Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Раскройте особенности конституционно-правовых отношений и их субъектов
Вопрос 2. Раскройте порядок ограничения прав и свобод личности в период чрезвычайного положения.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 20.63 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: Конституционное право

 

Вариант № 3 (8)

 

 

 

 

 

Выполнил: Анафина А.Д

Студент  1 курса

2 семестр

 

 

 

Тюмень, 2013

 

Вопрос 1.  Раскройте особенности конституционно-правовых отношений и их субъектов

Конституционно-правовые отношения – это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений  по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

·   Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

·   Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

·   Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

·   Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

·   Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

·   Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

·   Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Именно  через правоотношения проявляют  своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется  не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. В о-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание.

Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Конституционным регулированием охватываются важнейшие  взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания  их коренных интересов.

Данные  социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

Отличительная черта конституционно-правовых отношений  — их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, — это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене.«Конституция, — отмечает В. О. Тененбаум, — не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».

Особенности конституционно-правовых отношений  выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен.Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных  действий — юридических актов  и поступков. С изданием юридических  актов связано возникновение  большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом  оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и  общественных органов, запрос депутата и т. д.

Прямые  указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко — это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных  запретов, но и действия, противоположные  тем, которые признаны Конституцией правомерными.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Раскройте порядок ограничения  прав и свобод личности в период чрезвычайного положения.

 

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина». В то же время, в части 3 статьи 55 Конституции предусмотрено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства».

  В соответствии с этим, в  части 1 статьи 56 Конституции предусмотрено:  «В условиях чрезвычайного положения  для обеспечения безопасности  граждан и защиты конституционного  строя в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием  пределов и сроков их действия».

  В настоящее время в Российской  Федерации действует Федеральный  конституционный закон от 30 мая  2002 года «О чрезвычайном положении».

  Согласно ст. 1 Федерального  конституционного закона, чрезвычайное  положение означает вводимый  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и названным  Федеральным конституционным законом  на всей территории Российской  Федерации или в ее отдельных  местностях особый правовой режим  деятельности государственных органов,  других органов, организаций,  их должностных лиц, допускающий  отдельные ограничения прав и  свобод граждан Российской Федерации,  иностранных граждан, лиц без  гражданства, прав организаций  и общественных объединений, а  также возложение на них дополнительных  обязанностей. Введение чрезвычайного  положения является временной  мерой, применяемой исключительно  для обеспечения безопасности  граждан и защиты конституционного  строя Российской Федерации.

  Федеральный конституционный  закон предусматривает два обстоятельства  введения чрезвычайного положения:

  во-первых, попытка насильственного  свержения конституционного строя  Российской Федерации, захвата  или присвоения власти, вооруженный  мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и другие действия, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и муниципальных органов;

  во-вторых, наличие чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера: чрезвычайные экологические  ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии, стихийные и иные  бедствия, повлекшие человеческие  жертвы (катастрофы, стихийные бедствия), повлекшие (могущие повлечь) человеческие  жертвы, нанесение ущерба здоровью  людей и окружающей природной  среде, значительные материальные  потери и нарушение условий  жизнедеятельности населения и  требующие проведения масштабных  аварийно-спасательных и других  неотложных работ.

  Чрезвычайное положение вводится  указом Президента Российской  Федерации с незамедлительным  сообщением об этом Совету  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации. Совет Федерации  в срок, не превышающий 72 часов  с момента обнародования указа  Президента о введении чрезвычайного  положения, рассматривает вопрос  об утверждении этого указа  и принимает соответствующее  постановление.

  Срок действия чрезвычайного  положения, вводимого на всей  территории Российской Федерации,  не может превышать 30 суток,  а вводимого в ее отдельных  местностях - 60 суток.

  На период действия чрезвычайного  положения Федеральный конституционный  закон предусматривает право  Президента Российской Федерации  на введение следующих мер  и временных ограничений:

  - полное или частичное приостановление  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, полномочий  органов исполнительной власти  субъекта (субъектов) Российской  Федерации, а также органов  местного самоуправления;

  - установление ограничений  на свободу передвижений по  территории, на которой введено  чрезвычайное положение;

  - запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и  демонстраций; запрещение забастовок;

  - приостановление деятельности  политических партий и иных  общественных объединений;

  - ограничение или запрещение  продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ; и другие ограничения,  предусмотренные ст.ст.11 - 13 Федерального  конституционного закона.

  В то же время, в части  3 статьи 56 Конституции установлено,  что не подлежат ограничению  такие права и свободы, как  право на жизнь, право на  обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну и некоторые другие права  и свободы гражданина и человека.

  Федеральным законом от 6 марта  2006 г. «О противодействии терроризму»  предусмотрена возможность введения  правового режима контртеррористической операции, который предусматривает возможность ограничения на определенное время отдельных прав и свобод человека и гражданина.

  Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. При этом территория (объекты), в пределах которых (на которых) такой режим вводится, и перечень применяемых мер и временных ограничений, а так же решение об отмене правового режима контртеррористической операции должны быть незамедлительно обнародованы.

  На территориях (объектах), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность; удаление физических лиц с отдельных участков местности; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и др.

  Федеральным конституционным  законом и названным федеральным  законом предусматривается также  ответственность сотрудников органов  внутренних дел и военнослужащих за нарушение гарантий прав и свобод граждан, допущенных ими в период действия чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"