Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть Конституцию Российской Федерации как Основной Закон государства.
Задачи работы – дать понятие, определить сущность Конституции в целом, рассмотреть виды Конституций, изучить действующую Конституцию РФ 1993 года, рассмотреть функции и юридические свойства действующей Конституции РФ.
Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика Конституции……….…………………………5
1.1.Понятие и сущность Конституции…………………...……………………...5
1.2. Классификация Конституций………………………………………………..8
Глава 2. Конституция РФ - основной закон государства…………….…….…10
2.1. Конституция РФ как нормативно-правовой акт………………………………10
2.2. Юридические функции Конституции РФ………………………..….…….15
2.3 Юридические свойства Конституции РФ. 21
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы……...……………………………………31
В ст.134 определена
норма, устанавливающая перечень субъектов,
которые могут инициировать процесс
пересмотра Конституции и внесения
в нее поправок. Предложение о
поправках и пересмотре положений
Конституции могут вносить
Особый
порядок изменения и дополнения
Конституции предусмотрен в гл. 9,
специально усложненная процедура
внесения и принятия предложений
о пересмотре или изменении различных
частей Конституции требуется
Конституция РФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесения поправок; включение названия нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции [15].
Первый способ. Положения гл. 1, 2, 9, в соответствии со ст. 135 Конституции изменяются в наиболее затрудненном порядке, так как внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Данные нормы глав Конституции составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма гл. 1, 2, 9, находиться в системной связи с другими конституционными положениями. Поэтому даже незначительное изменение может привести к тому, что придется заново пересматривать содержание конституционного текста в целом.
Второй способ. Поправки к гл. 3-8, в соответствии со ст. 136 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для Федерального Конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Федерации. При раскрытии содержания данных статей законодатель в ФЗ №33 от 4 марта 1998г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» исходит из толкования Конституционным Судом РФ.
Третий способ. Часть 1 ст. 137 Конституции РФ гласит, что изменения в ст. 65 Конституции, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся на основании федеральных конституционных законов. Особенности принятия таких федеральных конституционных законов установлены ФКЗ №6 от 17 декабря 2001г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Четвертый способ. Все три изложенных способа изменения Конституции относятся к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке на основании указов Президента РФ [13].
Наряду с принятием поправок развитие Конституции РФ осуществляется путем принятия федеральных конституционных законов.
Конституция
РФ имеет прямое действие
Это
означает, что нормы Конституции
РФ являются непосредственно
действующими, то есть для их
осуществления не требуется в
качестве обязательного
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ.
Рассмотрев
юридические свойства Конституции
РФ можно сделать следующие
Конституционные нормы имеют учредительный
характер, устанавливая основные принципы
существования государства (основы
конституционного строя), основы организации
государственной власти, устанавливают
порядок создания иных правовых норм.
Конституционные нормы
Подводя итог, следует отметить следующие основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь - конституционного.
Конституция является основным сборником законов. Без соблюдения Конституции нет и в принципе не может быть законности как таковой. Основной – следовательно, обязательный для всех, исполняемый неукоснительно.
Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода [5].
Вообще, надо честно признать, что нынешняя Конституция РФ далека от совершенства. И ее объективные слабости, шероховатости, недоработки иногда провоцируют органы власти и должностных лиц на антиконституционные действия.
Необходимо привести Конституцию в соответствие с реальным правом. И главное при этом, чтобы провозглашенная Основным Законом полнота прав и свобод человека и гражданина наполнилась бы адекватным содержанием.
Необходимо резко повысить качество принимаемых законов. Конечная цель такова: исключить их противоречие праву, и прежде всего, естественно, конституционному. Законы, отличаясь точностью, не должны также нуждаться ни в каких министерских инструкциях о порядке своего применения.
Каждому факту нарушения Конституции должна даваться неотвратимая правовая оценка. Конституционный Суд не имеет права уклоняться от рассмотрения подобных дел, безмолвствовать по поводу противоречащих Основному Закону действий и актов. Конкретные же виды реальной ответственности за нарушения Конституции следует установить невзирая на лица.
Если
удастся реализовать хотя бы этот
политико-правовой минимум, то наша российская
конституционность может
Практически во всех цивилизованных странах конституции возведены в ранг государственных святынь.
По-иному, очевидно, и быть может, если руководители государств, ведущие политики делают все, чтобы граждане искренне уважали конституцию своей страны, гордились ею.
Если мы в открытую провозгласили, что Россия стремится к построению правового государства, то и нам следует действовать в том же ключе. Ведь без движения и доверия к Основному Закону, без неукоснительного соблюдения каждой буквы Конституции невозможно добиться успеха реформ, достичь подлинной общественной стабильности.
Информация о работе Конституция РФ - основной закон государства