Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:51, контрольная работа
Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1 Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм……...….5
1.2 Раскройте правовую основу проведения референдумов…………….…….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Конституционное право
Вариант №2
Надым 2014
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм……...….5
1.2 Раскройте правовую основу проведения референдумов…………….…….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...14
Введение.
Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Однако большинство
Со спецификой
конституционных правоотношений неразрывно
связана и специфика конституционно-
Актуальность данной
темы заключается в том, что многие теоретические положения носят
дискуссионный характер. Однако, в учебной литературе
многие авторы дискуссионные вопросы обходят стороной,
давая общее определение
Уяснение вопросов
по данной теме является необходимым условием
правильного понимания тех
1.1Раскройте особенности и виды
конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые нормы
- это общеобязательное веление, выраженное
в виде государственно-властного предписания
и регулирующие общественные отношения,
составляющие предмет конституционного
права.
В литературе есть другие определения:
«Конституционно-правовые нормы - это
общеобязательные, абстрактные, формально
- определенные в конституционно-правовых
актах правила, установленные и охраняемые
государством и направленные на регулирование
общественных отношений, составляющих
предмет конституционного права, путем
установления прав и обязанностей их участников».
В юридической литературе дается и такая
дефиниция: конституционно-правовые нормы
- это общеобязательные правила поведения,
установленные народом или государством
в целях охраны и регулирования определенных
общественных отношений, которые осуществляются
через конкретные права и обязанности
и обеспечиваются принудительной силой
государства.
1) своим содержанием, зависящим от той
сферы общественных отношений, на регулирование
которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены.
Основополагающие, наиболее значимые
нормы содержатся в особом акте, обладающем
высшей юридической силой во всей системе
права, - в Конституции РФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых
норм значительно больше, чем в других
отраслях, общерегулятивных норм. Это
нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи.
Они рассчитаны на всех правоприменяющих
субъектов, независимо от вида правоотношений,
участниками которых эти субъекты являются
(гражданско-правовых, административно-правовых,
трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся
в них предписаний. Именно конституционно-правовые
нормы первичны, устанавливают обязательный
для создания всех других правовых норм
порядок: определяют формы основных нормативных
правовых актов, порядок их принятия и
опубликования, компетенцию государственных
органов в сфере правотворчества, наименование
принимаемых ими правовых актов. Нормы
конституционного права определяют и
саму систему государственных органов;
5) особым механизмом реализации, которая
для многих конституционно-правовых норм
связана не с возникновением конкретных
правоотношений, а с особого вида отношениями
общего характера или правового состояния
(состояние в гражданстве, состояние субъектов
в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов,
на регулирование отношений между которыми
данные нормы направлены. Такими особыми
субъектами можно назвать народ, государство,
главу государства, представительные
(законодательные) органы государственной
власти;
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых
норм не характерна традиционная трехчленная
структура, выделяемая в составе правовой
нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция.
В рассматриваемых нормах обычно имеются
гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных
случаях - санкция.
Существуют разные виды конституционно-правовых
норм, различные критерии и варианты их
классификаций:
1. В зависимости от их предназначения
в механизме правового регулирования
нормы конституционного права делятся
на материальные и процессуальные. Разница
между ними в следующем. Материально-правовые
нормы отвечают на вопрос, что регулируется;
таким образом они закрепляют то или иное
социальное благо, меру возможного (должного)
поведения либо действий субъектов права.
Примерами норм этой разновидности, например,
являются: основная часть норм о правах,
свободах и обязанностях человека и гражданина;
нормы о компетенции органов и должностных
лиц публичной власти; нормы о предметах
ведения и полномочиях РФ и ее субъектов
(республик, краев, областей, автономий,
городов федерального значения).
2. По критерию функциональной направленности
нормы конституционного права делятся
на регулятивные (правоустановительные)
и охранительные. Бóльшая часть конституционных
норм имеют регулятивную природу. Охранительные
нормы чаще представляют собой запреты.
3. На основе такого критерия, как специфика
содержания, т.е. особенность круга регулируемых
общественных отношений конституционно-правовые
нормы дифференцируются на следующие
виды: нормы, регулирующие основы конституционного
строя; нормы о правах и свободах; нормы
о федеративном устройстве России; нормы
об организации законодательной власти,
исполнительной власти, судебной власти;
нормы о местном самоуправлении.
4. С учетом особенностей формы их выражения,
т.е. по источникам, видам нормативных
актов, в которых они содержатся, различаются
нормы конституционного права, которые
устанавливаются: а) Конституцией РФ, конституциями
(уставами) субъектов РФ; б) нормы, закрепляемые
конституционными законами и иными законами
РФ и субъектов РФ; в) нормы, фиксируемые
указами Президента РФ, постановлениями
Правительства; г) нормы конституционного
права, сформулированные в Федеративном
и иных внутригосударственных договорах;
д) нормы конституционного права, содержащиеся
в Регламентах Палат Парламента РФ – Федерального
Собрания, Регламенте Правительства РФ
и Регламенте Конституционного Суда РФ
и аналогичных документах республик, краев,
областей и автономий РФ (субъектов РФ);
е) нормы, включенные в такой из источников
конституционного права, как декларации
РФ и субъектов РФ; ж) отдельные нормы конституционного
права, закрепляемые в актах органов и
должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, система норм конституционного
права не исчерпывается только конституционно-правовыми
нормами, т.е. нормами, содержащимися в
Основных Законах двух уровней.
5. Дифференциация норм конституционного
права осуществляется также с учетом иерархии
нормативных актов – источников конституционного
права, в которых содержатся те или иные
нормы конституционного права. По юридической
силе, т.е. в зависимости от вида правового
акта, в котором сформулирована та или
иная норма конституционного права, они
разделяются на такие виды: а) нормы, изложенные
в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ 1993 г. (они имеют
высшую юридическую силу не только в сравнении
с нормами, содержащимися в конституционных
законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных
нормативных актах, но и имеют приоритет
в юридической силе в сопоставлении с
нормами, установленными в остальных главах
(разделах) Конституции РФ); б) нормы, зафиксированные
в иных главах Конституции РФ (гл.гл. 3-8)
(имеют высшую юридическую силу в сравнении
с нормами конституционного права, содержащимися
в конституционных и иных законах, в иных
нормативных актах РФ и субъектов РФ);
в) нормы конституционного права, закрепленные
в подзаконных нормативных актах, - источниках
конституционного права и т.д.
6. По способу воздействия на субъекты
права различаются: управомочивающие
(дозволяющие), обязывающие и запрещающие
нормы. Управомочивающие (дозволяющие)
нормы – это все нормы, закрепляющие предметы
ведения и полномочия РФ и ее субъектов,
компетенцию государственных органов
и должностных лиц (Президента, Совета
Федерации, Государственной Думы и др.),
права и свободы человека и гражданина
Обязывающие нормы возлагают на субъекты
обязанности совершать определенные действия,
предусмотренные этими нормами, избирать
тот вариант поведения, который соответствует
их требованиям.
Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие
запреты на совершение определенных действий.
В форме запретов фиксируются, например,
ряд принципов конституционного строя,
гарантии прав и свобод человека и гражданина
в РФ.
7. По критерию характера взаимоотношений
субъектов правоотношения конституционно-правовые
нормы могут быть классифицированы на
императивные и диспозитивные.
Императивные нормы регулируют отношения
между субъектами, где стороны находятся
в неравноправном положении (отношения
власти-подчинения). Диспозитивные же
нормы допускают регулирование отношений
по соглашению сторон, между тем как нормативное
правило действует лишь при отсутствии
такого соглашения.
Однако чаще в научной литературе в качестве
критерия классификации правовых норм
на императивные и диспозитивные называют
особенности метода, способа правового
регулирования. При этом под императивными
нормами понимаются те, в которых правила
поведения сформулированы повелительно,
однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными
же подразумевают нормы, которые содержат
возможность выбора того или иного варианта
поведения.
8. По времени их действия нормы конституционного
права делятся на три вида:
а) действующие в течение неопределенного
времени (их большинство);
б) действующие лишь в определенные периоды
времени (так, нормы, регулирующие режим
военного либо чрезвычайного положения.
в) нормы конституционного права, исчерпываемые
во времени своего действия.
9. По территориальным масштабам их действия
можно выделить такие разновидности норм
конституционного права:
а) общефедеральные;
б) действующие на территории отдельного
субъекта РФ (республики, края, области,
города федерального значения, автономной
области, автономного округа);
в) локальные (действующие в масштабе отдельно
взятого муниципального образования).
10. В зависимости от такого критерия, как
их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые
нормы бывают двух видов: нормы общего
характера и конкретные, поведенческие
нормы.
а) Нормы общего характера регулируют
поведение социальных субъектов косвенным
образом: не устанавливают конкретных
моделей, вариантов поведения, а закрепляют
лишь основные ориентиры, важнейшие параметры
поведения (его цели, границы, перспективы,
способы, условия и т.д.). Таким образом
рассматриваемые нормы оказывают косвенное
влияние на поведение, но конкретных правил
поведения не устанавливают.
б) Конкретные, поведенческие нормы –
это содержащиеся в Конституции РФ и иных
источниках конституционного права конституционно-правовые
нормы: о сферах ведения и полномочиях
Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции
конституционно учрежденных государственных
органов и должностных лиц; нормы о конституционных
правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина.
1.2Раскройте правовую
основу проведения
Референдум наряду со свободными
выборами является высшим непосредственным
выражением власти народа. Государством
гарантируются свободное волеизъявление
граждан Российской Федерации на референдуме
Российской Федерации, защита демократических
принципов и норм права, определяющих
право граждан на участие в референдуме.
Референдум Российской Федерации - всенародное
голосование граждан Российской Федерации,
обладающих правом на участие в референдуме,
по вопросам государственного значения.
Референдум проводится на основе всеобщего
равного прямого и свободного волеизъявления
граждан Российской Федерации при тайном
голосовании.
Граждане Российской Федерации имеют
право участвовать в референдуме независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также от других обстоятельств.
Граждане Российской Федерации участвуют
в референдуме на равных основаниях. Каждый
участник референдума обладает равным
числом голосов.
Гражданин Российской Федерации голосует
за вынесенные на референдум вопросы или
против них непосредственно.
Участие гражданина Российской Федерации
в референдуме является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие
на гражданина с целью принудить его к
участию или неучастию в референдуме,
в выдвижении инициативы проведения референдума,
в подготовке и проведении референдума,
а также препятствовать его свободному
волеизъявлению.
Вопросы референдума и порядок их вынесения
на референдум
1. Конституционное Собрание вправе вынести
на всенародное голосование проект новой
Конституции Российской Федерации.
2. На референдум выносится проект нормативного
акта или вопрос, обязательное вынесение
на референдум которых предусмотрено
международным договором Российской Федерации.
Вынесение на референдум указанных проекта
нормативного акта или вопроса, назначение,
подготовка и проведение референдума
осуществляются в соответствии с настоящим
Федеральным конституционным законом
с учетом особенностей, предусмотренных
соответствующим международным договором
Российской Федерации.
4. На референдум могут выноситься вопросы,
отнесенные Конституцией Российской Федерации
к ведению Российской Федерации, а также
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
5. На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъектов Российской
Федерации, закрепленного Конституцией
Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении
срока полномочий Президента Российской
Федерации, Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, а также
о проведении досрочных выборов Президента
Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации либо о перенесении сроков проведения
таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность,
досрочном прекращении, приостановлении
или продлении полномочий лиц, замещающих
государственные должности Российской
Федерации;
4) о персональном составе федеральных
органов государственной власти, иных
федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении,
приостановлении или продлении срока
полномочий органов, образованных в соответствии
с международным договором Российской
Федерации, либо должностных лиц, избираемых
или назначаемых на должность в соответствии
с международным договором Российской
Федерации, а также о создании таких органов
либо назначении на должность таких лиц,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации;
6) о принятии и об изменении федерального
бюджета, исполнении и изменении внутренних
финансовых обязательств Российской Федерации;
7) о введении, об изменении и отмене федеральных
налогов и сборов, а также об освобождении
от их уплаты;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер
по обеспечению здоровья и безопасности
населения;
9) об амнистии и о помиловании.
Вопрос, выносимый на референдум, не должен
противоречить Конституции Российской
Федерации, ограничивать, отменять или
умалять общепризнанные права и свободы
человека и гражданина, конституционные
гарантии реализации таких прав и свобод.
Вопрос, выносимый на референдум, должен
быть сформулирован таким образом, чтобы
исключалась возможность его множественного
толкования, чтобы на него можно было дать
только однозначный ответ и чтобы исключалась
неопределенность правовых последствий
принятого на референдуме решения
Заключение.
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Задачей конституционного права является установление определенного социального порядка в организации политической власти и в ведении политической деятельности. В целом, конституционное право вбирает в себя все нормы, касающиеся организации и функционирования органов государственной власти.
Как показывает практика, в процессе реализации народовластия конституционные нормы, принципы, институты могут приносить положительные результаты. Значит, воля законодателя (народа), ставшая государственной волей, отражает социальные интересы в конституционном развитии. Оставление без внимания интересов граждан и цели общества вряд ли будет способствовать к определению концепции государственного права, ибо несовпадение социальных целей с полученными результатами воздействия конституционных норм свидетельствует о наличии в обществе скрытых, внутренних причин и законов, которым подчинены определенные факторы общественной жизни.
Конституционно-правовыми нормами являются установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они являются предоставительно-обязывающими. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями. Для структуры конституционной нормы характерны гипотеза и диспозиция, а в отдельных случаях - санкция.
Обособление конституционных норм связано со спецификой выполняемых ими функций. Функции не только раскрывают сущность и социальное назначение Конституции, но и характеризуют основные направления воздействия ее на общественные отношения.
Список используемой литературы.
1. Венгеров А.Б. Теория государства
и права. М., 1998.
2. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное
право России: Учебное пособие / Отв. ред.
академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция,
1999г.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное
право Российской Федерации. Учебник,
изд.3-е,перераб. и доп., М.,Юристь,2004г.
4. Колесников Е.В. Источники российского
конституционного права.
Саратов,1998г.
5. Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Общая часть: Учебник
для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А.
Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М., 2005.
С. 47.
6. Конституция Российской Федерации, М.,2003г.
7. ФКЗ Российской Федерации от 28 июня 2004г.
О референдуме Российской Федерации//
СЗ РФ,2004 №27 Ст.2710
Информация о работе Контрольная работа по " Конституционное право"