и соглашения т.д. |
6. |
Институты конституционного права |
группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. |
7. |
Конституция |
Основной закон государства |
8. |
Коллизии в праве |
Противоречия между нормами |
9. |
Муниципальное право |
- в ряде стран - подотрасль конституционного права, включающая систему норм, регулирующих организацию местного самоуправления. |
10. |
Народ |
- в
конституционном праве - все население
государства, образующее единую
социально-экономическую и |