Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте общую юридическую характеристику Законов Хаммурапи и охарактеризуйте правовое положение населения по Законам Хаммурапи.
Казус 1. Приглашенный к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так не ловко, что больной умер под ножом. Какому наказанию подвергнется хирург по Законам Хаммурапи? Изменится ли ответственность хирурга, если потерпевшим будет раб мушкенума? Субьектом или обьектом права является раб мушкенума?
Казус 2. Крестьянин Балму-намхе дал без всякого повода пощечину повстречавшемуся на улице жрецу. Какому наказанию подвергнется крестьянин по Законам Хаммурапи? Изменится ли наказание, если потерпевшим окажется другой крестьянин, мушкенум, раб? Почему законодатель установил неодинаковую ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощечину равному себе по статусу и большему по положению? Справедливо ли поступил законодатель, наказывая более строго за пощечину авилуму, большему по положению, чем обидчик?

Файлы: 1 файл

история гос-ва и права заруб.странконтрольная работа.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

      

 

 Жизнь и здоровье рабов, так как они являлись  важной частью экономических основ государства, защищались Законом ,а потому ответственность за причинение кому-то из них вреда предусматривалась серьезная. На первый взгляд, она носит чисто имущественный характер: за убийство раба полагалось отдать другого, за калечение - выплатить половину его рыночной стоимости.

Cт.213 «Если он ударит рабыню человека  и причинит выкидыш ее плода , то он должен отвесить 2 сикля серебра».

Ст.219 «Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом  рабу мушкенума  и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба».

Ст.231 «Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба».

Ст.(251)252 «Если погибший  - раб человека, то он должен отдать 1/3 мины серебра».

По сути своей  из статей видно, что сам раб, как бы не защищен, но они  предостерегают (экономически наказывая) лица, повлекшие смерть или увечья здоровью раба. Телесное повреждение или убийство рабов квалифицировалось как нанесение вреда рабовладельцу. Такой вред подлежал возмещению в судебном порядке.

Раб дворца или  мушкенума мог вступить в брак. В статьях 175-176 говорится о «дочери человека» как о потенциальной супруге , как нам известно , дочь человека это свободная женщина. Отсюда вытекает ,что это неравный брак. Возможен ли брак раба соответствующий его статусу? Если посмотреть на ст.171 то видно, что там присутствует понятие как «дети рабыни», и даже не признав их законности отцом(человеком) ,они  автоматически становятся свободными после смерти отца. Могу лишь предположить , что у мушкенума не один, а несколько рабов(в данном случае, речь не идет о царских и храмовых рабах т.к. их были тысячи), где есть раб и рабыня, которые и могли создать брачные отношения . И на эту догадку, можно найти противоречие. Например, хозяину нужно отдать раба (рабыню (состоящие в браке) за долги, увечья повлекшие смерть другого раба и т.д. А эти

 

отношения узаконены, и имеют юридическую силу, т.к. прописаны в Законах ... В статьях 175-176 написано: « ‘Если  либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека…«А если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека…», т.е. дворцу и мушкенуму не приходится тратится, а в случае продажи, дарения раба, вся семья переходит к новому хозяину,притом, что и в этом случае у женщины остается статус свободной.

       Особую группу рабов составляли неоплатные должники - те граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок. По законам Вавилона, они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет.

        Став ранее всего господином в собственной семье, мужчина приобретает право продажи детей и жены в рабство. Когда отец продавал своих детей в рабство, он продавал их навсегда, без права истребования. В статьях 116 – 117 проявляются характеристики кабалы:

- хозяин заложника  намеривался вернуть  его по истечению  срока;

- взявший в залог  обязан вернуть  сына человека  или 1/3 мины серебра.


 

Казус 1. Приглашенный к  больному авилуму  хирург явился в нетрезвом  виде и дрожащей рукой  произвел операцию так  не ловко, что больной  умер под ножом. Какому наказанию подвергнется хирург по Законам Хаммурапи? Изменится ли ответственность хирурга, если потерпевшим будет раб мушкенума? Субьектом или обьектом права является раб мушкенума?

На  данный инцидент, распространяется 218 статья Законам Хаммурапи Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому

 

 

человеку  или снимет бельмо человека бронзовым  ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы”.

В статье показано наказание  в виде ампутации  конечности, после которой хирург прекращает соответственно, заниматься врачебной деятельностью. Так же, нетрезвое   состояние хирурга, не дает отягчающих или смягчающих последствий.

  В случае, если больным будет раб мушкенума, действует другая статья: ”Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба”. (ст.219)

Правовое  положение рабов  определялось тем, что  раб не был субъектом  права, не обладал  правоспособностью; он - одна из категорий  наиболее необходимых  в хозяйстве вещей, так называемых resmancipi, наряду со скотом или как довесок к земле. В большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений либо как “говорящее орудие”, посредством которого полноправное лицо реализовывало свой хозяйственный интерес или свои правомочия.

 

Казус 2. Крестьянин Балму-намхе  дал без всякого  повода пощечину повстречавшемуся на улице жрецу.  Какому наказанию подвергнется крестьянин по Законам Хаммурапи? Изменится ли наказание, если потерпевшим окажется другой крестьянин, мушкенум, раб? Почему законодатель установил неодинаковую ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощечину равному себе по статусу и большему по положению? Справедливо ли поступил законодатель, наказывая более строго за пощечину авилуму, большему по положению, чем обидчик?

Что бы ответить на этот  вопрос, стоит разобрать  положение жрецов в обществе.

 

Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Они  были главными лицами в языческих религиях. Жрецы являлись служителями богов и хранителями их таинств. Они ухаживали за статуями богов, возносили им молитвы, приносили жертвы. Жрецы по звездам толковали волю богов. Они проводили религиозные церемонии. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. И позже жрецы занимали в обществе очень высокое положение. Они были хранителями знаний. В центре каждого города возвышался храм. Его строили на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремленную в небо. Считалось, что по этой лестнице избранные - цари и жрецы - могли подниматься к богам или боги снисходить к людям. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

При храмах находились обширные хозяйства, в которых  работало множество  людей - земледельцев, ремесленников. Храмы и жрецы обладали огромными богатствами.

Отсюда  видно, что статус жреца намного  выше статуса крестьянина, хоть и свободного. То есть, стоило бы применить 202 статью Законов: ”Если человек ударит по щеке большего по положению , чем он сам , то должно в собрании ударить  его 60 раз плетью из воловьей кожи”.

То  же правонарушение по отношению к другому  крестьянину:” Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему, то он должен отвесить 1 мину серебра”.(Ст.203)

Сравнивая эти две статьи, можно сделать  вывод: царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства. «Если человек ударит по щеке большего по положению..»,  по

 

«сословной лестнице», выше человека  идут приближенные к правителю(сам правитель), тем самым Хаммурапи ограждал какие либо посягательства на высокопоставленные чины. Посягнувший наказывался  сурово и прилюдно. За идентичный проступок, равному себе, отвешивал 1 мину серебра, cучетом того, что рыночная стоимость раба составляла 1/3 мины,  можно судить, что сумма выплачивалась не малая.

 

Казус 3. Жена  авилума вошла в безлюдное помещение с посторонним мужчиной. После этого муж предупредил ее, чтобы она больше не делала этого, потому что, несмотря на все уважение к ней, это вызывает у него подозрения в прелюбодеянии. Она же не обратила внимания на его замечания  и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии.

  Как будет решен  спор по Законам Хаммурапи? Чем объяснить такой подход законодателя по отношению к жене авилума и можно ли признать ее поведение разумным?

Спор  будет решен по статье 131:”Если жену человека опорочит под  клятвою ее муж, а  лежащей с другим мужчиной она не была  захвачена, то она  должна произнести клятву Богом и может вернуться в свой дом”.

С учетом того, что жена не была захвачена  лежащей с другим мужчиной(как  гласит 129 статья) доводы и обвинения , можно считать необоснованными.

Ключевое  слово “безлюдное”, т.е. никто доказать или опровергнуть не сможет. Бог, как мы знаем, имел большую роль и значение, и он вездесущ. Вероятно, Хаммурапи посчитал, что Бог, мог являться свидетелем действия или бездействия в прелюбодеянии. Получается, что обвиняемая клянется, и Богу, и свидетелю в одном лице.

 

Считаю  ли я действия жены авелума разумными?! Что бы дать ответ на этот вопрос я процитирую философа Томаса Гоббса: “Иногда человек желает знать последствия какого нибудь действия, и тогда он представляет себе подобное действие в прошлом и его результаты, предполагая, что одинаковое действие приводит к одинаковым последствиям. Например, тот, кто предвидит, что последует за преступлением, вспоминает, какие последствия подобного преступления он наблюдал раньше, при этом ход его мыслей следующий:

преступление, представители власти, тюрьма, судья, виселица. Этот род мыслей называется предвидением, благоразумием или предусмотрительностью, а иногда – мудростью…”Жена авелума не пожелала знать ,какие последствия могут последовать после таких уединений или знала но проигнорировала, что не делает ее разумнее. Статья не несет каких либо физических или экономических наказаний, однако, жена авелума, держит слово перед судом и Богом, и она подсудимая. Следующее доказательство, что действия жены авелума не разумны: не послушание мужа .В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми.

Единственно разумным действием  было бы, согласиться на просьбу мужа.


 

Опишите историю формирования конституционной  дуалистической  и парламентарной монархии в Англии во второй половине XVII- начале XIX в.

На смену  династии Тюдоров(1485-1603), к власти пришла эпоха  Стюартов.

Якову I Стюарту (1566-1625), занявшему престол в 1603 году после оставшейся незамужней и бездетной Елизаветы, понадобилось относительно мало времени, чтобы - помимо, разумеется, своей воли - довести напряженность внутри страны до точки кипения. Яков I окружил себя фаворитами-негодяями, чем был сильно недоволен Парламент.

 

Сменивший короля Якова I в 1625 году Карл I (1600-1649), следуя по той же роковой стезе, вверг страну в гражданскую войну. Карл I Стюарт своей авторитарностью, игнорированием парламента, религиозной нетерпимостью восстановил против себя значительную часть нации.

В мае 1625 года Карл женился на сестре французского короля Людовика XIII - Генриетте-Марии - католичке, облеченной наказом своих прелатов продвигать в Англии «истинную веру».

Карл вырос  в обстановке распущенности при общем падении нравов при дворе. Он легко подпадал под влияние втиравшихся к нему в доверие фаворитов, демонстрируя свое слабоволие.

Религиозная нетерпимость Карла - вот вопрос его непримиримости с парламентом (большинство парламента поддерживало Англиканскую церковь), где Карл показал отсутствие здравомыслия, что объяснялось влиянием на него Уильяма Лода (с в 1633 года архиепископ Кентерберийский).

Требования  петиции, поданной парламентом королю (упразднение Высокой комиссии, то есть, упразднение внесудебной расправы; невмешательство короля в судебную деятельность; борьба с произволом отдельных лиц правящей верхушки; требование об установлении новых налогов только с полного согласия парламента; ограничение произвола королевской юстиции - аресты должны производиться только по закону), были неприемлемы для монархии, поэтому парламент был разогнан, но вскоре Карл Стюард был вынужден вновь собрать его, поскольку Англия находилась на грани поражения в религиозной войне с Шотландией. Этот парламент получил название «Долгого парламента» (1640-1653). Он не только повторил требования предыдущего, но и расширил их требованием о роспуске парламента (распускать парламент можно только после 50-ти дней его работы; срок беспарламентского правления – 3 года). Это и послужило толчком для начала революции. Весной 1646 года после разгрома королевских войск, Карл сдался на милость шотландцев, а те выдали его

 

 

Кромвелю. В  январе 1649 казнили Карла I, что послужило  концом абсолютистским порядкам в стране.

Результат Английской буржуазной революции - резкое ограничение королевской власти; заложены основы конституционной монархии. Среди принятых законодательных актов:

Великая ремонстрация – требования к королю, назначать  на должностные места, только тех  лиц, которые пользовались доверием парламента.

3-х годичный акт (1641), устанавливал сроки полномочий английского парламента и, самое главное, то, что если король не созывал парламент в течении трех лет, то тогда его созывали шерифы короля. Если выборы не проводятся парламент начинает функционировать самостоятельно. Парламенту также дается право самостоятельно собираться для проведения заседаний.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"