Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, контрольная работа
Правовая культура представляет собой часть культуры общества как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми. Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливающих режим правопорядка в стране.
1.Культура и правовое воспитание………………………………………………3
2.Юридическая специальность – судья………………………………………….8
Список использованных источников…………………………………………...19
Содержание
1.Культура и правовое воспитание………………………………………………3
2.Юридическая специальность – судья………………………………………….8
Список использованных источников…………………………………………...
Вариант 2.
1.Культура и правовое воспитание.
Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей1.
Правовая культура представляет собой часть культуры общества как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми. Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливающих режим правопорядка в стране.
Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него.
В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида: правовая культура общества, правовая культура личности, правовая культура социальной (профессиональной) группы.
Правовая культура общества – система ценностей, достигнутых человечеством в области права, относящихся к правовой реальности данного общества и характеризующих уровень его правового прогресса.
Показателями правовой культуры общества являются: уровень правосознания, отношение общества, государства, личности к праву; совершенство правотворческого процесса (нормопроектирования, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов); качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов личности, социальных групп, общества; состояние в сфере реализации права (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав); эффективность работы правоохранительной и судебной систем; профессионализм и высокий социальный статус юридических кадров и учреждений, правовая активность всех субъектов права; юридическая грамотность граждан, уважение надлежащих юридических процедур; состояние правовой науки и юридического образования; правовое закрепление и реальная охрана и защита прав и свобод личности; состояние законности и правопорядка и др. По ним можно судить о том, соблюдается ли в обществе принцип верховенства права, а значит, является ли оно цивилизованным, культурным.
Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, включает в себя систему правовых знаний, умений и навыков, определяющих степень правового развития личности.
Содержание правовой культуры личности: правосознание; правовое мышление; правомерное поведение; правовая активность.
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Показателем правовой культуры личности служат также правовые суждения о праве как о социальной ценности, активная работа по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Показателем правовой культуры личности служит также правовая воспитанность, понимаемая как состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению.
Структура правовой культуры личности включает в себя:
Правовое воспитание
Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом. История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.
Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но сущность правового воспитания остается неизменной – это формирование правовой установки на согласование устремлений и ожиданий личности с интересами и ожиданиями общества, то есть выработка устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, формирование правовой культуры.
Правовое воспитание – это, прежде всего, целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание – это целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и правомерного поведения, что предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.
2.Юридическая специальность – судья.
Правосудие и иные судебные полномочия осуществляют должностные лица, имеющие статус судей. Поскольку судебная деятельность имеет особое социальное значение, к судьям - носителям судебной власти - предъявляются повышенные требования.
Правовые основы статуса судей закреплены в Конституции РФ. В ст. 119 Конституции РФ, установлены общие требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей, ст. 120 закрепляет правило о независимости судей, ст. 121 устанавливает правило о несменяемости судей. В ст. 122 установлено правило о неприкосновенности судей. Также в Конституции РФ содержится ряд иных положений, подтверждающих высокий статус данных должностных лиц3.
Наиболее широко положения, касающиеся статуса судей, раскрыты в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации»4.
Согласно ст. 1 данного акта судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей парода. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности па профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, а также других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно.
Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. В частности, суд вправе наложить судебный штраф на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к суду. В случаях, когда данные действия содержат состав преступления, предусмотренного ст. 297 УК РФ (неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия), виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, в соответствии со ст. 17.3 КоАП РФ влечет наложение на виновное лицо административного взыскания, в том числе в виде административного ареста.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в некоторых случаях - также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ закрепляются в федеральном конституционном законе. К лицам, претендующим на получение статуса судей, предъявляются определенные требования5.
В соответствии со ст. 119 Конституции РФ6 судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Дополнительные требования к судьям закреплены в ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»7. Они состоят в том, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, который имеет высшее юридическое образование, не имеет и не имел судимости, в том числе в случаях, когда на данный момент судимость снята или погашена. Также судьей может стать лицо, если в отношении него ранее осуществлялось уголовное преследование, но оно было прекращено по реабилитирующим основаниям (отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава и преступления и др.); если он не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание лица па территории иностранного государства; не признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеет иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
К дополнительным требованиям, касающимся возраста и стажа работы по юридической специальности, относятся следующие.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший возраста 35 лет и имеющий стаж не менее 10 лет; судьей суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда - достигший возраста 30 лет со стажем работы не менее 7 лет; судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, мировым судьей - достигший возраста 25 лет со стажем не менее 5 лет. В ряде случаев к кандидатам на должности судей устанавливаются дополнительные требования.
Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»8 судьей данного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области нрава, его членом может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде РФ или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее 5 лет.
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ.
Любой гражданин, который отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен. Для этого он обращается в квалификационную комиссию с заявлением. Помимо заявления в комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинник трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Квалификационный экзамен па должность судьи принимает экзаменационная комиссия, состоящая при соответствующей квалификационной коллегии судей.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"