Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:56, контрольная работа
1.Госуда́рство
2.Теории происхождения государства
3. функция государства - обеспечение выживания своего населения
5.Форма правления
6.Форма государственного устройства
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации
Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
Конституция РФ.
1. Законы:
Федеральные конституционные законы.
Кодексы и Федеральные законы.
2. Подзаконные правовые акты:
Указы Президента РФ,
Постановления Правительства РФ.
Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).
3. Локальные нормативно-правовые акты.
Международные договоры и соглашения РФ (а также общепризнанные принципы и нормы международного права составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России и имеет бо́льшую юридическую силу чем законы[4], но не должны противоречить Конституции Российской Федерации).
Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
в зависимости от содержания:
отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
гражданско-правовые
уголовно-правовые
15.ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Подзаконный нормативно-правовой акт -- это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.
Подзаконный нормативный акт -- понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания -- от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. Всем
Правотворчество_319
этим актам присуще одно общее свойство -- подзаконность. В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов.
Акты федеральных органов государственной власти. В Российской Федерации до последнего времени это были акты Съезда народных депутатов, Верховного Совета России и его Президиума. Съезд народных депутатов и Верховный Совет кроме законов, обладающих высшей юридической силой, деклараций и обращений, имеющих в большей степени общественно-политический, нежели юридический характер, принимали постановления. Они и являлись подзаконными нормативными актами. Аналогичная ситуация сохраняется и в новом российском парламенте. Подзаконные нормативные постановления высших органов государственной власти неоднородны. Постановлениями утверждаются положения о государственных органах и неправительственных организациях или об определенном виде государственной деятельности. Таковы «Положение о Российском фонде федерального имущества», утвержденное постановлением Верховного Совета в 1991 г., «Положение о претензионном порядке урегулирования споров», утвержденное постановлением Верховного Совета в 1992 г., и др. Однако чаще всего нормативные постановления высших органов власти посвящены урегулированию организационно-технических, процедурных вопросов, не терпящих, как правило, отлагательства (например, постановление Верховного Совета «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» 1992 г. ).
Нормативные постановления федеральных представительных органов не следует смешивать с индивидуальными ненормативными постановлениями, которые также принимаются этими органами (к примеру, постановление высшего представительного органа о прекращении депутатских полномочий того или иного лица, постановление о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации того или иного российского гражданина и др.).Понятие и виды нормативного правового акта
16.Нормативно-правовой акт и нормы
является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы» Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894г., с. 299..
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативно регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Итак, нормативно-правовой акт -- это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права (см. приложение №1).
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
17.место и роль права в жизни общества.
Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.
Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.
В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.
Это особенно ярко, неприкрыто проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.
В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки» Права человека: Сб. универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестаков Л.Н. М., 1990. С. 254. .
В Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа.
Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на веобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления» Там же. С. 105..
В преамбуле к конституции Японии подобное стремление проявляется в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую конституцию» Там же. 304..
Аналогичные положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.
Так, ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Статья 2 этого же документа закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что « народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР» Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. С. 123..
Подобные отсылки к народу содержались и содержатся в конституциях России, Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы, Казахстана и других бывших союзных республик, а ныне независимых государств.
Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации этих, равно как и других, бывших социалистических и несоциалистических государств, на практике остаются ничем иным, как декларациями.
Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке.
Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.
Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.
В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.
Далее. Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.
В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.
Последнее особенно ярко прослеживается на примере бывших социалистических, а ныне ставших на капиталистический путь развития стран.
Так, согласно Конституции СССР 1936 и 1977 годов в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, а также воды и леса.
Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством предприятий, основной городской жилищный фонд, а также иное имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Допуская наличие других форм собственности, таких, как личная, колхозно-кооперативная собственность общественных организаций, конституционные акты в тоже время на первый план выдвигали государственную собственность.
Информация о работе Контрольная рабоат по "Государству и праву"