Контрольная работа по дисциплине "правовые отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

1.Основные теории Возникновения Права.
2.Административное правонарушение и административная ответственность.
3. Тест

Файлы: 1 файл

Правовые отношения.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

1.Основные  теории Возникновения Права.

1.1Понятие  право.

Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государство гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами. Право это совокупность социальных норм, которые обязательны для всех граждан государства. Право регулирует защиту общественно-государственных интересов, обеспечивает постоянство сосуществования классов в обществе. Право выражено в форме, определенной государством – законе, который формулируется в порядке, установленном в обществе.

Право регулирует как взаимоотношение  между объединениями людей, отдельными лицами, а так же межгосударственные отношения.

Органы государственной  власти издают нормы, которые находятся  под принудительной охраной государства. Иначе можно сказать, что право, это отношения в обществе, и целью его является установление и соблюдение правопорядка. Само право не ограничено формальными характеристиками, поскольку это и правовые нормы, содержащиеся в юридических текстах.

Независимо от того, установлены  ли нормы права государством, или  народом при голосовании на референдуме, их исполнение обеспечено силой государства.

Сформулировать само понятие  можно как порядок отношений  в обществе, который сложен на принудительной основе и направлен на установление связей как общественных, так и  государственных, и действует в  интересах всех субъектов.

Совокупность правовых норм, которые приняты для регулирования  отношений граждан, в основных вопросах государственной жизни, называется правом. Им отражается принцип власти и жизненный уклад страны. Поведение  людей также определяются обычаями, традициями и моралью. Но право утверждено государством, который гарантирует  его исполнение.

Сегодня право понимается с юридической стороны, а нормы  права закреплены законом и регулируются государством.

За века развития общественной жизни появилось множество различных  правовых теорий и идей. Хотя в основе многих правовых институтов сохранилось  римское понимание права, например, о том, что право неразрывно связано  с понятием справедливости и добра. Юристы уже более двух тысяч лет  пытаются сформулировать общее понятие, но до сих пор не достигли успеха. А некоторые считают, что это  вовсе невозможно, поскольку для  разработки традиционных определений  используется только формальная логика, которая не всегда действенна для  описания эмоционального ощущения человеком  того же добра. Одна из основных концепций  развита на основе понятий справедливости и правосудия. Она признает взаимное правомочие заинтересованных сторон. Эти сторону посредством прав и обязанностей уравновешивают друг друга.

1.2Возникновение  права.

Новые условия жизни общества: переход от присваивающего хозяйства  к производящему, создание избыточного продукта, возникновение частной собственности, социальное расслоение общества – требовали норм, отличных от норм обычаев, моральных требований и религиозных установлений первобытнообщинного строя. Прежние социальные нормы оказались неспособными регулировать поведение людей, принадлежащих к различным социальным классам, согласовывать их интересы. Поэтому новые социальные нормы должны были выражать не только интересы всего общества, но, прежде всего, интересы сил, занимавших господствующие позиции в этом обществе. Такими нормами и явились нормы права, ставшие в государственно-организованном обществе наиболее важным регулятором поведения людей.

В отличие от социальных норм родового общества, нормы права  исходили от государства или были санкционированы им, т.е. в них  выражалась воля государства.

Нормы права закрепляли и  охраняли не социальное равенство, а  наоборот – социальное неравенство (привилегии богатых и знатных  на власть, землю, рабов, на усиленную  защиту их личности и имущества со стороны государства).

Нормы права стали общеобязательными  для всех лиц, находящихся на территории государства, а не только для лиц, связанных кровнородственными узами.

Нормы права установили четкое разграничение между правами  и обязанностями, в отличие от социальных норм родового общества.

Для охраны норм права от нарушений и применения к виновным в их нарушении мер государственного принуждения в виде юридической  ответственности были созданы специальные  государственные органы (милиция, прокуратура, суд).

Правовые нормы складывались в обществе различным образом. Некоторые  из них возникли в результате постепенного изменения (приспособления и наполнения новым содержанием) "мононорм" родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устранялось принудительной силой государства.

Другая часть норм права  сложилась в результате деятельности судебных и административных органов, дававших социальным нормам родового общества новое толкование или закреплявших своими решениями новые правила  поведения. Данные решения приобретали  характер образцов, эталонов при рассмотрении подобных дел в будущем, то есть становились  прецедентами.

Существенную роль в установлении норм права сыграла и правотворческая  деятельность государства, когда юридические  нормы складывались в результате издания государственными органами специальных документов (правовых нормативных  актов), содержащих данные нормы.

 

 

1.3Основные  отрасли права.

Систему современного украинского права составляют следующие основные отрасли права.

Конституционного право  – это отрасль права, закрепляющая и регулирующая основы конституционного строя государства, правовое положение  граждан, государственное устройство, систему государственных органов  и их компетенцию.

Административное право  – это отрасль права, закрепляющая и регулирующая управленческие общественные отношения (или исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов): порядок управления, общественный порядок, предупреждение правонарушений и др.

Гражданское право – это  отрасль права, закрепляющая и регулирующая имущественные и связанные с  ними личные неимущественные отношения: купли-продажи, наследования, собственности, чести и достоинства и др.

Семейное право – это  отрасль права, закрепляющая и регулирующая брачно-семейные отношения: порядок  вступления в брак, права и обязанности  супругов, родителей и детей и  др.

Земельное право – это  отрасль права, закрепляющая и регулирующая общественные отношения в области  использования и охраны земли, недр, вод и лесов.

Трудовое право – это  отрасль, закрепляющая и регулирующая трудовые отношения: порядок приема и увольнения, условия труда, заключение и расторжение трудового договора и др.

Уголовное право – это  отрасль права, определяющая, какое  общественно опасное деяние является преступлением, и устанавливающая  меры наказания за его совершение.

Уголовно-процессуальное право  – это отрасль права, закрепляющая и регулирующая порядок производства по уголовным делам: дознание, предварительное  следствие, судебное разбирательство  и др.

Гражданско-процессуальное право – это отрасль права, закрепляющая и регулирующая порядок  производства по гражданским делам: права и обязанности сторон, судебное разбирательство, обжалование решений  суда и др.

Существуют и иные отрасли  права – финансовое, экологическое, исполнительно-трудовое и др.

Систему права необходимо отличать от системы законодательства. Если система права – это совокупность юридических норм, то система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов и иных форм права. Поэтому право и законодательство соотносятся между собой как содержание и форма.

1.4Формы  права.

Соотношение понятий «форма права» и «источник права» является предметом дискуссии. Данные понятия  либо отождествляются, либо различаются. Различие этих понятий основано на том, что под источниками права  понимают факторы, от которых зависит  возникновение и развитие права. Например, источники права могут  быть рассмотрены в трех основных смыслах:

1.Материальном (материальные условия жизни общества, повлекшие возникновение и совершенствование права);

2. духовно-нравственном или идеологическом (правосознание как форма общественного сознания, влияющая на формирование права);

3.формально-юридическом (форма, в которой государство закрепляет общеобязательные правила).

Формы (источники) права –  это установленные государством официальные способы внешнего выражения  и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

В истории сложились различные  способы оформления права, его внешнего закрепления. Формой права являлись правовые обычаи и юридические прецеденты (судебные и административные). Они не утратили своего значения и в настоящее время. Постепенно с развитием письменности правовые установления общего характера стали исходить от различных органов власти и управления, правотворческая деятельность которых приводила к созданию иной формы права – нормативных правовых актов, а с развитием товарно-денежных отношений и связей с другими государствами сложилась еще одна форма права – нормативный договор.

Таким образом, к основным формам права относятся: правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры, нормативные правовые акты.

Правовой обычай представляет собой обычай (правило поведения), который санкционирован государством, то есть признается государством в  качестве общеобязательного и охраняется его принудительной силой.

Правовой обычай исторически  был первым источником права и  регулировал общественные отношения  в период становления государства. Эта форма права характеризуется  тем, что носит, как правило, локальный  характер, то есть применяется достаточно редко - либо в определенной местности, либо в определенной сфере общественных отношений; государство не устанавливает данного правила поведения, а как бы соглашается с тем, что уже выработано самим обществом и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой; правовой обычай не имеет четкого воспроизведения содержания в официальных государственных документах, там имеется лишь ссылка на него.

Юридический прецедент - это  решение судебных или административных органов государства по конкретному  делу, которое становится образцом, обязательным при рассмотрении последующих  аналогичных дел.

В зависимости от вида государственного органа, принимающего данное решение, различают судебный прецедент и  административный прецедент. Юридический  прецедент (от латинского слова «предыдущий») широко распространен в Англии и  других англоязычных стран, где сложилось  и до сегодняшнего времени действует  так называемое «прецедентное право». Признание юридического прецедента источником права, по существу дает возможность  судебным органам выполнять правотворческие  функции.

Нормативный договор (договор  нормативного содержания) представляет собой совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимное изъявление воли нескольких субъектов.

Отличительными сторонами  данной формы права является то, что в нем содержатся нормы  права и что в его создании участвуют как минимум два  субъекта, хотя бы один из которых обладает правотворческими полномочиями. Синонимами понятия нормативный договор являются понятия соглашение, контракт, договоренность. Нормативные договоры широко применяются в области конституционного (государственного) права, трудового права и международного права.

Нормативный правовой акт  представляет собой акт компетентного  государственного органа или акт, принятый в результате референдума, содержащий в себе нормы права и устанавливающий  юридические рамки их действия во времени, в пространстве и по кругу  субъектов.

Нормативный правовой акт - это наиболее распространенная и совершенная форма права, приспособленная к обновлению и совершенствованию действующего права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Административное  правонарушение и административная  ответственность.

2.1Понятия и признаки административного правонарушения.

Административное правонарушение- это правонарушение, посягающие на установленный законом государственный или общественный порядок, на отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов.

Например: нарушение правил противопожарной безопасности, санитарной гигиены, безбилетный проезд в общественном транспорте, за которое Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения являются: деяние (действие или бездействие); его противоправность; его виновность; причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; административная ответственность за деяние, предусмотренное законодательством.

Среди органов, которым подведомственны  дела об административных правонарушениях, выделяются: местная администрация районов, городов, районов в городах, поселках, селах; комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) суды; судьи общих и военных судов; органы внутренних дел (начальники органов внутренних дел и их заместители, государственные автомобильные инспекторы и др.); органы железнодорожного, морского, речного и воздушного, а так же пассажирского городского и междугородного автомобильного транспорта и электротранспорта; органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор; таможенные органы; органы рыбоохраны и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "правовые отношения"