Контрольная работа по « Основы социального государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Социальное государство выполняет ряд управляющих функций по развитию экономики и социальной сферы, формирует институты доходов населения с учетом выравнивания, создает предпосылки для высокого качества жизни работающего населения. Таким образом, социальная политика социального государства направлена не просто на защиту человека от социальных рисков, но и на недопущение резкого материального и социального неравенства.
Важно заметить, что социальная политика тесно связана с уровнем развития общества, с целями и задачами которые ставит общество перед собой в своём социальном развитии. Главная цель социальной политики в экономическом ракурсе - это распределение и перераспределение национального дохода между социальными группами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Характеристика современного социального государства………...…3
2. Российская модель социальной политики как главная составляющая социального государства……………………………….…5
3. Общая характеристика приоритетов социального государства…….9
4. Приоритетные национальные проекты: сущность, содержание и их значение…………………………………………………………………..……10
Заключение………………………………………………………………….....15
Список использованной литературы……………………………………….16

Файлы: 1 файл

осн.со.гос-ва ..приоритеты.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

Эти три направления тесно  связаны и взаимно усиливают  друг друга. Выделение одного из них  и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.

Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных  мер по радикальной модернизации социальной сферы:

Во-первых, представляется необходимым  создать систему взаимоувязанных  социальных институтов, способных реально  обеспечить:

- работающим - институт достойной заработной платы, гарантирующей работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни (средняя заработная платы по стране должна быть не менее 5 ПМ, а доля зарплаты в ВВП - достичь за пять лет 35%);

- пенсионерам - институт пенсионного страхования, который бы гарантировал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;

- всем гражданам страны - гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемой обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП); гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на это должны составлять не менее 5% ВВП).

Во-вторых, государственные  расходы на социальные цели следовало  бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов (не менее 20% ВВП), рекомендованных конвенциями  и рекомендациями МОТ, Европейской  социальной хартией, подписанной Россией  в 2000 г.

В-третьих, необходимо разработать  общенациональную (структурированную  по основным направлениям) программу  развития систем образования, здравоохранения  и жилищно-коммунальной сферы, которая  включала бы федеральную и согласованные  с ней региональные программы.

Таким образом, российская модель имеет свои особенности и вполне реальные цели и задачи, реализация которых в условиях кризиса усложняется, но необходимость их растёт, так  как население больше подвергается социальным рискам.

3. Общая характеристика приоритетов социального государства.

На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных  принципов. Приоритеты определяются исходя из:

- степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем;

- проблемного видения самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические принципы и правовые нормы.

Приоритеты социального  государства нашей страны-то, чему государство отдает предпочтение в  развитии социально-экономических  отношений - определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач).

Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических  основ социального государства  меняются в зависимости от внутренней и международной политической и  социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания  масс на первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих  мест, усиливаются страховые принципы социальной защиты населения.

Даже некоторое оживление  экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров на первый план выдвигаются инвестиции в человека, в образование - непременное условие конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение.

Основные приоритеты современного этапа развития России11 Гришин С. Механизмы реализации основных положений и принципов социального государства.// Журнал российского права. - 2007. - № 2.:

- обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения;

- значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь, минимизации крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

- безусловная приоритетность инвестиций в человека и, прежде всего, в образование, а также в здравоохранение;

- осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, которые нуждаются в государственной поддержке;

- усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случаях болезни, а также при несчастных случаях на производстве;

- осуществление мероприятий по социальному развитию села;

- создание для трудящихся экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

4. Приоритетные  национальные проекты: сущность, содержание и их значение.

Повышение качества жизни  граждан России - ключевой вопрос государственной  политики. В настоящее время к приоритетным национальным проектам относятся: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России, «Развитие агропромышленного комплекса».

Акцент на повышении доступности  и качества здравоохранения, образования, комфортного жилья - не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание, в частности, в Посланиях  Президента России Федеральному Собранию начиная с 2004 года.

Заявленные Президентом  социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции в человека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики. Приоритетной задачей стало также экономическое  развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса.

К 2011 году для решения  заявленных задач сложились благоприятные  условия.

Во-первых, у государства  есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение  социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, укрепление государственной  власти, в частности, новая система  избрания руководителей субъектов  федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для  успеха таких масштабных проектов.

В-третьих, государство перешло  к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно - еще и на два последующих. Горизонты  экономического планирования расширяются - растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы  получают необходимые гарантии, масштабные задачи - большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

Именно эти сферы затрагивают  каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий  капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают  более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

В Краснодарском крае ведется  большая работа по реализации приоритетных национальных проектов. Так, в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июня 2011 года №922-р «О реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в Краснодарском крае в 2011 году»11Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июня 2011 года № 922-р «О реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в Краснодарском крае в 2011 году» // Краснодарские известия. 10 июня 2011. дан отчет о ходе выполнения данных программ:

Направлениями реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье» являются:

- формирование здорового образа жизни у граждан;

- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

- повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

- совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

В рамках мероприятий по повышению доступности и качества специализированной, в том числе  высокотехнологичной, медицинской  помощи из средств федерального бюджета  Краснодарскому краю предусмотрена  субсидия в размере 456,9 млн. рублей софинансирование из средств краевого бюджета - 590,7 млн. рублей, профинансировано 904,8 млн. рублей, в том числе 447,9 млн. рублей за счет средств краевого бюджета11 О ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» за 9 месяцев 2011 года // Сайт Управления экономики и целевых программ Краснодарского края: http://uecp.krasnodar.ru/prog_federal/health.

Направлениями реализации приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»  являются:

- увеличение объемов жилищного строительства;

- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

- обеспечение жильем молодых семей;

- обеспечение жильем граждан, относящихся к категориям, установленных федеральным законодательством.

В 2011 году в Краснодарском  крае введено в эксплуатацию 3 млн. 605,5 тыс. кв. метров жилья, что составляет 105,7% к 2010 году.

Направлениями реализации приоритетного  национального проекта «Образование»  являются:

развитие дистанционного образования детей-инвалидов;

государственная поддержка  талантливой молодежи;

денежное вознаграждение за классное руководство;

поощрение лучших учителей.

В 2011 году в федеральном  бюджете предусмотрены субсидии Краснодарскому краю на поощрение лучших учителей в сумме 8,4 млн. рублей.

В течение 9 месяцев 2011 г. на территории Краснодарского края реализуется приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Проделана определенная работа, и сегодня мы уже видим результаты его реализации.

По первому направлению  «Ускоренное развитие животноводства»  Минсельхозом одобрено 86 объектов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих ферм и комплексов в крае, из них  по 61 объекту уже заключены кредитные  договоры на сумму 3,6 млрд руб. и начата их реализация.

За 9 месяцев 2011 г. в Краснодарском крае в целом достигнута положительная динамика производства как скота и птицы на убой, так и производства молока:

производство мяса в хозяйствах всех категорий составило 293 тыс. т, что на 9% больше соответствующего периода  прошлого года;

производство молока во всех категориях хозяйств составило 1011,6 тыс. т, что на 2% выше соответствующего периода 2010 г.11 Жиленко СВ. Опыт реализации приоритетных национальных проектов по развитию агропромышленного комплекса в Краснодарском крае // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3-4 (28-29) Декабрь 2011.

Анализируя содержание приоритетных национальных проектов, их место и  роль в обеспечении безопасности России, можно сделать следующие  выводы:

1. Приоритетные проекты  (лат. projectus - выступающий вперед) - прототип, прообраз формирования широкомасштабной объединяющей идеи возрождения величия страны - являются элементом зарождающейся новой государственной стратегии развития и непосредственно оказывают влияние на обеспечение безопасности России.

2. Определение «национальный» (применительно к национальным  проектам можно использовать  и определение «общенациональный») также не случайно. В определенном  смысле, национальные проекты - это  поиск новой философии развития; государства и общества, ее апробирование  и формирование новой идеологии концепции стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

3. Национальные проекты  по своему стратегическому, глубинному  содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных  ресурсов страны на наиболее  приоритетных направлениях развития  потенциала человека. Это дальнейший  шаг, логическое продолжение курса  на модернизацию страны.

Необходимо подчеркнуть, что эта цель сформулирована перед  государством, которое по общепризнанным показателям не является развитой страной  ни по душевому доходу, ни по структуре  экономики, ни по социальным стандартам. Вместе с тем это государство  обладает всеми возможностями, как  интеллектуальным потенциалом, так  и сырьевыми ресурсами, чтобы  в короткие сроки стать такой  развитой страной.

4. Приоритетные национальные  проекты предназначены для формирования  обновленного механизма деятельности  государственных органов власти  и должны быть реализованы  всем обществом, так как «по  вертикали» они относятся ко  всем уровням власти - федеральной,  региональной, местной, а «по горизонтали» - ко всем институтам гражданского  общества и бизнесу.

5. Важная роль при реализации  приоритетных национальных проектов  принадлежит усилиям по консолидации  российского общества и российских  политических и бизнес элит, переводу  взаимоотношений между ними из  области конфронтации в область сотрудничества11 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета от 13 мая 2009 г..

Информация о работе Контрольная работа по « Основы социального государства»