Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 21:15, реферат
В настоящее время в Российской Федерации создана стройная система органов и агентов валютного контроля, осуществляющих свои полномочия в соответствии с принципами разграничения компетенции, предметов ведения и полномочий. Специфика и «особое» положение Росфиннадзора в этой системе обусловлены тем, что он наделен правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Контроль за соблюдением валютного
законодательства
В настоящее
время в Российской Федерации
создана стройная система органов
и агентов валютного контроля,
осуществляющих свои полномочия в соответствии
с принципами разграничения компетенции,
предметов ведения и
Павел ВЫСОЦКИЙ, заместитель руководителя
Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора
Система валютного контроля
В соответствии
с действующим
Агентами валютного контроля в РФ являются:
уполномоченные банки, подотчетные Центральному
банку, государственная корпорация «Банк
развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)», а также не являющиеся
уполномоченными банками профессиональные
участники рынка ценных бумаг, в том числе
держатели реестра (регистраторы), подотчетные
федеральному органу исполнительной власти
по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые
органы.
В рамках исполнения государственной
функции по валютному контролю Росфиннадзор
и его территориальные органы решают стратегические
задачи по выявлению и пресечению нарушений
валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования,
а также по повышению эффективности методов
контроля за соблюдением валютного законодательства
и актов органов валютного регулирования.
При этом положительные результаты решения
поставленных перед Росфиннадзором задач
в значительной степени достигаются за
счет координации работы и обеспечения
эффективного взаимодействия с другими
органами и агентами валютного контроля.
Росфиннадзор исполняет государственную
функцию по валютному контролю, руководствуясь
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г.
№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле», положениями о Федеральной
службе финансово-бюджетного надзора
и его территориальных управлениях, соблюдая
принципы исключения неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов и
обеспечения государством защиты прав
и экономических интересов резидентов
и нерезидентов при осуществлении валютных
операций.
Функции Росфиннадзора
Обладая широкой
сетью территориальных органов,
расположенных практически во всех
субъектах РФ, Росфиннадзор осуществляет
контроль за проведением валютных операций
независимо от местонахождения резидента
и нерезидента на территории страны.
Для выполнения функции по валютному контролю
Росфиннадзор и его территориальные органы
наделены правом:
Одним из условий
деятельности контрольных органов
является четкая формулировка их целей
и задач, упорядочение и оптимизация
государственных функций, описание
контрольных процедур — регламентов
контрольной деятельности.
С 20 июня 2008 г. вступил в действие Административный
регламент по исполнению государственной
функции органа валютного контроля, утвержденный
приказом Минфина России от 6 ноября 2007
г. № 98н. Внедрение положений Административного
регламента является ключевым инструментом
повышения качества исполнения государственной
функции по валютному контролю. Его обязательным
элементом является четкое соблюдение
контрольно-надзорных процедур, исключающее
возможность субъективизма при реализации
контрольных полномочий.
Введение регламентации направлено на
реализацию идеи о публично-правовом характере
отношений, которые возникают между гражданином,
юридическим лицом с одной стороны и государством
с другой, обеспечение прав резидентов
и нерезидентов, определение ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
служебных обязанностей, способствование
дебюрократизации, предотвращение злоупотреблений
и коррупции.
Проверочные мероприятия
В целях выявления
и пресечения нарушений валютного
законодательства и актов органов
валютного регулирования
С учетом требований Указа Президента
РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах
по ликвидации административных ограничений
при осуществлении предпринимательской
деятельности» доля плановых проверок
в общем числе контрольных мероприятий,
проведенных в 2008 г. Росфиннадзором в сфере
валютного контроля, составила всего 7
%. В соответствии с законодательством
РФ Росфиннадзор обязан проводить проверочные
мероприятия в случаях, установленных
ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В связи с этим основное
внимание уделяется проведению проверок,
связанных с реализацией протоколов ФТС
России и ФНС России, а также информации
о нарушениях валютного законодательства
и актов органов валютного регулирования,
получаемой от Центрального банка РФ.
Доля проверок по сообщениям о нарушениях
валютного законодательства и актов органов
валютного регулирования в общем числе
контрольных мероприятий, проведенных
Росфиннадзором в 2008 г., составила 93 %.
Формализованное сотрудничество
Отдельного
внимания заслуживает вопрос реализации
Соглашения «Об информационном взаимодействии
между Банком России и Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора
по вопросам валютного контроля»
от 15 августа 2007 г. Получаемая от Банка
России информация, содержащая признаки
нарушений валютного
Другой источник информации о нарушениях
— это протоколы и информация, поступающие
от Федеральной таможенной и Федеральной
налоговой служб, которые не наделены
правом применять меры ответственности
за нарушение валютного законодательства.
Подписание Соглашений о сотрудничестве
и информационном взаимодействии Росфиннадзора
с ФТС России и ФНС России при осуществлении
валютного контроля способствует усилению
координации деятельности внутри системы
валютного контроля и активизации информационного
обмена между сторонами.
О роли агентов валютного контроля
Принятие
Правительством РФ постановления от
24 февраля 2009 г. № 166 «О порядке представления
органами и агентами валютного контроля
в орган валютного контроля, уполномоченный
Правительством Российской Федерации,
необходимых для осуществления
его функций документов и информации»
позволяет повысить оперативность
передачи документов и информации органами
и агентами валютного контроля. Поскольку
передача документов между территориальными
учреждениями органов и агентов
валютного контроля перенесена на территориальный
уровень, сокращаются временные
затраты по представлению документов
и информации. Это в свою очередь
приведет к повышению эффективности
осуществления полномочий в сфере
валютного контроля.
Увеличение объемов получаемой от Банка
России и агентов валютного контроля информации,
содержащей признаки нарушений валютного
законодательства, и ограниченные сроки
привлечения к административной ответственности
усиливают необходимость автоматизации
процессов информационного обмена между
Росфиннадзором и органами и агентами
валютного контроля. Поэтому Росфиннадзор
продолжает проведение организационных
мероприятий по повышению степени автоматизации
процессов передачи своими территориальными
управлениями отчетной информации, сбора
и обработки аналитической информации,
ведению единого информационного банка
нарушений валютного законодательства
и актов органов валютного регулирования,
повышению информационной открытости
для участников внешнеэкономической деятельности
путем размещения информации на сайте
Росфиннадзора.
Нормотворческая деятельность Росфиннадзора
Следует также
отметить, что Росфиннадзор проводит
серьезную работу по внесению предложений
по совершенствованию нормативно-правовых
актов, затрагивающих валютную сферу,
ответственность за нарушения валютного
законодательства.
В настоящее время в нормативном регулировании
привлечения к административной ответственности
за нарушение валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования имеются положения,
вызывающие возникновение различных подходов
к квалификации противоправных деяний
(действий или бездействия), осуществляемых
в нарушение валютного законодательства
Российской Федерации.
Это негативным образом отражается на
правоприменительной деятельности Росфиннадзора,
его территориальных органов, агентов
валютного контроля по обеспечению в пределах
своей компетенции реализации единой
государственной валютной политики, а
также судов при рассмотрении ими административных
дел в сфере обжалования решений о привлечении
к административной ответственности за
нарушение валютного законодательства.
Росфиннадзор сформулировал предложения
по изменению отдельных положений редакции
статьи 15.25 КоАП РФ, которые более четко
и полно дают определения перечня противоправных,
виновных действий (бездействия) граждан,
должностных и юридических лиц, определяемых
положениями валютного законодательства
и актами органов валютного регулирования
и одновременно исключают устаревшие
положения законодательства. В настоящее
время эти предложения находятся на рассмотрении
в Минфине России. Их принятие обеспечит
эффективную правоприменительную практику
при осуществлении валютного контроля.
При подаче
таможенной декларации таможенному
органу должен предоставляться документ,
подтверждающий соблюдение требований
валютного контроля - паспорт сделки (ПС),
оформленный в соответствии с валютным
законодательством государств - членов
ТС (ст.183 Таможенного кодекса Таможенного
союза). Российские участники ВЭД руководствуются
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О
валютном регулировании и валютном контроле"
(Закон № 173-ФЗ)
Данный закон устанавливает правовые
основы и принципы валютного регулирования
и валютного контроля в Росси; полномочия
органов валютного регулирования; определяет
права и обязанности резидентов и нерезидентов
в отношении валютных ценностей; права
и обязанности нерезидентов в отношении
валюты РФ и внутренних ценных бумаг; права
и обязанности органов валютного контроля
(включая Банк России) и агентов валютного
контроля - таможенных и налоговых органов.
У резидентов при осуществлении внешнеторговой
деятельности, в том числе с Беларусью
и Казахстаном, возникает обязанность
по зачислению на банковские счета наличной
валюты, причитающейся за переданные нерезиденту
товары, выполненные работы, оказанные
услуги, а также по возврату в РФ денежных
средств, уплаченных нерезидентом за неввезенные
на территорию РФ товары, невыполненные
работы, неоказанные услуги.
Другой нормативный акт валютного регулирования
- Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И
"О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам
документов и информации при осуществлении
валютных операций, порядке учета уполномоченными
банками валютных операций и оформления
паспортов сделок" устанавливает, что
при совершении валютных операций между
резидентом (юридическим и физическим
лицом - ИП) и нерезидентом, когда расчеты
и перевод средств осуществляются через
банковские счета резидента, открытые
в уполномоченных банках, а также через
счета в банках за пределами РФ необходимо
оформлять паспорт сделки.
Указания ЦБ России от 29.12.2010 № 2557-У "О
внесении изменений в Инструкцию Банка
России от 15 июня 2004 года № 117-И" в части
оформления ПС внесли ряд изменений в
валютное регулирование РФ. С 26 февраля
2011 года не требуется оформлять ПС на указанные
выше валютные операции, которые осуществляются
между нерезидентом и кредитной организацией
- резидентом; нерезидентом и федеральным
органом исполнительной власти, специально
уполномоченным Правительством РФ на
осуществление валютных операций в соответствии
с частью 5 статьи 5 Закона № 173-ФЗ (они осуществляют
все виды валютных операций без ограничений);
между нерезидентом и резидентом, если
сумма кредитного договора не превышает
в эквиваленте 5 тыс. долларов по официальному
курсу иностранных валют по отношению
к рублю, установленному Банком России
на дату его заключения; между нерезидентом
и резидентом, в случае если общая сумма
контракта не превышает в эквиваленте
50 тыс. долларов (до вступления в силу указания
для любого вида договора между нерезидентом
и резидентом не требовалось оформлять
ПС, если сумма договора на дату его заключения
не превышала 5 тыс. долларов).
Со дня вступления в силу указания № 2557-У
резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный
по внешнеторговому договору (контракту),
общая сумма которого на дату вступления
в силу указания не превышает в эквиваленте
50 тыс. долларов или в случае изменения
суммы контракта на дату заключения последних
изменений (дополнений) к нему, предусматривающих
такие изменения. Для закрытия указанного
в настоящем пункте ПС резидент представляет
в уполномоченный банк, в котором оформлен
ПС, письменное заявление с указанием
даты заявления; полного наименования
и адреса местонахождения (почтовый адрес);
реквизитов (дата, номер) контракта; реквизитов
(дату, номер) ПС. На его основании банк
закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих
дней с даты представления документа,
и указывает в разделе "Информация о
закрытии паспорта сделки" закрываемого
ПС в поле "Дата" дату его закрытия,
а в поле "Основание" - номер настоящего
указания.
В сфере таможенного администрирования
и валютного контроля процедур, связанных
с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной
продукции, Протоколом заседания правительственной
комиссии по проведению административной
реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрен план
мероприятий по оптимизации таможенных
процедур. Планируется внести изменения
в нормативные правовые акты Банка России
в части увеличения суммы договора, обязывающей
оформлять паспорта сделки, до 20 тыс. долларов;
увеличения сроков представления справки
о валютных операциях при списании денежных
средств с транзитного валютного счета
до 15 дней.
Федеральный закон "О таможенном регулировании
в Российской Федерации" ФТС России
вправе нормативно сокращать перечень
документов и информации, представляемых
при декларировании товаров. ФТС подготовлен
проект нормативного акта, согласно которому
не требуется представлять ПС при подаче
ГТД на товары, к которым не применяются
вывозные таможенные пошлины, при их помещении
под таможенные процедуры экспорта и временного
вывоза. При этом нужно будет указывать
номер ПС в декларации на товары в установленном
порядке, при условии наличия электронной
копии ПС в региональной базе данных валютного
контроля.
С 16 февраля 2011 года действует Федеральный
закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части регулирования обмена
документами и информацией между органами
валютного контроля и агентами валютного
контроля". Согласно законами органами
валютного контроля являются Банк России
и Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора (Росфиннадзор), агентами валютного
контроля - уполномоченные банки, подотчетные
Банку России, государственная корпорация
"Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)" и не
являющиеся уполномоченными банками профессиональные
участники рынка ценных бумаг, в том числе
держатели реестра (регистраторы), подотчетные
Федеральной службе по финансовым рынкам,
таможенные и налоговые органы.
Согласно изменениям, внесенным в Закон
№ 173-ФЗ, при обмене информацией Банк России
должен осуществлять взаимодействие с
Росфиннадзором и координацию взаимодействия
уполномоченных банков (как агентов валютного
контроля) с органами валютного контроля
и другими агентами валютного контроля.
Уполномоченные банки должны передавать
таможенным и налоговым органам информацию
в объеме и порядке, установленных Банком
России. Исключения составляют случаи,
указанные в части 13 статьи 23 Закона №
173-ФЗ, в которых определено, что уполномоченные
банки и Внешэкономбанк передают таможенным
и налоговым органам по их запросам имеющиеся
в их распоряжении заверенные надлежащим
образом копии документов.
Это документы, удостоверяющие личность
физического лица; о государственной регистрации
ИП или юридического лица - резидента;
документы (их проекты), являющиеся основанием
для проведения валютных операций (соглашения,
контракты) и дополнения и (или) изменения
к ним; подтверждающие факт передачи товаров
(выполнения работ, оказания услуг), необходимой
информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных
прав на них; документы, оформляемые и
выдаваемые кредитными организациями,
включая ведомости банковского контроля,
банковские выписки; паспорт сделки; таможенные
декларации.
Закон № 173-ФЗ определяет перечень документов,
связанных с проведением валютных операций,
открытием и ведением счетов, которые
агенты валютного контроля в пределах
своей компетенции имеют право запрашивать
и получать от резидентов и нерезидентов.
С 16 февраля 2011 года перечень дополнен
требованием о предоставлении дополнений
и (или) изменений к контрактам. Кредитные
организации обязуются предоставлять
ведомости банковского контроля.
Запрос о представлении копий документов
должен включать информацию о содержании
предполагаемого нарушения актов валютного
законодательства РФ или актов органов
валютного регулирования. Кроме того,
должны быть указаны соответствующие
нормативные правовые акты и известные
сведения, достаточные для идентификации
конкретной валютной операции (предполагаемого
нарушения), а также информация, необходимая
для идентификации резидента. Срок исполнения
запроса не может составлять менее 7 рабочих
дней со дня, следующего за днем его получения.
Органы и агенты валютного контроля и
их должностные лица обязаны сохранять
коммерческую, банковскую и служебную
тайну, ставшую известной им при осуществлении
их полномочий. По новой редакции Закона
№ 173-ФЗ к тайнам, которые необходимо сохранять,
причислена и налоговая информация. Часть
8 статьи 23 Закона № 173-ФЗ дополнена следующим
абзацем: "Представление и передача
документов и информации, связанных с
проведением резидентами и нерезидентами
валютных операций, открытием и ведением
счетов, одним органом валютного контроля
другому органу валютного контроля, органом
валютного контроля агенту валютного
контроля, агентами валютного контроля
органам валютного контроля не являются
нарушением коммерческой, банковской,
налоговой и служебной тайны".
Установлено, что представление и передача
документов и информации одним агентом
валютного контроля другому в объеме и
порядке, указанных в частях 13-16 статьи
23 Закона № 173-ФЗ, не являются нарушением
коммерческой, банковской, налоговой и
служебной тайны. Для соблюдения этого
требования из цепочки прохождения такой
информации должны быть исключены лица,
не являющееся агентом валютного контроля.
ФТС России должна передавать уполномоченным
банкам и Внешэкономбанку (исключительно
по их запросам) информацию о соответствии
или несоответствии сведений в представленных
резидентами таможенных декларациях на
товары, перемещаемые через границу РФ,
сведениям о совершении таможенных операций
по товарам, имеющимся в распоряжении
таможенных органов. Должностные лица
ФТС России должны производить сравнительный
анализ сведений, предоставленных резидентами,
с информацией, которой они располагают.
Срок исполнения запроса ФТС России не
может составлять более 14 рабочих дней
со дня, следующего за днем его получения.
Федеральная налоговая служба передает
уполномоченным банкам и Внешэкономбанку
по их запросам информацию, подтверждающую
уведомление (не уведомление) налогового
органа по месту учета резидента об открытии
счета (вклада) в банке за пределами территории
России. В случае открытия резидентом
счета (вклада) в зарубежном банке агенты
валютного контроля могут узнать или подтвердить
эту информацию с помощью налогового органа
по месту учета резидента. Срок исполнения
запроса не может составлять более 14 рабочих
дней со дня, следующего за днем получения
запроса.
Весь обмен информацией по новым правилам
осуществляется в электронном виде.
По бартерным сделкам российских лиц,
существует обязанность обеспечивать
ввоз на таможенную территорию РФ эквивалентных
по стоимости товаров, работ, услуг и результатов
интеллектуальной собственности с подтверждением
факта их ввоза соответствующими документами.
К внешнеторговым бартерным сделкам относятся
сделки, предусматривающие обмен эквивалентными
по стоимости товарами, работами, услугами,
результатами интеллектуальной деятельности
(указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 "О
государственном регулировании внешнеторговых
сделок").
Базовым документом государственного
контроля по исполнению внешнеторговых
бартерных сделок является паспорт бартерной
сделки, который оформляется Минпромторгом
или его территориальным управлением
по месту регистрации российского лица.
По каждому бартерному контракту оформляется
один паспорт бартерной сделки независимо
от даты заключения договора.
Согласно требованиям, установленным
в целях валютного контроля и контроля
исполнения внешнеторговых бартерных
сделок представление ПС и указание его
реквизитов в таможенной декларации требуется
при помещении товаров под заявляемую
таможенную процедуру, если перемещение
товаров через таможенную границу либо
изменение их таможенной процедуры осуществляется
на основании договора, на который в соответствии
с законодательством и иными правовыми
актами РФ распространяется требование
об оформлении ПС. При этом представлять
ПС и указывать сведения о его реквизитах
(номере и дате) в таможенной декларации
не требуется при декларировании товаров,
за которые не предусмотрена оплата или
получение иного встречного предоставления
по договору, заключенному при совершении
внешнеэкономической сделки.
Обсудить на форуме
Информация о работе Контроль за соблюдением валютного законодательства