Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 18:07, контрольная работа
Описание работы
1. Составьте схему: «Функции государства».
2. Становление института прав и свобод человека на примере «Всеобщей декларации прав и свобод человека» и Конституции РФ.
3. Институт президентства в государственном аппарате современной России.
Файлы: 1 файл
«Уральский
государственный экономический
университет»
Центр дистанционного
образования
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
теория государства и права
Вариант 2
Выполнила: студентка гр. ЭПБ-13 ОМ
Гусева Н.Г.
Проверила: преподаватель
Сгогурин С.Б.
Омск 2015 г.
Задание
1.Составьте схему: «Функции
государства».
2.Становление института прав
и свобод человека на примере «Всеобщей
декларации прав и свобод человека» и
Конституции РФ.
3.Институт президентства
в государственном аппарате современной
России.
Функции государства - основные направления
деятельности государства,
в которых выражается
сущность и социальное назначение
государства
Внешнеполитическая
Оборона и внешняя безопасность
Охрана государственной границы
Экономическое сотрудничество
Научно-техническое
Культурное сотрудничество сотрудничество
Сотрудничество в сфере
Международное сотрудничество в сфере
экологии
Внешние функции
функции государства
Внутренние функции
Экономическая
Социальная
Финансового контроля
Правоохранительная
Экологическая
Идеологическая
Становление института
прав и свобод человека на примере «Всеобщей
декларации прав и свобод человека» и
Конституции РФ
Понятие “основные права и
свободы человека и гражданина” возникло
в 18 веке, когда впервые прозвучало во
французской “Декларации прав и свобод
человека и гражданина” 1783 года. Идеи
просветителей, провозглашенные в данном
документе были поддержаны впоследствии
конституциями многих государств - начиная
с первой американской конституции и до
наших дней.
Думается, нужно обратить особое
внимание на то, что раздел о правах человека
и гражданина не всегда занимал столь
значимое место в предыдущих Конституциях
нашей страны - появился он лишь в Конституции
1937 года, да и то, в числе последних глав.
В Конституции 1978 года он был поставлен
уже на второе место.
В 1991 году начался новый период
в правовой системе Российской Федерации,
ознаменованный признанием гарантированных
прав человека и гражданина.
22 декабря 1991 года была
принята Декларация прав и
свобод человека и гражданина,
полностью соответствующая международным
актам, принятым демократическим
мировым сообществом:
Всеобщая декларация прав человека,
принятая 10 декабря 1948 г.;
Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод, 1950 г.;
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, 1966 г.;
Международный пакт о гражданских
и политических правах, 1966г.
Таким образом, была воспринята
общая концепция прав человека, принятая
в этих международных документах. Подписав
10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию
“Надежды и проблемы времени перемен”,
Российская Федерация подтвердила свои
обязательства соблюдать заключительный
акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.
Во исполнение этих обязательств
21 апреля 1992 года были внесены изменения
в действующую в то время Конституцию
(1978 года) - раздел II “Государство и личность”
был заменен с незначительными коррективами,
положениями Декларации прав и свобод
человека и гражданина. Тем не менее, этого
было недостаточно, так как данный раздел
не был органично связан с остальным текстом
Конституции.
Референдум 12 декабря 1993 года
принял Конституцию РФ, действующую и
по сей день.
Именно в ней по логике построения,
первая статья провозглашает основы устройства
общества, на которые опираются права
и свободы человека и гражданина, члена
этого общества, провозглашенные уже во
второй статье Конституции, а вторая глава
Основного закона Российской федерации
целиком посвящена этому правовому институту.
“Человек признан источником своей свободы,
существующей не по соизволению государства.
Обладание правами и свободами, на которые
не может посягать государство, обеспечивает
индивиду возможность быть самостоятельным
субъектом, способным самоутвердиться
в качестве достойного члена общества”
Комментарий к Конституции Российской
Федерации. - М.: Издательство БЕК, 1994, стр.53
Содержание главы 2 Конституции
РФ соответствует общепризнанному в международном
праве перечню прав и свобод. Новым шагом
в приближении норм отечественного законодательства
общепризнанным международным стандартам
в области прав человека стало вступление
России в Совет Европы 15 января 1996 года
и принятие, в числе прочих, положения
о необходимости ратификации Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод, включая протокол № 6, касающийся
отмены смертной казни в мирное время.
Часть условий по вступлению в эту международную
организацию Россия уже выполнила, часть
- находится в стадии принятия, так этот
процесс требует пересмотра некоторых
нормативно-правовых актов.
Следуя положению “Всеобщей
декларации прав человека”, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948 г. о том, что “все люди рождаются свободными
и равными в своем достоинстве и правах.
Они наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе
братства”, Конституция РФ 1993 г. провозглашает,
что “ основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения” Конституция РФ 1993 г. ст. 17 ч.2,3.
Важно отметить, что Конституция
признает права и свободы как основные,
не предусматривая их деления на более
и менее значимые. Тем самым подтверждается
их равноценность.
Конституция определяет основные
свойства прав и свобод:
Неотчуждаемость - т.е. ни одно
из прав не может быть изъято государством
или ограничено в объеме без указания
этих ограничений (лишь в строго установленных
случаях - на основе Конституции и закона).
Кроме того, человек не может взять на
себя ответственность пред кем бы то ни
было не пользоваться своим правом или
совокупностью прав (ст. 60 Конституции
РФ).
Естественный характер - т.е.
момент возникновения основных прав совпадает
с моментом рождения человека.
Вместе с тем, осуществление
прав и свобод индивида должно быть основано
на принципе уважения чужих прав и свобод
- это декларируется в ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст.
55 Конституции РФ, так как ни одно общество
не может предоставить человеку чрезмерную
свободу.
Таким образом, устанавливается
необходимое равновесие любого гражданского
общества, в котором каждый, обладая правами
и свободами человека и гражданина, защищен
государством от посягательства на них.
Тем не менее, говоря об основных
правах и свободах нельзя не сказать, что
в отличие от основных личных прав, которые
по своей природе неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы связаны с обладанием
гражданством государства. “Каждый гражданин
Российской Федерации обладает на ее территории
всеми правами и свободами и несет равные
обязанности, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации” Конституция РФ
1993 г. ст. 6, ч.2 - данное положение определяет
устойчивую правовую связь человека с
государством, определенную международным
Пактом “О гражданских и политических
правах”: “Каждое участвующее в настоящем
Пакте государство обязуется уважать
и обеспечивать всем находящимся в пределах
его территории под его юрисдикцией лицам
права, признаваемые в настоящем Пакте,
без какого бы то ни было различия….”
Международный Пакт от 16 декабря 1966 года
“О гражданских и политических правах”.
В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции
РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо
обладает на территории Российской Федерации
всей полнотой прав и свобод, предусмотренных
Конституцией. Иначе говоря, все основные
права граждан России отличаются от других
прав и обязанностей основанием возникновения
- принадлежностью к гражданству Российской
Федерации.
Институт президентства
в Российской Федерации
Идея президентской республики
впервые в России обсуждалась накануне
выборов в Учредительное Собрание в 1917
году. Предполагалось, сто это будет французская
модель. Однако у этой версии государственного
устройства было достаточно противников,
считавших, что такая форма правления
неизбежно возродит в стране авторитарную
традицию. По сути, роль президента (глава
государства) в СССР выполнял Председатель
Верховного Совета, но в партийном государстве
этот пост был «третьим» по политической
значимости, что, тем не менее, было целесообразно
использовано Л. И. Брежневым в ситуации
интенсивного диалога с Западом в 1970-80-х
годах. М. С. Горбачев понимал значение
этого поста с позиций независимости от
партийной номенклатуры. Введение в СССР
института президентства фактически означало
возвращение к сущности советской государственности.
Аналогичным путем пошли российские демократы,
использовав введение института президентства
для борьбы с союзным центром. С 12 июня
1991 года Россия стала президентской республикой.
Согласно Конституции РФ (1993 год) это –
республиканская форма правления, где
верховная власть принадлежит президенту.
В соответствии с исторической практикой
президент может избираться всенародным
голосованием, парламентом или каким-либо
особым органом (Съезд народных представителей,
Учредительное Собрание и т. п.). После
избрания Президент в Президентской республике
получает значительную политическую самостоятельность,
а именно: не может быть отозван или переизбран
досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств,
предусмотренных Конституцией; пользуется
конституционным правом созыва и роспуска
парламента; право законодательной инициативы;
доминирующее участие в формировании
правительства. Российский институт президентства
вобрал в себя элементы французской и
американской моделей. Но следует учитывать,
что его окончательная «редакция» оформилась
осенью 1993 года, в период противостояния
с советским парламентом (Верховный Совет).
Таким образом, Президент Российской
Федерации является главой государства,
гарантом Конституции, прав и свобод граждан.
В связи с эти он обязан принимать меры
по охране суверенитета, независимости
и государственной целостности России,
обеспечивать согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти. Президент определяет основные
направления внутренней и внешней политики
и представляет страну в международных
отношениях (Ежегодные обращения Президента
Федеральному Собранию РФ). Российский
президент избирается гражданами РФ на
основе всеобщего, равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Этот пост
может занять гражданин РФ не моложе 35
лет, проживающий на территории страны
не менее 10 лет, но не более двух сроков
подряд. Российский Президент имеет более
конкретные и исключительные права. Именно
они и заключают в себя парадоксальность
данного института в его российской модификации.
Например, Б. Н. Ельцин дважды подвергался
процедуре импичмента (отрешение от должности)
в качестве Председателя Верховного Совета
и Президента РФ. В последнем случае (май
1999 года) эта попытка заранее было обречена
на неудачу, так как одной из инстанций
принятия решения по этому вопросу был
Верховный Суд РФ, но на этот момент отсутствовал
закон, регламентирующий его деятельность.
Президентская власть в РФ в 1991-1995 годах
подвергалась принципиальным изменениям.
В июне – октябре 1991 года она скорее напоминала
полупрезидентскую форму правления, близкую
к французской модели: возглавлял исполнительную
власть, руководил ее деятельностью, осуществлял
общее руководство органами исполнительной
федеральной власти. Этот период характеризуется
сильным влиянием на исполнительную власть
законодательной ветви (Съезд народных
депутатов и Верховный Совет). Такое положение
не могло устраивать Президента, который
стремился усилить и расширить свои полномочия.
И соотношение сил постепенно менялось
в его пользу. С середины ноября 1991 года
президентская власть приобретает черты,
присущие президентской форме правления
в США. До конца 1992 года Президент непосредственно
возглавляет правительство, но с декабря
1992 года вводится пост премьера. Борьба
с Верховным Советом приводит к тому, что
с этого момента меняется сама форма исполнительной
власти. Она постепенно трансформируется
в ультра президентскую форму правления,
для которой характерно сосредоточение
самых широких властных полномочий. В
октябре – декабре 1993 года вся полнота
власти в стране переходит к Президенту,
и с 12 декабря 1993 года устанавливается
ныне существующая форма государственного
правления, которая может быть квалифицирована
как смешанная, то есть ряд функций исполняет
сам Президент, а часть – совместно с Палатами
Федерального Собрания. Однако, провозглашенная
Конституцией самостоятельность законодательной
и исполнительной ветвей власти, воспринималась
ими как независимость друг от друга, что
стало причиной многочисленных конфликтов.
Причем, действия исполнительной власти
неизменно полностью поддерживались Президентом.
Соответственно, возникают теоретические
и практические вопросы о перспективах
развития демократических институтов
в России, прежде всего института разделения
властей. Его идеологи видели в нем способ
ограничения абсолютной власти, недопущения
развития авторитарных тенденций при
осуществлении государственной власти.
Но этот принцип нельзя считать максимально
эффективным методом государственного
управления, так как он влечет за собой
разрыв единства, целостности власти,
создает условия для внутренних конфликтов
между незначительными группами людей,
получившими властные полномочия. На примере
России возникают трудности, когда требуется
определить и обосновать место Президента
в классической триаде ветвей власти.
С одной стороны, Президент не относится
ни к одной из ветвей власти, названных
в ст. 10 Конституции РФ и в соответствии
с ее логикой не обладает государственной
властью. Но, это с другой стороны, согласно
ст. 11, Президент осуществляет государственную
власть. Конституции не дает ответа, какую
именно власть? Президент не является
органом какой-либо власти, его администрация,
по сути, не обладает какими-либо властными
функциями. Но в связи со значительным
объемом таковых у Президента и его аппарата,
можно говорить о четвертой, а, фактически,
первой и абсолютной ветви власти – президентской.
Отсюда проистекает слабость государственного
устройства России, создаются предпосылки
для взаимоизоляции властных структур
для распада государственного устройства.
Естественно, что современная российская
политическая практика, отрицающая реформу
Конституции, стоится, на все большем усилении
властных полномочий Президента.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"