Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

Файлы: 1 файл

контрольная конституционное право.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

кафедра конституционного и муниципального права

 

 

 

Конституционное право

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент

 

Группа

 

Дата

   
 

Преподаватель

   
   
   
   

 

 

 

 

Новосибирск 2014 г.

Задание № 2.

1. Охарактеризуйте принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". 

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт о разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

На федеральном уровне организации  государственной  власти  в  Российской Федерации система сдержек и  противовесов,  согласно  Конституции,  выглядит следующим образом. Законодательный орган  -  Федеральное  Собрание  -  принимает законы,    определяет нормативную базу деятельности всех органов  государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной  власти (самый серьезный инструмент влияния  -  возможность  постановки вопроса о доверии Правительству, в той либо иной  форме  участвует  в формировании Правительства,  судебных  органов  Российской  Федерации. Участие Государственной Думы  в  процессе  формирования  Правительства      Российской Федерации  является  важнейшим  проявлением  взаимодействия      законодательной и исполнительной властей на  федеральном  уровне,  что      вытекает из принципа разделения  властей,  установленного  статьей  10      Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с      разграничением  функций  законодательной,  исполнительной  и  судебной      власти их  взаимодействие  (включающее  взаимное  влияние,  контроль).      Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства      Российской Федерации является основной позитивной  формой  воздействия      законодательной власти  на  формирование  власти  исполнительной.  При      решении  вопроса  о  согласии  на  назначение  Президентом  Российской      Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает      личные качества кандидата, названного  Президентом,  а  по  сути  дает      согласие  на  проведение  Правительством  определенного  политического      курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы кандидат  на      должность Председателя Правительства Российской Федерации  докладывает      Государственной  Думе  программу  основных  направлений   деятельности      будущего  Правительства.  Предусмотренная  в  статье  117  Конституции      Российской  Федерации  возможность  вынесения  Государственной   Думой      вотума недоверия  Правительству  есть  проявление  реального  действия      механизма «сдержек и противовесов» в системе разделения  властей,  что      представляет  собой   стабилизирующий   фактор   во   взаимоотношениях      Президента  и  Государственной  Думы  при  решении  вопроса  о  судьбе      Правительства.

Правительство Российской Федерации  осуществляет  исполнительную  власть, организует   исполнение   законов,   различными   способами   влияет   на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность    заключения  Правительства   на   законопроекты,   требующие   привлечения    дополнительных  федеральных  средств).  Возможность  выражения  недоверия    Правительству  сбалансирована  возможностью   роспуска   законодательного    органа главой государства.

Основу  судебной  власти  составляет  совокупность  судебных   органов   различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и  исполнительной  власти.  Одновременно  законодатель  наделяет   органы   судебной  власти  некоторыми  полномочиями  по  контролю  за  законностью   выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное  не означает, что особое  положение  судебных  органов  в  правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие  ветвей  власти  по ряду направлений. Конституционный,  Верховный  и  Высший  Арбитражный  Суды   Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам  их  ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах  своей компетенции рассматривают конкретные  дела,  сторонами  которых  являются другие федеральные органы государственной власти.  В  системе  разделения   властей на федеральном уровне особое место  принадлежит  Конституционному Суду Российской  Федерации.  Это  проявляется  в  следующих  полномочиях, закрепленных  за  ним  Конституцией:  разрешение   дел   о   соответствии Конституции федеральных  законов,  нормативных  актов  Президента,  палат Федерального Собрания и Правительства  Российской  Федерации,  разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной  власти, толкование Конституции. Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не  только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и  к  системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти в субъектах Российской Федерации  отнесено  Конституцией  (пункт  «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации)  к  совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов.

 

2. Как осуществляется прием в гражданство РФ и выход из гражданства РФ.

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Закон о гражданстве предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие  дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:  проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом о гражданстве, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения  условий, установленных для принятия в гражданство в общем порядке.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, установленных для принятия в гражданство в общем порядке, и без представления вида на жительство.

Согласно ст. 14 закона о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица: имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;  являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:  родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;  состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, установленных для принятия в гражданство в общем порядке, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, установленных для принятия в гражданство в общем порядке, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя; ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, если гражданин Российской Федерации имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;  не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением вышеуказанных случаев.  Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

 

3. Раскройте деятельность Конституционного  Суда РФ 

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Сфера деятельности и совокупность закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом полномочий Конституционного Суда РФ как федерального органа конституционного контроля. Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, т.е. правомочен осуществлять свои полномочия исключительно по запросам или жалобам лиц (органов), определенных в Конституции РФ: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"