Конституционный строй Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Понятие «конституционный строй Российской Федерации означает систему сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы граждан. «Основы» конституционного строя указывают на важнейшие принципы и положения, определяющие 434 данный строй, на его ядро, фундамент, основные конституционно-правовые постулаты, закрепляющие существующий строй.

Файлы: 1 файл

формы государственного правлени российского государства (1).pdf

— 238.68 Кб (Скачать файл)
Page 1
Понятие «конституционный строй Российской Федерации означает систему
сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений,
определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных
институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы
граждан. «Основы» конституционного строя указывают на важнейшие принципы и
положения, определяющие 434 данный строй, на его ядро, фундамент, основные
конституционно-правовые постулаты, закрепляющие существующий строй.
Название «Основы конституционного строя» носит глава 1 Конституции РФ. Сходными
терминами обозначаются и соответствующие главы Основных законов ряда субъектов
РФ– республик, краёв, областей и др. Так, например, в конституции Республики Саха
(Якутия) 1992 говорится об «Основах конституционного строя Республики Саха
(Якутия)», в Уставе Иркутской области 1995– об «Основах государственно-правового
устройства области», в Уставе Липецкой области 1995 об «Основах правового статуса
области» и т.д.
Основы конституционного строя в том виде, как они закреплены в главе 1 Конституции
РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и
текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы,
содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и
развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и
нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-
правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям,
содержащимся в 1-й главе.
Данное принципиально важное для поддержания целостности и непротиворечивости
правовой системы России положение особо закрепляется в первой, основополагающей
главе Конституции. Статья 16 этой главы, констатируя, что «положения настоящей главы
Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не
могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией»,
вместе с тем определяет, что «никакие другие положения настоящей Конституции не
могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
В научной литературе многообразие и разнообразие принципов и положений,
составляющих «Основы конституционного строя РФ» классифицируют на основе разных
критериев. Одним из критериев является сфера распространения конституционных
принципов и положений и, соответственно, применения их к функционирующим в её
пределах институтам. В зависимости от данного критерия Основы конституционного
строя РФ подразделяются на основы политической системы общества, основы социальной
системы (социальных отношений в обществе), основы экономической системы и основы
духовной жизни общества.
Рис. Государственный герб Российской Федерации
Центральное место среди принципов и положений, составляющих структуру и
содержание Основ конституционного строя РФ, занимают принципы и положения,
касающиеся политической системы современного российского общества и, в особенности,
его важнейшего структурного элемента– государства.
В действующей Конституции РФ постсоветское российское государство характеризуется
как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления» (ст. 1, п. 1). Единственным источником власти в стране и носителем

Page 2

суверенитета признаётся только «её многонациональный народ», который осуществляет
«свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы
местного самоуправления» (ст. 3, п. 2). Высшим непосредственным выражением власти
народа считаются «референдум и свободные выборы».
В Конституции особо подчеркивается, что «никто не может присваивать власть в
Российской Федерации» и что «захват власти или присвоение властных полномочий
преследуется по федеральному закону» (ст. 3, п. 34). Государственная власть в РФ
согласно Конституции осуществляется на основе принципа разделения властей. Она
подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь
власти в лице органов её реализации конституционно признаётся самостоятельной.
На федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ,
Федеральным собранием (Советом Федерации и Государственной думой),
Правительством РФ и системой судебных органов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе
самой Конституции РФ, а также Федеративного и иных договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий.
Обладая суверенитетом, распространяющимся на всю территорию страны, современное
российское государство призвано «обеспечить целостность и неприкосновенность своей
территории» (ст. 4, п. З).
В соответствии с Конституцией, официально признающей человека, его права и свободы
высшей ценностью, государство обязуется также не только безоговорочно признавать, но
и тщательно соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того,
объявив себя социальным государством, «политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7),
постсоветское российское государство восприняло от прежнего российского государства
обязательства и функции по охране труда и здоровья людей, по обеспечению
государственной поддержки семьи, материнства и детства, по пенсионному
обслуживанию, а также по другим видам социальной защиты.
Помимо государства как структурного элемента политической системы российского
общества в Основах конституционного строя РФ определённое внимание уделяется также
и другим её составным частям, таким, в частности, как политические партии и
общественные объединения.
Предоставляя гражданам России право на объединение, «включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов», Конституция вместе с тем
декларирует, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие,
многопартийность» и что все «общественные объединения равны перед законом» (ст. 13,
п. 3, 4).
Запрету подлежат, однако, те политические партии и общественные организации,
именуемые в целом как общественные объединения, цели и действия которых направлены
на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ,
а также на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований,
разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Page 3

Закрепляя право граждан на объединение и провозглашая в стране «политическое
многообразие», действующая Конституция РФ вместе с тем официально признаёт и
провозглашает «идеологическое многообразие». Никакая идеология, согласно
Конституции, «не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» (ст.
13, п. 2).

Информация о работе Конституционный строй Российской Федерации