Контрольная работа по предмету"Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

1.Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. 2
2.Принципы правотворчества.
3. Какие из приведенных ниже высказываний противоречат «духу» правового государство и почему:
а) «Интересы государства выше интересов личности»;
б) «Суд должен быть независим от законодательной
и исполнительной власти»;
в) «Реализация прав человека зависит от конкретной
политической ситуации».

Файлы: 1 файл

вариант 8 (Автосохраненный).docx

— 27.40 Кб (Скачать файл)

                                 Оглавление :

1.Типология государства: формационный и                                        

цивилизационный подходы.                                                                    2

2.Принципы  правотворчества.                                                                5

3. Какие из  приведенных ниже высказываний

 противоречат  «духу»   

 правового государство и почему:

а) «Интересы государства выше интересов личности»;

б) «Суд должен быть независим от законодательной

 и исполнительной      власти»;

в) «Реализация прав человека зависит от конкретной

политической ситуации».                                                                         8

4. Список используемой  литературы.                                                    11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое  государство – есть орудие  поддержания власти над рабами, которые были собственностью  свободных граждан. Раб не имел  прав, фактически говорящее орудие  труда;

-феодальное  государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих  безвозмездный труд крестьян. Крестьяне  находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное  государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется  социальным. Рабочий юридически  свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое  государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

·продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

·показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

·она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

·недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

·определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

  в связи с расширением диапазона  духовных критериев, получается  более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

·недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

·выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

 

 

2.Принципы  правотворчества.

Принципы правотворчества — основополагающие государственно-правовые идеи, требования, выступающие ориентирами, методологической основой правотворческой деятельности. Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах. К числу таких принципов относятся:

Принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической природе права, означающий, что принимаемые правотворческим субъектом нормативно-правовые акты призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами (средствами правового регулирования) создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь. Гуманистическая природа закона связана с его соответствием нравственным началам. В нем не должно быть ничего такого, что толкало бы человека к совершению безнравственных действий или удерживало от совершения поступков, основанных на альтруистических побуждениях. Это предполагает, что цели и предписания закона должны быть нравственно ориентированы и обращены к «внутренним» (моральным) регуляторам поведения человека. Закон, как отмечал Платон, должен не просто управлять, но и убеждать. Усиление нравственного потенциала закона увеличивает его правовую ценность, снимает проблему противостояния закона и адресатов, является мощным побудителем их правовых действий.

Принцип демократизма, предполагающий признание за высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом исключительного права издавать законы; демократические процедуры обсуждения и принятия нормативных правовых актов, в особенности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародных обсуждений законопроектов, освещение законотворческого процесса в средствах массовой информации и др.); обнародование принятых законов и иных нормативных правовых актов;

Принцип законности, предполагающий, что нормативные правовые акты: а.) издаются правомочными на то органами и должностными лицами. Их принятие основывается на учете принципа разделения властей, а в федеративном государстве, кроме того, неукоснительном соблюдении принципа, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта Федерации; б) соответствуют Конституции страны и законам; в) принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; г) внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указы, постановления, инструкции и т.д.), учитывают сложившуюся иерархию, или субординацию, действующих правовых актов;

Принцип научности, или научный характер правотворчества, означающий, что правотворчество призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов; использование в правотворчестве приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;

Принцип компетентности, или профессионализма правотворчества, предполагающий: а) привлечение к правотворческой работе специалистов, обладающих специализированными профессиональными познаниями и опытом в области правотворчества, в совершенстве владеющих технологией законопроектной работы. Использование такого рода специалистов (юристов, социологов, лингвистов, политологов, экономистов, финансистов и др.) должно обеспечивать подготовку качественного законопроекта, свободного от законотворческих ошибок как социального, так и юридического свойства;

б) высокий профессионализм субъектов правотворчества, тех, кто принимает правотворческое решение, соглашаясь с экспертными оценками, либо отвергая их. В условиях сильно выраженной стратификации общества, поляризации его интересов, возможности некоторых социальных групп (промышленников, банкиров, крупных предпринимателей, представителей криминального бизнеса и др.) активно воздействовать на ход принятия правотворческого решения, принципиально важно создать такие механизмы (социально-политические и юридические), которые бы блокировали распространение нежелательных для интересов общества форм социального заказа на подготовку законопроектов и их экспертизу. Закон есть «продукт» деятельности законодателя и от последнего в значительной (если не в решающей) мере зависят мера пригодности закона в реализации тех целей, ради которых он принимался;

Принцип обеспеченности правотворческого процесса. Специфика его проявляется в использовании в правотворческой практике системы специальных средств (организационных, технических, юридических и др.) организации правотворческой деятельности, призванных обеспечить выработку эффективных способов правотворческого воздействия на принятие обоснованных нормативных правовых актов. К средствам обеспечения правотворческой деятельности относятся: информационное обеспечение правотворчества; планирование и программирование правотворческой деятельности; использование правотворческого эксперимента, правотворческого экспертного заключения; организационно-юридическое обеспечение правотворчества; демократическая поддержка правотворчества.

 

3. Какие из приведенных ниже высказываний противоречат «духу» 

 правового государство и почему:

а) «Интересы государства выше интересов личности»;

б) «Суд должен быть независим от законодательной и исполнительной      власти»;

в) «Реализация прав человека зависит от конкретной политической ситуации».

 

Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство».

  Термин «Правовое Государство" (перевод с нем. rechtsstaat) впервые появился в нем. юридической литературе в первой трети XIX в., благодаря работам К. Велькерта, X. 3игварта и Р. Моля. Однако представления о Правовом Государстве появились задолго до того как «слово было найдено». Рождение идеи Правового Государства относится к античности, когда древними заторами был поставлен вопрос о соотношении государства и права. Глубокая и серьезная разработка теории Правового Государства начинается с эпохи буржуазных революций. В историю человечества навсегда вошли имена философов, ставших основоположниками учения о Правовом Государстве —Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта и др. В центре концепции Правового Государства — представления о верховенствующем положении права над государством. Право — это мера свободы, равенства и справедливости. Все законы, акты и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы — вот, первый принцип Правового Государства. Второй принцип Правового Государства — принцип законности — гласит, что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк). В связи с этим принципом возникли и вполне естественные вопросы: как гарантировать законность в обществе? каковы должны быть механизмы, защищающие личность от деспотизма власти? Ответы на эти вопросы содержались в теории разделения властей, сформулированной Дж. Локком, Ш.-Л. Монтескье и детально разработанной последним. Теория разделения властей стала третьим принципом Правового Государства. Суть теории разделения властей — разделение компетенций и функций между органами государственной власти. Три рода власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены в государстве и, в результате, превратиться в систему «сдержек» и «противовесов» органов власти, уравновешивающих друг друга по силе и политическому весу. Там. где законодательная и исполнительная власть  соединены в одном лице или органе, — справедливо замечал Монтескье, — возможно создание тиранических законов во имя их тиранического применения. «Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть  не отделена от законодательной и исполнительной», т. к. в этом случае она теряет свою независимость и рассчитывать на ее беспристрастное следование законам и контроль за их соблюдением не приходится. Выдающийся политический мыслитель еще в XVIII в. наглядно, на многочисленных исторических примерах, показал, что соединение властей, или, говоря современным языком, монополия власти, ведет к деспотизму и тирании. Историческая заслуга Монтескье в том, что он возвел принцип разделения властей в ранг конституционного, увидел в нем механизм обеспечения политической и личной свободы граждан. Исторический опыт свидетельствует, что результатом игнорирования принципов Правового Государства, их подмены «более совершенными» неизбежно становилось установление в том или ином виде диктаторского режима. Уже в XIX в. звучали предостережения о том, что замена Правового Государства прямым народовластием может обернуться или деспотизмом народа, или деспотизмом лиц, стоящих у власти. Политический романтизм и политический нигилизм, вера в то, что в политической сфере можно построить все, что вздумается, игнорируя исторический опыт и достижения философской и политической мысли, в конечном итоге приводят к утрате человеческой свободы и достоинства личности. Приобщение к цивилизации, возвращение нашей страны в лоно мирового сообщества немыслимо без создания Правового Государства.

Информация о работе Контрольная работа по предмету"Теория государства и права"