Контрольная работа по дисциплине "История государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Охарактеризуйте особенности развития Советского государства и права в период Великой Отечественной войны.
Задание 2. Проанализируйте содержание Манифеста «об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года и его значение для государственно-правового развития России.
Задание 3. Определите значение следующих историко-правовых понятий и терминов:
Задание 4. Решите задачу

Содержание работы

Задание 1. Охарактеризуйте особенности развития Советского государства и права в период Великой Отечественной войны. 3
1.1. Основные действия государства и изменения в его структуре и процедурах 9
1.2. Изменения в государственном аппарате 10
1.3. Вооруженные силы 12
1.4. Военные трибуналы 12
1.5. Гражданское право 13
1.6. Трудовое право 14
1.7. Уголовное право 16
Задание 2. Проанализируйте содержание Манифеста «об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года и его значение для государственно-правового развития России. 17
Задание 3. Определите значение следующих историко-правовых понятий и терминов: 20
Задание 4. Решите задачу 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

истории государства права России.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

Был учрежден Государственный Комитет Обороны, сосредоточивший всю полноту власти в вопросах войны (возглавил его И.В.Сталин). Вначале в ГКО входило пять человек, затем 9. ГКО не имел своего аппарата и использовал аппарат СНК и ЦК ВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны (всего более 60).

В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВД. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены. При этом органы военной контрразведки были выведены из состава НКВД и переданы в наркоматы обороны и военно-морского флота (Главное управление контрразведки «СМЕРШ»).

В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов, армий, военных округов. Они могли издавать постановления, неисполнение которых влекло ответственность до уголовной.

2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная  государственная комиссия по  установлению и расследованию  злодеяний немецко-фашистских захватчиков  и их сообщников и причиненного  ими ущерба. В ее состав были  введены видные общественные  деятели (писатель А.Н.Толстой, академик  Е.В.Тарле, митрополит Николай и  др.). Она собрала и систематизировала  огромный фактический материал. На оккупированной территории  разными способами оккупанты  непосредственно уничтожили 6,39 млн. человек гражданского населения. 5,62 млн. гражданских лиц были насильно  вывезены на работы в Германии. Из них более 2,8 млн. погибли в  Германии, и около 0,6 млн. скончались  сразу после репатриации от  тяжелых болезней и увечий.

Были расширены права союзных республик: в 1944 г. были учреждены наркоматы обороны республик, и созданы республиканские воинские формирования. Тогда же союзным республикам были предоставлены полномочия в области внешних сношений и созданы наркоматы иностранных дел. Белорусская и Украинская ССР участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.

 

    1. Вооруженные силы

23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР для стратегического  руководства вооруженными силами  была создана Ставка Верховного  Главнокомандования, в которую вошли  члены Политбюро и руководители  Наркомата обороны. С 10 июля ее  возглавил И.В.Сталин. 19 июля И.В.Сталин  был назначен Наркомом обороны, а 8 августа Главнокомандующим вооруженными  силами. Генштаб был переподчинен  Верховному Главнокомандующему  и стал оперативным органом  Ставки. При Ставке был также  создан Центральный штаб партизанского  движения.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров, однако без права контроля над командным составом. В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия - погоны. Были учреждены новые ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского и др.

 

    1. Военные трибуналы

22 июня 1941 г. были учреждены военные  трибуналы в районах военных  действий и местностях, объявленных  на военном положении. Они рассматривали  все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях  против обороны, общественного порядка  и госбезопасности, хищение социалистической  собственности, разбой, убийства, уклонение  от исполнения всеобщей воинской  повинности. Жалобы и протесты  на приговоры трибуналов не  допускались. Лишь о приговорах  к высшей мере сообщалось телеграммой  председателю Военной коллегии  Верховного Суда СССР, и если  до истечения определенного времени  она не истребовала дело, приговор  приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение  на железнодорожном, речном и  морском транспорте. Работники транспорта  объявлялись мобилизованными до  конца войны.

По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда на армию. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В публицистике последних лет эта мера представлена как неоправданная жестокость, хотя сведений о расстрелах заградотрядами не приводилось. На деле это была мера психологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли с случае паники и беспорядочного отхода.

Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение , вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 г.).

 

    1. Гражданское право

Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на такой территории, если они противоречили закону, признавались недействительными. Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности (например, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники). Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны. СНК в 1943 г. обязал органы власти восточных областей возвратить колхозам освобожденных районов скот, эвакуированный на восток.

В целом сужалось применение гражданско-правовых договоров и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введением льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников, в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры.

Семейное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей). По Указу от 8 июля 1944 г., только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода. Теперь развод производился только в судебном порядке, причем в народном суде принимались меры к примирению супругов. Вопрос о разводе решал вышестоящий суд только в том случае, если супруги не примирились. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней. Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям.

 

    1. Трудовое право

Для обеспечения работы предприятий и замены ушедших на фронт работников вводились чрезвычайные меры. Уже Указ от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указом от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин начиная с шестого месяца и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме как по болезни, беременности и родам, а также работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады.

Указом от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать). Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев.

Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на время войны был повышен обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности.

Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии.

 

    1. Уголовное право

Довоенные нормы уголовного права были дополнены. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Проанализируйте содержание Манифеста «об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года и его значение для государственно-правового развития России.

 

Манифест 1905 г. был издан императором Николаем II 17 октября 1905 г. под давлением нарастающего народного волнения: всеобщей политической забастовки и вооруженных восстаний в Москве и во многих других городах. Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.

Манифест стал первым либерально настроенным законодательным актом царской России. Основные положения Манифеста:

- закрепление свободы совести, слова, собраний и сходов;

- привлечение к выборам широких слоев населения;

- обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

В этих условиях российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но стремилась не допустить дальнейшего развития революции.

Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов. Они первоначально представляли собой стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической борьбы.

Принципы организации и деятельности Советов:

- представительный характер Советов;

- демократические выборы путем тайного или открытого голосования;

- в них могли входить женщины;

- в их составе формировались исполнительные комитеты (президиумы) и комиссии по отдельным вопросам;

- отчетность депутатов перед избирателями;

- возможность замены депутатов, не оправдавших доверия избирателей;

- работа Советов согласно наказам избирателей;

- широкое привлечение рабочих к заседаниям Советов.

В 1905–1907 гг. сформировались 55 Советов, из которых 44 были большевистски настроенными, поэтому они стали заточными органами новой революционной власти.

Советы имели право применять меры революционно-демократического характера: формировать боевые дружины, рабочую милицию, открывали и захватывали типографии, имели собственные печатные издания, распространяли революционные идеи, тем самым вводя фактическую свободу печати.

Манифест сохранил сословное неравенство буржуазии с дворянством и ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном аппарате.

Основные государственные законы были подписаны Николаем II 23 апреля 1906 г. Они являлись актом самодержавия, на который решился Николай II уже после подавления наиболее крупных восстаний. Эти законы могли быть изменены только императором.

Содержание Основных законов:

- верховная самодержавная власть принадлежит только всероссийскому императору;

- власть управления принадлежит также императору;

- законодательная – совместно императору, Думе и Совету; исключительная компетенция императора в области законодательства; вопросы платежей по государственным долгам и кредитам – Министерству двора, государственных займов.

Основные государственные законы 1906 г. запрещали царю единолично изменять избирательное право, но Николай II нарушил это положение и принял закон, который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и др.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История государства и права России"