Конституция Российской Федерации 1993 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Содержание работы

1. Введение_______________________________________________________3
2. Конституция и государство_______________________________________ 5
2.1. Понятие Конституции_________________________________________5
2.2. Основные черты Конституции РФ_______________________________7
2.3. Юридические свойства Конституции РФ_________________________8
3. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ_____________14
3.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г._______ 14
4. Конституции субъектов РФ как источник конституционного права РФ__ 16
5. Заключение____________________________________________________20
6. Список использованной литературы_______________________________22

Файлы: 1 файл

кр конституция рф 1993.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. *   Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции  свидетельствует исполнимость и  гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

К числу юридических свойств  конституции относится и то, что  она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

Выступая в качестве юридической  базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер.

Наряду с этим конституции  часто предусматривают необходимость  принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

- прямо указывает виды  федеральных конституционных законов  или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие и многих федеральных законов - о гражданстве (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;

- использует указание  на то, что определенные общественные  отношения регулируются "федеральным  законом", не называя конкретный  по наименованию или содержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;

- говорит о необходимости  дополнительного регулирования  общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты" - понятно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт;

- Конституция РФ зачастую  содержит такие формулировки  статей, что из текста очевидна  обязательность последующего текущего  нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд" - то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что  права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам  Конституции Российской Федерации  относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации  является ее гарантом. В своей присяге  он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать  процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации  законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

 

  1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

    1. Процедура изменения действующей Конституции  РФ 1993 г.

 

Анализируя порядок изменения  Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю  сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".

 Процедура изменения  действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной  инициативы:

• Президент Российской Федерации

• Совет Федерации

• Государственная Дума

• Правительство Российской Федерации

• законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

• группа численностью не менее 1/5 членов Совета Феде рации или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной  инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта  или предложения о конституционном  пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены  в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

- текста законопроекта; 

- обоснования необходимости  его принятия, включающего развернутую  характеристику законопроекта, с  указанием его целей, основных  положений, места в системе  действующего законодательства, а  также прогноза социально - экономических  и иных последствий его принятия;

- справки о состоянии  законодательства в данной сфере  правового регулирования;

- перечня законов и  иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

- предложений о разработке  нормативных правовых актов, принятие  которых необходимо для реализации данного закона;

- финансово - экономического  обоснования, если реализация  законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены  указанные требования, либо форма  представленного проекта не соответствует  установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).

 

3. Конституции  (уставы) субъектов РФ как источник  конституционного права РФ

 

С принятием конституции  Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

К ряду новелл конституционного регулирования российского федерализма можно отнести следующее.

Во-первых, Конституция закрепила  юридическое равноправие всех субъектов федерации. Во-вторых, к числу субъектов федерации были отнесены бывшие до этого лишь административно-территориальными единицами края, области и города федерального значения.

В то же время ст.5 федеральной  Конституции закрепляет определенные различия между субъектами Российской Федерации. Так, республики она относит к государствам, тогда как остальные субъекты РФ выступают в качестве квазигосударственных образований.  

Конституция Российской Федерации  определила не только положение Основного  Закона России, но и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституция (устав) субъекта федерации получил  статус учредительного документа. Конституция (устав) признается базовым актом, закрепляющим конституционно-правовой статус субъектов.

Конституции республик и  уставы областей (краев) выражают принцип  равенства субъектов, т.е. уровень  их соответствия Конституции РФ должен быть один и тот же. Конституция  РФ устанавливает тот особый порядок, который должен обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Обратимся к положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации по этому вопросу.

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти относится обеспечение соответствия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В чем заключается обеспечение соответствия,  и каковы в этой системе деятельности полномочия Российской Федерации, с одной стороны, и полномочия ее субъектов, с другой?

Конституция Российской Федерации  исходит из того, что эти полномочия устанавливаются в Конституции  России и федеральных законах. Но они могут содержаться и в  договорах органов государственной  власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов (ст. 11).

Конституция Российской Федерации устанавливает (статьи 5, 66, 72, 76) весьма высокий статус конституций (уставов) субъектов РФ.

Согласно ст. 5 и 66 Конституции РФ конституции (уставы) имеют собственный предмет правового регулирования. Характер этого предмета таков, что в определении его правовых параметров соучаствуют Российской Федерации и субъекты федерации. Следовательно, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, как юридические документы, выражающие волю законодателей России и ее субъектов, выполняют функцию ограничения действия конституционно-правовых установлении Российской Федерации.

Практически все уставы и  многие конституции субъектов РФ приняты их законодательными органами (парламентами). В то время, как путем  референдума приняты только конституции ряда республик, таких как Татарстан, Ингушетия и некоторых других. Конституции Дагестана, Калмыкии были приняты специальным органом - Конституционным Собранием.

Конституции республик и  уставы субъектов РФ имеют высшую юридическую силу на территории своего региона. В некоторых из этих основных законов указывается также и их "прямое действие". Например, статья 9 часть 3 Устава города Москвы гласит: "Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории Москвы".

Одним из важнейших элементов  правового статуса субъекта РФ является наличие учредительной власти. Учредительная  власть характеризуется правом субъекта самостоятельно принимать собственные  основные законы (конституцию, устав) и законодательство. Источником учредительной власти, как и любой другой государственной власти, является народ.

Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 г.