Контрольная работа по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1- Какие нормы экологического законодательства будут нарушены в случае строительства ВСМ
Вопрос 2 – Что понимается под правовым режимом национальных и природных парков

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Вариант №5

В соответствии с проектом строительства  железнодорожной магистрали Санкт- Петербург - Москва трасса ВСМ должна пересекать Валдайский государственный природный национальный парк и его охранные зоны на протяжении 20 км.

 

Вопрос 1- Какие нормы экологического законодательства будут нарушены в случае строительства ВСМ

Ответ: ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" № 33-ФЗ от 14.03.1995 пункт 4 ст. 15, где установлено, режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Пункт 4 комментируемой статьи также предусматривает необходимость согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, т.е. с Минприроды России и Росприроднадзором (см. комментарий к ст. 3 Закона), вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Таким образом, если все действия будут предварительно согласованы согласно вышеуказанных установленных законом правил, тогда нарушений не будет, в противном случае нарушение п. 4 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

 

Вопрос 2 – Что понимается под  правовым режимом национальных и  природных парков

Ответ: Федеральный закон "Об охране окружающей среды" перечисляет следующие объекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране:

  • объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
    • государственные природные заказники;
    • памятники природы;
    • национальные, природные и дендрологические парки;
    • ботанические сады;
    • лечебно-оздоровительные местности и курорты;
    • иные природные комплексы;
    • исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
    • объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
    • континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации;
    • редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

"К российским объектам всемирного  природного наследия относятся  "Девственные леса Коми", озеро Байкал, "Вулканы Камчатки", "Золотые горы Алтая", Западный Кавказ и включенный в Список всемирного наследия в декабре 2001 г. "Центральный Сихотэ-Алинь" - уникальный горный район, расположенный в Приморском крае и имеющий выход на побережье Японского моря; объекты всемирного культурного наследия - Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Кижи, исторический центр Новгорода и памятники, расположенные в его окрестностях, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, историко-культурный комплекс Соловецких островов, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Церковь Вознесения в Коломенском, ансамбль Ферапонтова монастыря, историко-архитектурный ансамбль Казанского Кремля, Куршская коса".

Часть из перечисленных объектов относится  к особо охраняемым природным  территориям, установленным Федеральным  законом "Об особо охраняемых природных  территориях", и является объектом общенационального достояния. С учетом последней редакции Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

 федерального значения - государственные  природные заповедники, в том  числе биосферные; национальные парки;

федерального либо регионального  значения - государственные природные  заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады;

 федерального, регионального  либо местного значения - лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

 федерального значения  являются федеральной собственностью  и находятся в ведении федеральных  органов исполнительной власти, Об особо охраняемых природных  территориях регионального значения  являются собственностью субъектов  Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Особо охраняемые природные территории являются не совокупностью отдельных объектов окружающей среды, а природными комплексами. Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Все особо охраняемые природные  территории и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Данные об особо охраняемые природные территории заносятся в государственный кадастр особо охраняемые природные территории. Государственный кадастр особо охраняемые природные территории включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

"Охраняемые природные  территории традиционно занимают в России особое место в системе территориальной охраны природы. Их развитие началось в начале 20 века и к его концу в стране сложилась уникальная сеть различных охраняемых природных территорий, основой которой стали особо охраняемые природные территории: Первый заповедник на территории России появился в 1916 г. - Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех пор развитие сети шло по нарастающей с несколькими случаями массовых ликвидаций заповедников (например, в 1951 и 1961 гг.).

Правовой режим национальных и природных парков законодательно определен в ряде специальных  нормативных актов, среди которых  можно выделить Положение о национальных природных парках, и Положение  о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального парка.

Можно сказать, что «национальными, природными парками объявляются  изъятые из хозяйственного использования  значительные по площади особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения».

Национальные парки являются природоохраняемыми, экологическо-просветительскими  и научно исследовательскими учреждениями, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются  в пользование национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Конкретный национальный парк функционирует на основании  положения, утверждаемого государственным  органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк «Сочинский»  был создан в 1993 году. Всего в российской Федерации к началу 1999 года функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га., а к началу 2000г., – 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории страны).

На национальные парки возлагаются  следующие задачи:

- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

- сохранение памятников истории,  культуры и других объектов  культурного наследия;

- создание условий для регулируемого  экологического туризма отдыха  в природных условиях;

- организация экологического просвещения  населения; разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия;

-осуществление экологического  мониторинга. Участки земли ее  недр и водного пространства  со всеми находящимися в их  пределах природными и историко-культурными  объектами передаются национальным паркам в бессрочное (постоянное) пользование.

«На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и  задачам национального парка, в  том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачных участков и т.д. … На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры».

В ч. 4 Закона «Об особо охраняемых территориях» говорится, что в отдельных  случаях в границах национальных парках могут находиться участки других пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельности этих собственников не должны противоречить целям, в связи с которыми организуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения появляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов и объектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил, выполнение других требований, установленных правилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции.

Сочетание природоохранных и рекреационных  задач обусловливает выделение  в пределах территории национального  парка различных функциональных зон:

 

-заповедной - в ее пределах запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

- особо охраняемой- с ее помощью  обеспечиваются условия для сохранения  природных комплексов и объектов; здесь допускается строго регулируемое  посещение;

- познавательного туризма- предназначенной для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

-рекреационной- предназначенной  для отдыха;

-охраны историко-культурных объектов - обеспечивающей условия сохранения  комплексов и объектов культурного наследия;

- обслуживания посетителей - предназначенной  для размещения, ночлега, палаточных  лагерей, бытового, информационного  обслуживания посетителей;

- хозяйственного назначения –  в пределах которой ведутся  необходимые производственно- хозяйственные работы.

Национальные и природные  парки являются некоммерческими  организациями. Однако национальные парки  финансируются из средств федерального бюджета, а природные из средств  бюджета субъекта РФ.

В национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Здесь по согласованию с дирекцией парка развивается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные народные промыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.

Правое положение национальных парков определено Законом «Об особо  охраняемых природных территориях» и Положением о национальных природных  парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров- Правительства  РФ от 10 августа 1993г. №769.Каждый национальный парк действует на основании положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специальным государственным органом России в области охраны окружающей среды.

 К особо охраняемым территориям и объектам регионального значения относятся природные парки - природоохранные, рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Федерации, территории которых включают в природные комплексы и объекты, имеющие значительную и эстетическую ценность.

На природные парки  возлагаются следующие задачи:

- сохранение окружающей  среды, природных ландшафтов;

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведение"