Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:52, контрольная работа
1. Обязательственное право по «Русской Правде»
2. Как мог освободится закуп, не выплатив «купу» хозяину?
3. Преступления и наказания по «Воинскому артикулу» 1917 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Теории и истории государства и права
Истории отечественного государства и права
Контрольная работа по
Истории отечественного государства и права
Вариант № 1
Выполнил(а) студент(ка)
Брютова Анастасия
Обязательственное право рассматривалось в Русской правде следующим образом.Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь, на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешивались
В древности существовало два вида обязательств. Первый вытекал из правонарушений, второй - из договоров. В Русской Правде обязательства из правонарушений влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. «Укрывающий холопа» должен вернуть его и заплатить штраф. Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить штраф (ст. ст. 12 - 13 Краткой Правды). Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, но абстрактного понятия договора еще не существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности.
Стороны (субъекты) договоров должны были отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы. Ничего не известно о возрасте вступавших в обязательства в дохристианский период на Руси. С принятием христианства действовал общий принцип, согласно которому вступление в брак было юридическим фактором достижения и имущественной самостоятельности лица. Неизвестны так же и те аспекты заключения договоров в языческий период, которые определялись полом лица. Однако в Русской Правде женщина уже выступает как собственник имущества, следовательно, она была вправе заключать договор. В этом сборнике законов закреплено влияние на обязательства статуса свободы. Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес за него хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершенных по поручению господина, также ложились на последнего.
Древнему праву известны два вида ответственности по договорам: личная и имущественная, последняя в историческом отношении более поздняя и более развитая. В Русской Правде доминирует ответственность имущественная. Однако в случае нарушения условий обязательств «злостный купец-банкрот» мог обращаться в рабство. При неразвитости рабства зародился принцип, согласно которому не выполнивший обязательство становился зависимым от кредитора на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков.
В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры.
В обиходе договор купли-продажи был самым распространенным. Продавались имущество (движимое и недвижимое) и холопы, причем продаже последних в законодательстве того времени уделяется весьма большое внимание. В Русской Правде регламентировался не столько сам договор купли-продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий. Стороны могли распоряжаться, лишь своей собственностью, имущество краденое или неизвестного происхождения оспаривалось после покупки в присутствии администрации. Если законность принадлежности проданного не доказывалась, сделка расторгалась и имущество возмещалось оспаривавшему его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих претензий.
В XII-XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров (дарение, залог, поручительство). Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.
В Русской правде раскрыто так же и наследственное право. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в области наследственного права.
По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии «вервь», то есть коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежом «дикой виры». Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли «вкладываться» в общую виру, не будучи родственниками
В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь вела активную борьбу с язычеством, за торжество индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках. Верховенство мужчины в христианской семье сохранилось и упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии.
Христианская семья должна была подчиняться суровым нравственным канонам, в основе новой идеологии лежали трудолюбие, смирение, ответственность перед Богом. Формирование семьи христианского типа происходило постепенно, государство относилось к язычеству достаточно терпимо, но подтвердить конкретными фактами сосуществование христианских и языческих семей невозможно.
В глубокой древности наследование осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости (лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы на доли: часть - коллективу, часть - семье, часть по усмотрению самого лица.
Споры о наследстве возникали довольно часто, и Уставы церковные Владимира I и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо, во избежание столкновений языческих обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи.
В Русской Правде речь идет об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство князю не идет, его наследуют дочери». В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.
Как мог освободится закуп, не выплатив «купу» хозяину?
В Древнерусском государстве существовала фигура типичного феодально зависимого крестьянина – закупа.
Имея собственное хозяйство, закуп может обратиться к господам и получить купу – денежную или натуральную помощь. Таким образом, он крестьянин попадает в пожизненное владение хозяином, в виду того, что его труд только окупает проценты, основной долг же он погасить не в силах. Кроме того, закуп полностбю несет ответственность за ущерб, причиненный имуществу господина по халатности.
Но, в отличии от холопов, закуп все-таки обладает некоторыми правами. Например, господин не имеет права бить его не за дело, в противном случае, крестьянин может пожаловаться князю.
Закуп может уйти от хозяина в любой момент, если у него появится достаточная сумма для погашения купы.
Итак, подходим к решению задачи. В «Русской Правде» существует статья 62, которая гласит:
62. Если господин бьет закупа за дело,
он за то не отвечает; если же он бьет его
пьяный, сам не зная за что, без вины, то
должен платить за обиду закупа, как платят
за оскорбление свободного.
Таким
образом, закуп, не выплачивая «купу» хозяину
может освободиться в случае, если хозяин
бьет закупа под пьяную руку, то теряет
этого закупа со всеми его долгами; купец,
пропивший доверенный ему чужой товар,
отвечает не только в гражданском, но и
в уголовном порядке, притом весьма строго.
Артикул воинский состоит из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей). Ряд статей имеют специальные толкования. Следует отметить, что толкования имели силу закона и касались порой весьма вопросов, в них обычно разъяснялся смысл закона и порядок его применения. Понятие преступления. При Петре I впервые появляется "преступление" для обозначения наказуемых деяний. Преступление рассматривалось не только как нарушение законов, но и как действие, причинившее вред государству, даже если об этом деянии ничего не говорилось в законе. Государство же защищало интересы дворянства. Таким образом, преступлением являлось действие, общественно опасное для государства дворян.
В соответствии с обычной феодальной системой уголовного права в Воинских артикулах на первом месте идут преступления против веры. Наиболее серьезными преступлениями этой группы были чародейство, "идолопоклонство", которые наказывались смертной казнью - сожжением при условии причинения вреда. На практике наблюдалось значительное количество дел о колдовстве. Богохульство наказывалось прожжением языка раскаленным железом и затем отсечением головы. Преступлением являлось несоблюдение церковных обрядов, непосещение богослужений, прибытие в церковь в пьяном виде. Причем за последнее преступление офицеры наказывались штрафом, рядовые - тюремным заключением. Каралось, так же как и само преступление, недоносительство о богохульстве. Вечной каторгой с конфискацией имущества наказывалось совращение в раскол. Переход же в раскол православных священников карался еще более жестокой мерой - колесованием. Так сурово охранялось государством единство церкви, являвшейся опорой правительства крепостников. Считались преступными и карались штрафами неблагочинные разговоры "во время церковной службы, небытие у исповеди".
Значительно увеличилось количество видов преступлений против церкви в сравнении с Уложением 1649 г. С дальнейшим укреплением абсолютизма детальную регламентацию получают государственные преступления. Воинские артикулы даже за умысел убить или взять в плен царя наказывали четвертованием и конфискацией имущества. Так же наказывали за вооруженное восстание. За эти преступления несли такое же наказание пособники и подстрекатели.
Тяжким преступлением являлось оскорбление словом царя, его жены и наследника, наказываемое смертной казнью - отсечением головы. В Воинских артикулах под страхом смертной казни запрещались "все непристойные подозрительные сходбища... (хотя и не для зла) ... чрез что возмущение или бунт может сочиниться". Всякий бунт и "возмущение" наказывались виселицей. Понимая опасность этих видов преступлений, законодатель предписывал наказывать виновных прямо на месте преступления, "дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать".
Чаще всего смертной казнью каралась измена. Уголовной ответственности подвергались также недоносители о готовящемся или совершенном преступлении, причем о бунте, измене, преступлениях против монарха доносы предписывалось подавать непосредственно царю. Доносы получили широкое распространение, и часто в результате несправедливых доносов страдали невинные люди.
Преобладающее место в Воинских артикулах занимают должностные преступления. Под угрозой смертной казни предписывалось подчиненным беспрекословно слушаться своих начальников. Сурово карались всякое нарушение дисциплины, нерадивое отношение к своим обязанностям, упущения по службе.
Суровыми мерами наказания, вплоть до смертной казни, наказывались нарушения караульной службы. Ослушание солдатом приказа начальника вело к расстрелу. Военнослужащие несли уголовную ответственность за оставление оружия, его порчу, пропажу или продажу оружия и мундира, за плохое их содержание. Государству нужна была послушная армия для внешних завоеваний, для подавления крестьянских восстаний, а в армии были те же крестьяне. Поэтому дисциплина держалась только на суровых наказаниях.
К числу должностных преступлений относилось взяточничество, влекущее телесное наказание, конфискацию имущества, смертную казнь. Однако, несмотря на суровые карательные меры, взяточничество в государственном аппарате процветало. Однажды разгневанный Петр I сказал, что он повесит всех взяточников в стране, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно заметил: "Не хватит веревок".
Следующим видом преступлений являлись преступления против порядка управления. К ним относились: срывание и истребление указов и распоряжений - наказывались тяжкими телесными наказаниями, ссылкой на каторгу или смертной казнью; фальшивомонетничество - наказывалось сожжением. Подделка печатей, расходных ведомостей вела к суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Преступления против суда - лжеприсяга, лжесвидетельство - наказывались отсечением двух пальцев. К имущественным преступлениям по Воинскому уставу относились: кража, грабеж, поджог, насильственное истребление или повреждение чужого имущества. Поджигатели считались наиболее серьезными преступниками, поджигательство каралось сожжением. Грабеж наказывался колесованием.
Информация о работе Контрольная работа по Истории отечественного государства и права