Конституция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

КОНСТИТУЦИЯ (от лат . constitutio - устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства. Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918. Действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 (так написано в толковом словаре).

Содержание работы

Вступление……………………………………………………........3стр.
Конституция Российской Федерации………………………....4стр.
Конституция - основной закон государства…………………..5стр.
Российская Федерация - социальное государство……………7стр.
Принцип разделения властей…………………………………..9стр.
Заключение……………………………………………………..11стр.

Файлы: 1 файл

право.docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

3. Российская Федерация - социальное государство

Новая российская Конституция не только отдает дань "классике", но и отражает современные  подходы к концепции правового статуса человека и гражданина. В связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация - социальное государство. Российская Конституция исходит из того, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав.

Что же означает конституционная формула о социальном государстве? Ведь Конституция не дает конкретную социальную программу. Следует, однако, иметь в виду две главные задачи государственной политики. Первая из них заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это - охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера заработной платы. Вторая главная задача государства - поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В сфере образования  Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере социального  обеспечения Конституция предусматривает  государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Приведенные примеры отражают новый подход Конституции  Российской Федерации к социальным правам. Во-первых, этот подход состоит  в том, чтобы создать в обществе необходимые условия, как материальные, так и иные, в том числе правовые, а уже эти условия должны работать на обеспечение достойного образа жизни  с участием самого общества, его  членов. Во-вторых, государство применяет  дифференцированный подход: для большинства  общества оно создает предпосылки  развития их инициативы, предприимчивости, энергии, справедливо ожидая от них  собственной активности, а берет  на себя непосредственно заботу о  поддержке слоев населения, менее  других защищенных в социальном плане, о тех, кто самостоятельно не выживет  или не достигнет разумного жизненного стандарта. В-третьих, социальные права  гарантируются не только за счет средств  государства, но и путем привлечения  средств частного бизнеса, благотворительных  фондов и, конечно, самих людей, которые  способны вкладывать часть своих  средств в пенсионное и медицинское  обеспечение, образованием иные социальные сферы.

В основе такого подхода лежит новая экономическая  ситуация и особенно преодоление отчуждения человека от собственности. Как устанавливает Конституция 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Тем самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституционный статус личности в  России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это  убедительное доказательство того, что  наша страна идет по пути демократии и  гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических  свобод, в частности в сфере  предпринимательства. Однако в целом  конституционный статус личности реализуется  далеко неполно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни  нельзя назвать благополучным.

  1. Принцип разделения властей

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила  разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.

Прежде  всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма  и тоталитаризма. Далее, данный принцип  нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности  в управлении государством, предотвращать  односторонние и ошибочные решения  вопросов государственной жизни. Наконец, разделение властей не исключает, а  предполагает их кооперацию, синхронизацию  их усилии в решении важнейших  задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении  между властями, особенно между законодательной  и исполнительной, способно резко  ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие  новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу президентской республики.

Президент Российской Федерации

Конституция 1993 года закрепила избрание российского  Президента непосредственно населением. Это - наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа.

Выборы  президента населением играют чрезвычайно  важную роль в государственной жизни. Они, прежде всего, закладывают основы легитимности президентской власти. Президент выступает от имени  народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет  и самостоятельность во всей его  деятельности, в том числе в  его отношениях с другими властями.

Конституцию 1993 года отличает, прежде всего, то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в качестве составной части вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства.

Согласно  Конституции 1993 года. Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

Правительство Российской Федерации

Исполнительную  власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это - самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная конструкция разделения властей отличает российскую форму правления от "классической" модели полной президентской республики, которая принята в США и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним, так называемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран.

Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отношению к Правительству. Свои постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Ему одному дано право, назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

В регулировании  отношений между Президентом  и Федеральным Собранием проведена  линия на обеспечение самостоятельности  и независимости обоих властных институтов. Но это не значит, что  они полностью разведены. С одной  стороны, установлены обязательные связи между ними, в частности, обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства, представление  Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом законов. С другой стороны Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы. Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.

  1. Заключение

Потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении  правового государства будут  раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое  активное участие не только государство  в виде системы органов, но и все  общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она  усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными  структурами, но и рядовыми гражданами.

Список литературы

 

 

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Герасимов А.П. «53 вопроса и ответа о Конституции РФ». - СПб., 1994.
  3. «Конституционное право», учебное пособие.
  4. Коваленко А.И. «Конституционное право Российской Федерации». - М., 1995.
  5. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления». - М., 1994.
  6. Советский энциклопедический словарь, гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М., Сов. энциклопедия, 1985.
  7. Толковый словарь под редакцией Г. А. Галустян, 2000г.

 

 

 


Информация о работе Конституция Российской Федерации