1. Функции теории государства
и права
Функции теории государства
и права представляют собой
основные направления действия
данной науки, необходимые для
решения стоящих перед ней
целей и задач. Функции характеризуют
ее теоретическое и практическое
значение для прогрессивного
преобразования общественной жизни.
Обычно выделяют онтологическую,
гносеологическую, эвристическую, прогностическую,
методологическую, идеологическую
и организационно-прикладную функции.
С помощью онтологической функции
(онтология - учение о бытии)
теория государства и права
познает суть государственно-правовых
явлений, отвечает на вопросы,
что есть государство и право,
как и почему они возникают
и действуют и т.п. Гносеологическая
функция (гносеология - теория
познания) теории государства и
права состоит в выработке
научных концепций, доктрин, правовых
понятий, категорий, а также
приемов и способов, помогающих
научному познанию государства
и права. С помощью эвристической
функции (эвристика - искусство
нахождения истины) теория государства
и права открывает новые закономерности
в развитии государственно-правовых
институтов, в частности вусловиях современных
рыночных реформ. Прогностическая функция
теории государства и права проявляется
в предвидении тех или иных изменений
в государственно-правовой действительности,
в определении тенденций развития государственно-правовой
жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
Будучи фундаментальной наукой, теория
государства и права выполняет и методологическую
функцию, т.е. создает систему понятий
и категорий, применяющуюся во всех иных
юридических науках, имеющую существенное,
основополагающее значение для юриспруденции
в целом. Осуществляя идеологическую функцию,
теория государства и права приводит в
систему идеи и взгляды о государстве
и праве, воздействует непосредственно
на сознание субъектов и социальную жизнь
как важнейший идеологический фактор.
Организационно-прикладная функция теории
государства и права проявляется в преобразовании,
реформировании государственно-правовой
жизни, в разработке рекомендаций и предложений
по решению актуальных проблем государственно-правового
строительства, в обеспечении научности
государственного управления и правового
регулирования. Все названные функции
теории государства и права взаимосвязаны
между собой и могут дать позитивный результат,
лишь будучи взятыми в определенном сочетании,
комплексе. "Теория государства и права:
учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ,
2004) Теория государства и права выполняет
указанные функции применительно к предмету
исследования, опираясь в том числе на
данные других юридических и неюридических
наук.
Задание 2. Причины возникновения
государства и права.
Государство - это особая
общественная организация, которая, в
отличие от организации власти первобытного
общества, состоит из специальных органов,
постоянно занимающихся управлением общественными
делами.Первой формой государственно-организованного
общества явилось общество рабовладельческое,
которое в основном делилось на рабов
и рабовладельцев. Непримиримость их интересов
обеспечивало, сдерживало и координировало
рабовладельческое государство. Его структура,
содержание деятельности соответствовали
уровню развития самого общества.
Причины возникновения
государства:
- Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
- Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);
- Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
- Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;
В целом причины
возникновения права аналогичны
причинам, породившим государство.Право
возникает вместе с государством, неразрывно
с ним связано.Право является результатом
его деятельности при сложившихся экономических,
классовых условиях.Возникновение права
– закономерное следствие усложнения
общественных взаимосвязей, углубления
и обострения социальных противоречий
и конфликтов.Право, выполняя функции
общесоциальные, играло роль нормативно-классового
регулятора (регулировало в интересах
экономически господствующего класса)
например, принцип талиона. Появляются
специализированные органы.Возникновение
права было вызвано необходимостью социального
регулирования отношений между членами
общества.Относительно времени и порядка
возникновения права существуют различные
точки зрения:
Возникновение права произошло по каким–либо
одинаковым причинам и одновременно с
возникновением государства;
- Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство;
Возникновение права,
как и возникновение государства,
происходило в процессе длительного
развития общества.Основная норма поведения
в период первобытно–общинного строя
–обычай, который закреплял
передаваемые из поколения в поколения
варианты поведения в определенных ситуациях
и отражал интересы всех членов общества
в равной степени.Обычаями регламентировались
все сферы деятельности в первобытном
обществе, но со временем совместно с ними
стали действовать и нормы общественной
морали, религиозные догмы, которые были
тесно связаны с обычаями и отражали представления
о справедливости, добре и зле, честном
и бесчестном. В процессе применения общинными
и родовыми судами обычаев на практике
появились прецедент и юридический договор.В
условиях расслоения общества и появления
частной собственности перед обществом
стал вопрос о необходимости нового социального
регулятора общественных отношений, который
мог бы обеспечить порядок в обществе.Для
решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
Признаки права:
- Создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
- Выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
- Предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
- Охрана и поддержание мерами государственного воздействия;
Понятие и признаки
государственных органов
Орган государства
– это самостоятельное подразделение
аппарата государственной власти, а
также юридически оформленная, экономически
и организационно обособленная часть
государственного механизма, которая
наделена государственно-властными полномочиями
и имеет все необходимые средства для
реализации задач и функций государства
в пределах своих полномочий.
Орган государства формируется на основе нормативно - правовых документов, которые определяют принципы
его организации и сферу деятельности
как одного из подразделений государственного
аппарата.
В соответствии с этим можно выделить
следующие признаки органа государства:
- Юридически организационный и экономически определенный характер;
- Наличие собственной структуры;
- Имеет государственно-властные полномочия;
- Государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
- Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
- Выполнение строго определенных государственных функций и задач;
- Обладание правом на издание юридических актов;
- Наличие нужных материальных средств;
- Реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
- Близкое взаимодействие с иными государственными органами;
Виды государственных
органов разделяют на несколько
групп в зависимости:
- От порядка их формирования;
- Объема выполняемых полномочий;
- Широты компетенции;
- Характера организационно - правовых форм деятельности в соответствии с принципом разделения властей;
- Числа государственных гражданских служащих;
- Времени функционирования;
В зависимости от порядка
формирования государственные органы
делят:
- На первичные – к ним относят органы, которые формируются, избираются напрямую и непосредственно населением в определенном законом порядке;
- Производные – органы, которые формируются первичными органами государства
В зависимости от объема выполняемых
полномочий выделяют:
- Высшие органы власти – это правительство, парламент;
- Центральные, в частности министерства;
- Местные – государственные органы субъектов Федерации;
В зависимости от широты компетенции
различают:
- Органы общей компетенции – это президент, правительство;
- Органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства;
В зависимости от числа
государственных гражданских служащих
существуют органы:
- Коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
- Единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом;
В зависимости от характера
организационно-правовых форм деятельности
различают:
- Законодательные;
- Исполнительные;
- Судебные;
- Контрольно-надзорные органы;
В зависимости от времени
функционирования:
- Постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
- Временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач;
- Формы и методы осуществления функций государства
- Отличие функций государства от функций государственных органов
- Принципы организации и деятельности органов государства
5,Раскройте понятие «исторического
типа» государства и права
Тип государства - это
совокупность важных признаков, присущий
государствам единой общественно-экономической
формации.
В основе деления
государств на типы лежат экономические
отношения: 1) отношения из производства
материальных благ; 2) способы распределения
материальных благ; 3) способы потребления
материальных благ.
Существуют 2 класса:
Эксплуатирующие и
эксплуатируемые (базируясь на частной
собственности)
Государство представляет
собой орудие с помощью которого господствующий
класс укрепляет свое господство. Поэтому
каждой форме эксплуатации отвечает определенный
тип государства и правая: рабовладельческий,
феодальный, буржуазный.
1. Эксплуататорское
государство.
Внутренние Функции:
1) Организация эксплуатационного
зависимого населения (рабов, крепостных);
2) Удержание в покорности зависимого
населения (препятствие открытым выступлениям);
3) Сбор налогов в бюджет; 4) Обеспечение
политических и экономических интересов
господствующего класса; 5) Хозяйственно-организационные
функции.
Внешние функции: 1)
ведение захватывающих войн; 2) эксплуатация
народов и естественных богатств
зависимых территорий; 3) защита государственных
границ, противостояние вооруженной
агрессии со стороны других государств;
4) торгово-экономические; 5) культурный
и информационный обмен с другими
государствами.
2. Буржуазное государство.
Класс промышленной
буржуазии - владение частной собственности
(результат общей работы нанимаемых
рабочих, приобретают часть прибавочного
продукта). На смену карательных
функций приходит хозяйственно-организационная
функция. Был достигнут компромисс между
властью монарха, молодой буржуазии и
рабочим классом (принятие конституции).
Государство постепенное теряет черты
эксплуататорского. Появляются защитные
функции и черты.
Типы государств:
Рабовладельческое
государство. Государство - монархия, республика
(аристократическая, демократическая)
Феодальное - монархии,
городские республики
Буржуазного типа -
демократические республики, конституционные
монархии.
http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/stati/tgp/012.php
Список использользованной
литературы:
1. http://jurconsult.blogspot.ru/2011/02/blog-post_21.html
2. http://jurconsult.blogspot.ru/2011/10/blog-post.html
3. http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/stati/tgp/012.php