Контрольная работа по "Государственному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

1. Объясните различие между понятиями «государева служба»,
«государственная служба».
2. Назовите должностных лиц приказа XVI — XVII вв.
3. Какой чин «Табели о рангах» позволял получить личное и
потомственное дворянство?
4. Принимались ли женщины на государственную службу в
дореволюционной России?
5. Как. Осуществлялось назначение на должности, входившие в
номенклатурный список № 3? .
6. Когда и с какой целью в СССР были образованы суды чести?
7 . Какой знак отличия применяется для награждения государственных
служащих в РФ?
8. На какие виды подразделяется государственная служба РФ?
9. Имеют ли право гражданские служащие объединяться в профессиональные союзы?
10. Имеет ли право государственный служащий быть депутатом органа местного самоуправления?

Файлы: 1 файл

Вариант 3к.р.2.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

(РГГУ)

 

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования «Российский государственный

 

 

Факультет документоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТУДЕНТ ГРУППЫ 5-5 ДОУ

 

     

 

                                       

                                                         Преподаватель

                                                                                                            

 

_____________Куликов В.И.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

Вариант 3.

 

1. Объясните различие между понятиями «государева служба»,

«государственная служба».

2.      Назовите должностных лиц приказа XVI — XVII вв.

3.      Какой чин «Табели о рангах» позволял получить личное и

потомственное дворянство?

4.         Принимались ли женщины на государственную службу в

дореволюционной России?

5.          Как. Осуществлялось  назначение на должности, входившие в

номенклатурный список № 3? .

 6.          Когда и с какой целью в СССР были образованы суды чести?

7 .           Какой знак отличия применяется для награждения государственных 
служащих в РФ?

8.          На какие виды подразделяется государственная служба РФ?

9.   Имеют ли право гражданские служащие объединяться в профессиональные союзы?

10.           Имеет ли право государственный служащий быть депутатом органа местного самоуправления?

 

 

1. Объясните различие между понятиями «государева служба»,

«государственная служба».

В процессе становления Московского  государства в XIV-XV вв., произошло  слияние дворов удельных князей с  двором великих князей московских и создание Государева двора. Это подобие единого госаппарата. Как высший слой «служилых людей», он просуществовал до начала XVIII в., т.е. на протяжении всего периода существования Московского государства.

«Государев двор» делился  на чины:

1) думные – чины Боярской  думы;

2) высшие придворные чины  – дворецкие, казначеи, ловчие  и др.;

3) московские чины –  стольники, стряпчие, дьяки и др.;

4) выбор из городов  – представители дворян от  уездных корпораций.

 Дворяне занимали высшие  и средние командные должности  в армии, возглавляли центральные  и местные органы власти. На  местах хозяевами были представители  власти великого князя, затем царя – наместники в крупных землях; воеводы – в волостях и уездах. Они получали «корм» от местного населения, т.е. все необходимое для жизни. Наместник управлял территорией, судил население, взимал поборы в свою пользу. 

    Кормления были отменены во второй половине XVI в., когда члену Государева двора был установлены определенные нормы поместных окладов (земля) и денежное жалованье. При этом необходимо отметить: начислялась заработная плата, а деньги, то есть «жалованье», выдавались царем за верную службу, так как это была пока «государева служба», а не «государственная».

     «Государевы служащие» состояли преимущественно из высших слоев русского общества. Для боярства наибольшее значение имели:

а) древность рода;

б) знатность рода.

 В Москве постепенно  утвердился принцип боярской  иерархии: знатность рода имеет  преимущества перед древностью. Как видим, прослеживается формирование «дворянства» в самостоятельную сословную корпорацию «государевых слуг»:

1) в XII в. – люди из  княжеского двора; 

2) в XIII-XV в. – дворяне  занимали административные должности  среднего уровня и за службу  получали небольшие поместья  на правах владения, но не собственности;

3) в XV в. – поместный  принцип становился основным  во взаимоотношениях государства  и его служащих, так же служащему  полагалось жалованье; 

4) в XVI в. – дворянство  наряду с боярством составляло  высший слой 

общества, который повторял иерархию боярства.

       Главной для дворян была военная служба. Они были обязаны явиться по требованию великого князя «конно, людно и оружно». В XV-XVII вв. дворянская конница была главной военной силой Московского государства.

       В период с середины XVII до начала XVIII вв. на смену сословнопредставительной монархии приходит абсолютная. В результате реформаторской деятельности царя Петра I в России была проведена рационализация системы государственного управления и государственной службы: 

1) В первой четверти XVIII в. при Петре I (1682-1725 гг. правления) были ликвидированы сословно-представительные органы и установилась абсолютная монархия.

2) Петр I отделил персону  государя от государства и создал полноценную государственную службу, правовой основой которой стала «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» от 24 января 1722 г. Именно от этой даты и отсчитывают начало «государственной службы» в России.

3) В конце 1708 г. Петр I разделил Россию на восемь административных округов, названных губерниями. Губернии возглавлялись губернаторами, назначаемыми царем. Губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были представлены губернаторы, вице-губернаторы, воеводы. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям.

4) Подготовка кадров для  нового государственного аппарата  стала осуществляться в специальных  школах и Академиях в России  и за рубежом. Степень квалификации определялась чином, образованием, специальной подготовкой.

5) Высшим учреждением  петровской администрации стал  правительствующий Сенат, сменивший  прежнюю Боярскую Думу.

6) Вместо сложной, запутанной  структуры приказов Петр I ввел 11 Коллегий и Святейший Синод  (на правах коллегии). В отличие  от приказов все вопросы государственного  управления были четко распределены  между коллегиями. Президент коллегии  назначался царем. 

 Положительные черты:  повысился профессионализм, специализация, 

нормативность.

 Отрицательные черты: сложность, дороговизна, работа на себя (взятка,

коррупция), негибкость.

 Екатерина I (годы правления  – 1725-1727) дала дворянам право  на продолжительные отпуска. 

 Императрица Анна Иоанновна (1730-1740 годы правления) в Манифесте 1736 г. установила для дворян срок обязательной службы – 25 лет, начиная с двадцатилетнего возраста.

     Петр III (1761-1762 гг.) своим Манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) законодательно отменил обязательную службу дворян. Каждый дворянин сам определял, где ему служить (или не служить). Дворяне не несли обязанности перед государством, но при этом сохраняли сословные привилегии. Учебная повинность дворянских детей сохранялась, что было направлено на повышение образовательного уровня будущих государственных служащих.

   Государственная служба дореволюционной России была ликвидирована декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 2 ноября 1917 г.

 

2.      Назовите должностных лиц приказа XVI — XVII вв.

Во главе отдельного приказа  стоял приказной судья (в некоторых  приказах судей было по два и более; они назывались товарищами главного судьи), назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки  от одного до трех, а к концу XVII века в крупных приказах от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие, которые в соответствии со стажем работы делились на «старых» (старших), «середних» и «молодых» (младших).

Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим «средней руки» доверялась сложная  работа, связанная с подготовкой  решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков. Младшие  подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в  официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалованья.

В крупных приказах подьячие объединялись в «столы», или повытья, - структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые должности толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и другие.

На местах в ведении  приказов состояли воеводы, управлявшие  территориями и выполнявшие предписания  центральных властей. Воеводы имели  свою «канцелярию» приказную избу и  помощников «меньших» воевод и дьяков. В приказной избе хранилась государственная  городская печать, денежные суммы  и велось делопроизводство.

 

3. Какой чин «Табели о рангах» позволял получить личное и потомственное дворянство?

Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, Табелью о рангах предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство. Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке  для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли  не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление  к дворянству давало ряд льгот, что  было серьезным стимулом к поступлению  на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же — лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство. Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г.1

11 июня 1845 г. класс, дававший  потомственное дворянство в гражданской  службе, был повышен до V; VI — IX классы стали давать личное дворянство, а Х — XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие — только личное. 9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной — с VIII на VI класс (VII — XIV классы давали личное дворянство). В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано. 1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса. 2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие — общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.2

4. Принимались ли женщины на государственную службу в дореволюционной России?

В соответствии со статьей 156 Устава о службе «на канцелярские и другие должности во всех правительственных  и общественных учреждениях, где  места предоставляются по назначению от начальства и по выборам, воспрещается прием женщин даже и по найму». Исключение было сделано для учебных и  медицинских учреждений, почт и телеграфа, местных учреждений Государственного контроля, некоторых должностей в  управлениях казенных железных дорог. При этом они не получали «каких-либо прав и преимуществ, государственной  службой приобретаемых». И все  же к концу XIX в. на государственной  службе находилось более 38 тыс. женщин 3

5. Как осуществлялось назначение на должности, входившие в номенклатурный список № 3?

Ведомственная номенклатура, назначения в соответствии с ней проводили центральные учреждения. О состоявшихся назначениях они ежемесячно докладывали в Орграспредотдел ЦК.

6. Когда и с какой целью в СССР были образованы суды чести?

     По инициативе Сталина 28 марта 1947г. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах». Согласно этому постановлению, в каждом ведомстве создавался особый орган — «суд чести», на который возлагалось «рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке».4

7.Какой знак отличия применяется для награждения государственных служащих в РФ?

Знаком отличия "За безупречную  службу"

Информация о работе Контрольная работа по "Государственному управлению"