Контрольная работа по "Праву и государству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Найдите в литературе и выпишите определение государства. Выясните и выпишите основные признаки (особенности) государственной власти. На основе полученных материалов попытайтесь дать собственное определение государства.

Содержание работы

Вопрос 1 3
Вопрос 2 6
Вопрос 3 7
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Теория гос. и права.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)


Содержание

Вопрос 1 3

Вопрос 2 6

Вопрос 3 7

Список литературы 10

 

Вопрос 1

Найдите в  литературе и выпишите определение  государства. Выясните и выпишите основные признаки (особенности) государственной  власти. На основе полученных материалов попытайтесь дать собственное определение  государства.

Ответ

Существует  очень много определений понятия  «государство».

Государство — это властно-политическая организация  общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории1.

Государство – это: территориальное образование; организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел; особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества; сложный и организованный механизм управления2.

Первый признак  государства - публичная власть - это  власть, которая непосредственно  не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих  и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.

В отличие  от других видов социальной власти государственная власть является аппаратной (имеет механизм осуществления), суверенной (не зависит от иной власти), легитимной (опирается на закон).

Второй признак  государства - наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т. п.

Третий признак  государства - разделение населения  по территориальному принципу. Государство  всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное  ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

Четвертый признак  государства - государственная казна, с существованием которой связаны  такие явления как налоги (учрежденные  публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных  размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги  государства, то есть все то, что  характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его  функционирование.

Пятый признак, государственный суверенитет, т.е. «верховенство и независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права». Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство наряду с другими его признаками от других организаций общества (например, политических партий). Независимость государственной власти конкретно выражается в следующем:

- в универсальности  – только решения государственной  власти распространяются на все  на селение и общественные  организации данной страны;

- в прерогативе  – возможности отмены и признания  ничтожным любого незаконного  проявления другой общественной  власти;

- в наличии  специальных средств воздействия,  которых нет ни у каких других  организаций.

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат  принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

- является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

- является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства, так и за его пределами;

- осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

- обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

- обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

- распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

- издает нормативно-правовые акты.

Таким образом, государство представляет собой  организацию политической власти, которая имеет свою территорию, на которой проживает подвластное ему население, систему налогов, наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления, обладающая суверенитетом.

 

Вопрос 2

Раскройте вопрос о соотношении экономики и  права.

Ответ

Социальные  последствия соотношения права  и экономики: а) позитивные – право  способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует историческому  ходу развития общества; б) негативные – право тормозит развитие экономики  тогда, когда оно противоречит объективным  экономическим законам развития общества.

Основные  виды систем управления экономикой: а) командно-административная – государственно-правовое регулирование экономики; б) рыночная – стихийное саморегулирование; в) смешанная – сочетаются рыночные законы с разумным государственным  регулированием экономики. Пределы  государственно-правового вмешательства  в экономику: а) законодательно определяются цели, задачи и принципы рыночных отношений; б) законодательно закрепляются и гарантируются  все виды форм собственности; в) регламентируется законодательный порядок рассмотрения хозяйственных, гражданско-правовых и  иных споров; г) запрещается монополия, недобросовестная конкуренция; д) устанавливается  ответственность за правонарушения в области экономики.

Соотношение права и экономики можно рассматривать  как соотношение содержания и  формы. Форма – это прав, содержание – это экономика. Форма по отношению к содержанию обладает относительной самостоятельностью. В рамках этой относительной самостоятельности право может активно воздействовать восприятию. Может способствовать развитию, может тормозить это развитие.

Говоря о  решающем влиянии экономики на право, нельзя забывать и активную роль права  по отношению к экономике. Так  как если право соответствует  объективным закономерностям общества, то это способствует развитию оказывать  прогрессивное влияние.

Вопрос 3

Используя соответствующие  литературные источники, ознакомьтесь с особенностями формы правления  отдельных современных государств (США, Франции, Испании, Индии и др.). Подготовьтесь к сообщению об этом на семинаре.

Ответ

Республика  – это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником  власти в республиках является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства, в этом проявляется  народный суверенитет. Народом избирается высший законодательный орган –  парламент и в некоторых случаях  – президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов  государства ограничены определенным сроком. При республиканской форме  правления проведен принцип разделения властей.

По характеру  взаимоотношений между законодательной  и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную республики3.

Парламентская республика характеризуется верховенством  парламента, осуществляющего законодательную  власть. Правительство формируется  парламентом и ответственно перед  ним. В парламентской республике может быть предусмотрена должность  президента, он является главой государства, но не главой правительства; он не ответственен за действия правительства. Избрание президента осуществляется парламентом, или специально создаваемой коллегией. Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства  – премьер-министра (в ФРГ этот пост именуется "федеральный канцлер"). Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его  избирает парламент. Правительство  формируется лидером победившей на выборах партии, а члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые  другие государства4.

Президентская республика – достаточно распространенная форма правления. Президентскими республиками являются США, многие государства Латинской  Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика  и др.), Африки (Зимбабве, Нигерия, и  др.), Азии (Филиппины и др.).

К числу достоинств президентской республики следует  отнести достаточно высокую степень  эффективности государственного руководства  обществом: ведь президент, обладая  широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Основным недостатком президентской  республики является то, что обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению  ею5.

Проблема  формы правления – это прежде всего проблема признания или  непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов  законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности  перед народом.

В последние  годы происходят изменения в теоретическом  понимании формы правления, поскольку  появляются такие модели организации  высших органов государственной  власти, которые не представляются возможными с полной уверенностью отнести  к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.

Монархия (в  переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть осуществляется единолично и  переходит, как правило, по наследству6.

Вся полнота  власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное  решение абсолютно любого вопроса. Юридических ограничений для  полномочий монарха нет, и это  наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, в первую очередь представительными  органами государства, конституцией7.

Далеко не всегда в парламентарных монархиях  среди государственных органов  доминирует парламент. В странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) парламентарная модель отношений  между парламентом и правительством превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит  из лидеров партии, обладающей в  парламенте большинством полностью  контролирует работу парламента. Такой  государственный режим получил  название системы кабинета.

Парламентская монархия характерна для современных  индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.) Однако фактическое положение монарха  и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления  этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

В настоящее  время "классических", "чистых" дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через  подчиненное ему и ответственное  только перед ним правительство, не существует.

 

Список  литературы

  1. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты форм государственного управления // Административное право и процесс. 2013. N 5. С. 10 - 12.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004. - 640 с.
  3. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
  4. Теория государства и права. Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
  5. Проблемы теории государства и права. Под ред. Сырых В.М. М.: 2008. — 528 с.

1 Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

2 Зубанова С.Г. Теория государства и права // http://be5.biz/pravo/tzsg/08.htm.

3 Проблемы теории государства и права. Под ред. Сырых В.М. М.: 2008. — 528 с.

4 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

5 Теория государства и права. Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

6 Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты форм государственного управления // Административное право и процесс. 2013. N 5. С. 10 - 12.

7 Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты форм государственного управления // Административное право и процесс. 2013. N 5. С. 10 - 12.


Информация о работе Контрольная работа по "Праву и государству"