Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 12:21, контрольная работа
В отличие от большинства европейских государств Япония не имела в своей истории многочисленных конституционных актов. Более 300 лет она оставалась изолированной и закрытой от внешнего мира.
Введение 3
История создания конституции Японии 1947 г. 4
Содержание и постатейный комментарий статей Конституции 7
Заключение 15
Список использованных источников 16
Глава V Конституции Японии
посвящена исполнительной власти (ст.65-75).
Кабинет, в соответствии с Конституцией,
осуществляет исполнительную власть (ст.65),состоит
из Премьер-министра и других государственных
министров (ст.66). Также статья 66 (абзац
2) закрепляет принцип гражданского правительства,
согласно которому ни один из членов Кабинета
не может быть военным лицом. Премьер-министра выдвигает
парламент из числа своих членов и далее
уже номинально назначается императором
(ст.67). Премьер-министр как глава
исполнительной власти наделяется важными
правомочиями по формированию кабинета,
а соответственно и по определению его
политики. Он назначает министров и может
по своему усмотрению отстранить их от
должности (ст.68), выступает в парламенте
по вопросам внутренней и внешней политики,
вносит в парламент проект бюджета, обладает
правом законодательной инициативы, руководит
всеми звеньями исполнительной власти
и контролирует их (ст.72-73). Подчинённое положение министров
по отношению к премьер-министру подчёркивает
ст. 70 Конституции, согласно которой министры
должны уйти в отставку в полном составе,
если должность премьер-министра становится
вакантной. Конституция предусматривает
весьма обширный список полномочий и самого
Кабинета: проведение законов в жизнь,
руководство внешней политикой, заключение
международных договоров, организация
и руководство гражданской службой и пр.
Среди особых полномочий Кабинета следует
выделить его право на издание правительственных
указов в целях проведения в жизнь Конституции
и законов, Правительству запрещено при
этом издавать лишь указы, которые предусматривают
уголовное наказание (ст.73).
Судебная власть рассмотрена в Главе VI (ст.76-82). Судебная власть находится у Верховного Суда, состоящего из Главного судьи и установленного законом числа судей, и судов низшей инстанции. Судьи независимы, действуют согласно "голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров (ст.6). Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. При этом каждые 10 лет проводится референдум по всем членам Верховного Суда (ст.79). Избиратели подтверждают их полномочия или высказываются против дальнейшей их деятельности. Референдум проводится по каждому члену персонально. Судьи Верховного Суда народу известны, а если неизвестны, то человек голосует просто по своему отношению к суду. Это самый эффективный способ контроля над Верховным судом. Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона и другого официального акта (ст.81). В статье 82 закреплено проведение судебных разбирательств в открытых заседаниях, а также возможность проведения судом закрытых заседаний.
Статьи 83-91 Главы VII посвящены финансам. Ст.83 закреплено право распоряжаться государственными финансами на основе решений Парламента, также Парламент обсуждает и утверждает бюджет на каждый финансовый год(ст.86), утверждает расходы императорской фамилии как часть бюджета(ст.88), принимает решение об образовании резервного фонда и расходовании средств из него (ст.87). В статье 91 указано что Кабинет министров не реже чем один раз в год должен докладывать Парламенту и народу о состоянии государственных финансов.
Местному самоуправлению посвящена глава VIII статьи 92-95. Статья 92 закрепляет принцип местной автономии. Собрания учреждаются как совещательные органы при органах публичной местной власти. Путем местных прямых выборов избираются должностные лица органов публичной власти, члены из собраний и другие должностные лица, определенные законом (ст.93).Статьей 95 определено согласие большинства избирателей на издание Парламентом специального закона, применяемого только в отношении местного органа публичной власти. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами (ст.94).
Статья 96 определяет порядок внесения поправок в Конституцию. З поправку должно проголосовать 2/3 числа членов обеих палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на специальном референдуме или выборах, проводимых в соответствии с решением Парламента. Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших. После завершения одной из указанных процедур по утверждению изменение Конституции считается состоявшимся, а Император обязан от имени народа промульгировать поправки, которые становятся неотъемлимой частью Конституции.
Глава X ст.97-99 посвящены самой конституции, указано что, Конституция является верховным законом страны (ст.98),что права и свободы закрепленные в Конституции являются результатом вековой борьбы людей за свободу (ст.97),что Император, Регент, министры, члены парламента, судьи и остальные должностные лица обязаны уважать и охранять Конституцию (ст.99).
В Главе XI рассмотрены дополнительные положения, посвященные введению Конституции в действие (ст.100-103).
Заключение
В заключении необходимо отметить ряд особенностей присущих Конституции Японии 1947 г.
1) Конституция была самой демократичной из всех послевоенных; она впервые в мире закрепила социально-экономические права, наряду с личными и политическими.
2)Конституция в ст.9 закрепила
отказ от войны и решение
мирным путем всех
3)Конституция резко
4) Японская Конституция предусматривает уникальную систему судов. Кроме того, Конституцию практически невозможно изменить – механизм внесения изменений настолько жесткий, что в неё не внесено ни одной поправки.
5)Конституцией 1947 г. заложены основы местного самоуправления страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Японии 1947 года. Опубликована
на сайте http://www.japantoday.ru/
2. Латышев, И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А.Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 456 с.
3. Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учеб. для юрид. вузов и фак-тов / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 896 с.
4. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е.Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 622 с.
5. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, М.С.Гилярова, Е.М. Жукова, Н.Н. Иноземцева. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1600 с.
6. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Академия, 1999. – 574 с.
7.Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл. -корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2004.-832 с.