Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:22, контрольная работа
Российская система права включает в себя множество отраслей права. Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в своих нормах основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Норма права: понятие, признаки, структура, классификация. Особенности уголовно-исполнительных норм…………………………………..4
3. Государственная Дума: порядок формирования, компетенция……..12
4. Задача ……………………………………………………………………15
5. Литература……………………………………………………………….16
Особенности уголовно-исполнительных норм
Под нормой уголовно-исполнительного
права понимается модель должного поведения субъектов и участников
правоотношений (государственных органов,
организаций, общественных формирований,
должностных лиц, осужденных и отдельных
граждан). В ней устанавливаются правила,
в соответствии с предписаниями которых
регулируются общественные отношения,
возникающие по поводу и в процессе исполнения
наказания и применения к осужденным мер
исправительного воздействия.
Норма
представляет собой основной элемент
отрасли права, его первый уровень образует
комплекс норм, регулирующий определенную
группу общественных отношений, например,
возникающих при исполнении уголовных
наказаний, при освобождении от отбывания
наказания. Такое объединение норм второго
уровня образует определенный институт
уголовно-исполнительного права. Сама
отрасль права образует третий, высший
уровень его структуры. Институты права
позволяют более четко определять объекты
правового регулирования, что имеет важное
значение в правотворческой деятельности.
Регулируя
общественные отношения, возникающие
при исполнении наказания и применения
мер исправительного воздействия к осужденным
нормы права устанавливают права и обязанности
субъектов, исполняющих и отбывающих наказание,
регламентируют их деятельность в двух
направлениях: при исполнении (отбывании)
наказания и применения мер исправительного
воздействия. Процесс исполнения (отбывания)
наказания, поскольку в нем реализуются
в полном объеме меры принуждения, ограничения
прав осужденных, урегулирован нормами
права в максимальной степени и затрагивает
весь комплекс общественных отношений.
Применение мер исправительного воздействия,
осуществляемых полномасштабно только
при исполнении лишения свободы, регулируется
нормами права в значительно меньшем объеме,
поскольку его содержанием является психолого-педагогическое
воздействие. Применительно к реализации
воспитательных мер в процессе исполнения
иных видов наказания, нормы права формируют
лишь задачи исправления и определяют
органы государства, общественные организации
или отдельных граждан, на которых возложено
выполнение этих задач. [6]
Особенностью
норм уголовно-исполнительного права
является то, что некоторые из них реципиированы
из других отраслей права. Это прежде всего
относится к нормам, регулирующим: труд
осужденных к лишению свободы (ст.ст. 103-107
УИК РФ); пенсионное их обеспечение при
утрате трудоспособности во время отбывания
наказания (ст. 98); профессиональное обучение
(ст. 108); материально-бытовое и медико-санитарное
обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.ст.
99-101).
Не все нормы
содержат модель должного поведения. Существует
группа норм, в которых устанавливаются
цели, задачи, принципы отрасли права в
целом или отдельных ее институтов, формулируются
определенные понятия (дефиниции). В теории
права они рассматриваются как нетипичные
нормативные предписания или специальные
нормы.
В уголовно-исполнительном
праве специальные нормы реализуются
в форме норм-задач, норм-принципов и норм-
дефиниций. К нормам- задачам относятся,
в частности, ст. 1 УИК, определяющая его
задачи, ч. 5 ст. 103 УИК, устанавливающая,
что производственно-хозяйственная деятельность
исправительных учреждений не должна
препятствовать их основной задаче –
исправлению осужденных. К нормам-принципам
можно отнести ч. 1 ст. 14 УИК РФ, в которой
говорится, что осужденным гарантируется
свобода совести и вероисповедания. В
нормах-дефинициях, например, в ч. 2 ст.
9 УИК, раскрывается содержание основных
средств исправления осужденных.
Виды и структура норм. Нормы уголовно-исполнительного
права можно классифицировать на отдельные
виды в зависимости от характера устанавливаемого
правила поведения. В общей теории права
по указанному основанию нормы права принято
подразделять на регулятивные, поощрительные
и охранительные. Нормы уголовно-исполнительного
права также можно группировать в соответствии
с этой классификацией.
- Регулятивные нормы устанавливают права
и обязанности субъектов и иных участников
уголовно-исполнительных правоотношений.
В зависимости от характера устанавливаемых
прав и обязанностей, они в свою очередь
делятся на обязывающие, уполномочивающие
и запрещающие.
- Обязывающие
нормы устанавливают требование
к субъектам совершать определенные действия.
В качестве примера обязывающей нормы
можно привести ст. 82 УИК РФ, устанавливающую
требования режима в местных лишения свободы,
в частности: обязательную изоляцию осужденных,
постоянный надзор за ними и т.д. Применение
обязывающей нормы, выполнение субъектом
определенных действий обеспечивает соблюдение
прав и законных интересов других субъектов.
- Уполномочивающие
нормы предоставляют субъектам
выбор варианта поведения в рамках, установленных
законом. Примером такой нормы является
положение, установленное в ч. 5 ст. 12 УИК
РФ, согласно которому “осужденные ведут
переписку, а также обращается с предложениями,
заявлениями и жалобами на государственном
языке Российской Федерации либо, по желанию
осужденного, на государственном языке
субъекта Российской Федерации по месту
отбывания наказания”.
- Запрещающие
нормы, напротив, устанавливают требования
к субъектов воздержаться от определенных
действий, которые оцениваются законом
как неправомерные. Запрет в норме закона
может устанавливаться как в общей, так
и в конкретной форме. Примером общей формы
запрета может служить норма ч. 4 ст. 103
УИК РФ, определяющая перечень работ, на
которых запрещается использование труда
осужденных к лишению свободы – это устанавливается
Правилами внутреннего распорядка исправительных
учреждений. Конкретизированный запрет
направлен на определенные виды действий.
Так, в п. 1 ст. 90 УИК РФ указано, что вес
передачи не должен превышать установленный
вес одной посылки.
- Поощрительные
нормы в уголовно-исправительном
праве направлены на стимулирование одобряемого
в законе поведения, исправления осужденных.
Они сконцентрированы в основном в ст.
113 УИК РФ, устанавливающей меры поощрения,
применяемые к лицам, лишенным свободы.
Однако перечень поощрительных норм, содержащихся
в УИК, этим исчерпывается. Поощрительная
норма содержится, в частности, в ч. 2 ст.
109 УИК РФ, согласно которой участие осужденных
в воспитательных мероприятиях поощряется
и учитывается при определении степени
их исправления. Они сформулированы также
в ст.ст. 111, 120, 112, 124 УИК РФ и др.
Особенность поощрительных норм в уголовно-исполнительном
праве состоит в том, что они предоставляют
право на поощрение только одному субъекту
– администрации учреждения или органа,
исполняющего наказание. Другой субъект
– осужденный – не может требовать соответствующего
поощрения в виде предоставления дополнительных
прав. Это вытекает из самой формулы закона,
в которой употребляется термин “могут”
(см.: ст.ст. 89, 92, 96, 97, 113 УИК РФ), соответственно
принятие положительного решения о поощрении
зависит от усмотрения администрации
исправительного учреждения. В данном
случае она руководствуется сведениями,
характеризующими поведение осужденных.
- Охранительные
нормы призваны обеспечивать
защиту правоотношений, возникающих в
процессе исполнения (отбывания) уголовного
наказания, обеспечивает реализацию иных
норм уголовно-исполнительного права.
К числу таких норм относятся положения,
устанавливающие меры дисциплинарной
и материальной ответственности осужденных.
Значительное количество охранительных
норм содержится в Законе Российской Федерации
“Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы”.
Статья 12 закона посвящена обеспечению
безопасности объектов уголовно-исполнительной
системы, а глава пятая содержит положения
о применении физической силы, спец. средств
и оружия при исполнении наказания в виде
лишения свободы.
Нормы
уголовно-исполнительного права подразделяются
на материальные и процессуальные (процедурные). Нормы материального
права устанавливают содержание правила
поведения, процедурная норма регулирует
условия и порядок его реализации. Наиболее
четко такое соотношение и взаимосвязь
материальных и процессуальных норм выражены
в ст.ст. 113-117 УИК. В ст.ст. 113 и 115 УИК сформулированы
материальные нормы (меры поощрения и
взыскания, применяемые к осужденным),
а в ст.ст. 114 и 117 УИК определена процедура
их применения.
В системе
уголовно-исполнительного законодательства
можно выделить организационно-технические
нормы, которые близки к процессуальным,
но отличаются от последних, поскольку
не предусматривают дополнительных прав
и обязанностей участников правоотношения.
Такие нормы сосредоточены в основном
в Правилах внутреннего распорядка исправительных
учреждений – нормативном акте, принимаемом
МЮ РФ. В этих Правилах установлен, например,
порядок предоставления осужденным свиданий
и телефонных переговоров (§ 14 и 15 Правил),
порядок приема и получения осужденными
посылок, передач, бандеролей (§ 16 правил).
Разделение
норм уголовно-исправительного права
на виды имеет не только общетеоретическое
значение, оно помогает предметно их анализировать
при правоприменительной деятельности.
При конструировании новых норм необходимо
учитывать их видовую принадлежность
для более точного определения характера
прав и обязанностей субъектов и участников
правоотношений.
В общей теории права в структуре норм
выделяются гипотеза, диспозиция и санкция.
Такое структурное разделение норм применимо
и в уголовно-исполнительном праве. Гипотеза представляет собой условие
или событие, при наличии которого норма
должна применяться. Во многих случаях
гипотеза выносится за пределы текста
нормы уголовно-исполнительного права,
она может быть общей для многих норм.
В данном случае имеется в виду основание
отбывания уголовного наказания – приговор
суда, вступивший в законную силу. В ряде
норм гипотеза содержится в самом нормативном
акте, например, в ст. 97 УИК сформулированы
условия краткосрочного выезда осужденных
за пределы мест лишения свободы, а в ст.
96 УИК – условия предоставления осужденным
права передвижения без конвоя и т.д.
В диспозиции
сосредоточена сердцевина нормы – правила
поведения субъектов и участников правоотношений,
определены их права и обязанности. Нормы
права статьи закона не обязательно совпадают.
В статьях нередко содержится несколько
норм. Так, в ст. 97 УИК регулируются шесть
видов краткосрочных выездов за пределы
мест лишения свободы.
В качестве
санкции рассматривается предусмотренное
нормой права последствие нарушения установленных
ею правил поведения. Особенностью санкций
норм уголовно-исполнительного права
является то, что могут находиться в одной
статье, но применяются за нарушение правил
поведения, установленных в различных
статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные
в УИК, применяются только к одному субъекту
– осужденным, иные субъекты и участники
правоотношений несут ответственность
в соответствии с положениями административного
и трудового права. Дисциплинарным Уставом
внутренней службы предусматриваются
меры дисциплинарной ответственности
начальствующего состава исправительных
учреждений. [9]
Государственная Дума: порядок формирования, компетенция
Госуда́рственная ду́ма (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госду́ма) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации.
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).
С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий 2 — 5 созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. [11]
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.
Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители.
Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Выборы в Государственную
думу назначаются президентом
По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в Государственную думу РФ I—IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003). Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 83 субъектов Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993—1995 годах). В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу проводились дополнительные выборы в Государственную думу РФ.
Федеральный закон «О
выборах депутатов
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом, голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались. [10]
В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:
По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Порядок
рассмотрения
3. Гражданин Н. заявил о своем желании выйти из российского гражданства. В ходатайстве ему было временно отказано, так как Н. является участником уголовного процесса - свидетелем по обвинению К. в особо тяжком преступлении. Н. настаивает на незамедлительном удовлетворении своего ходатайства. Дайте правовую характеристику данной ситуации. Правомерен ли отказ?
Принимая во внимание положение ст. 19 ч. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в силу которого выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 данного Федерального закона:
А) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (например военная служба, так как являясь гражданином иного государства он уже не может исполнить данную обязанность);
Б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
В) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Отказ не правомерен, так
как изменение гражданства
Литература: