1. Раскройте основания
применения к семейным отношениям
норм иностранного семейного
права. Каковы форма, порядок и
условия заключения брака российских
граждан с иностранными гражданами
или лицами без гражданства
на территории РФ?
В настоящее время возросло
количество семейных отношений с участием
иностранных граждан и лиц без гражданства.
Это обусловливает необходимость правового
регулирования данных отношений.
При наличии в семейных отношениях
иностранного элемента возникает вопрос
о том, право какого государства подлежит
применению, а также органы какого государства
компетентны принимать решения по тем
или иным вопросам, возникающим при таких
семейных отношениях.
СК РФ содержит специальный
раздел VII «Применение семейного законодательства
к семейным отношениям с участием иностранных
лиц и лиц без гражданства». В нем предусмотрены
основания и условия применения семейного
законодательства РФ и норм иностранного
семейного права к семейным отношениям
с участием иностранных лиц и лиц без гражданства,
а также к семейным отношениям только
между гражданами РФ, если они связаны
с территорией иностранного государства.
Иностранными гражданами являются
лица, не являющиеся гражданами РФ, принадлежность
которых к гражданству другого государства
подтверждается соответствующим документом.
Возможно двойное гражданство - наличие
у лица двух гражданств. Лица без гражданства
- лица, не имеющие гражданства РФ и доказательств
принадлежности к гражданству иных стран.
СК РФ закрепляет, что к семейным
отношениям возможно применение иностранного
права в зависимости от гражданства участника
семейного отношения или от места его
жительства.
Однако по принципиальным вопросам
сохранен приоритет применения отечественного
законодательства к семейным отношениям
на территории РФ (форма и порядок заключения
брака на территории РФ, порядок и основания
расторжения брака на территории РФ, порядок
и условия усыновления ребенка - гражданина
РФ). В соответствии с Конституцией РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются на территории РФ национальным
режимом в семейных отношениях, т. е. пользуются
теми же правами и несут такие же обязанности,
как и граждане РФ за некоторыми исключениями
(например, для иностранных граждан предусмотрены
дополнительные условия при усыновлении
ими граждан РФ).
Заключение брака с участием
иностранных граждан и лиц без гражданства
В связи с расширением контактов
российских граждан с иностранцами увеличилось
количество браков между гражданами РФ
и гражданами иных государств.
Иностранные граждане и лица
без гражданства вправе вступать на территории
РФ в брак по собственному усмотрению,
как с гражданами своего, так и другого
государства, в том числе с гражданами
РФ. Форма и порядок заключения брака на
территории РФ определяются законодательством
РФ. Таким образом, брак во всех случаях
должен заключаться в органах ЗАГС.
Браки между иностранными гражданами,
заключенные на территории РФ в дипломатических
представительствах и консульских учреждениях
иностранных государств, признаются действительными
в РФ, если эти лица в момент заключения
брака являлись гражданами иностранного
государства, назначившего посла или консула
в РФ.
Браки между гражданами РФ,
проживающими за пределами территории
РФ, заключаются в дипломатических представительствах
или в консульских учреждениях РФ.
Условия заключения брака на
территории РФ определяются для каждого
из лиц, вступающих в брак, законодательством
государства, гражданином которого лицо
является в момент заключения брака, с
соблюдением требований СК РФ в отношении
обстоятельств, препятствующих заключению
брака.
Запрещаются браки между: а)
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже
состоит в другом зарегистрированном
браке; б) близкими родственниками по прямой
восходящей и нисходящей линии, полнородными
и не полнородными братьями и сестрами;
в) усыновителями и усыновленными; г) лицами,
из которых хотя бы одно признано судом
недееспособным вследствие психического
расстройства.
Если лицо наряду с гражданством
иностранного государства имеет гражданство
РФ, к условиям заключения брака применяется
законодательство РФ. При наличии у лица
гражданства нескольких иностранных государств
применяется по выбору данного лица законодательство
одного из этих государств. Условия заключения
брака лицом без гражданства на территории
РФ определяются законодательством государства,
в котором это лицо имеет постоянное место
жительства.
Браки между гражданами РФ и
иностранными гражданами или лицами без
гражданства, заключенные за пределами
территории РФ с соблюдением законодательства
государства, на территории которого они
заключены, признаются действительными
в РФ, если отсутствуют обстоятельства,
препятствующие заключению брака.
Браки между иностранными гражданами,
заключенные за пределами территории
РФ с соблюдением законодательства государства,
на территории которого они заключены,
признаются действительными в РФ.
2. В чем особенности
приемной семьи как формы воспитания
детей, оставшихся без попечения
родителей? Раскройте содержание
договора о передаче ребенка
на воспитание в приемную семью.
Проблема защиты прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, сегодня не только не утратила
своей актуальности, но и приобрела особую
остроту. В России существует феномен
социального сиротства. 90% детей, попавших
в трудную жизненную ситуацию, - социальные
сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.
Конвенция ООН о правах ребенка,
ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком
неотъемлемое право жить и воспитываться
в семье. Государство обязано обеспечивать
социальную защиту ребенка, лишенного
семейной среды, предлагая альтернативу
в выборе для него вида семейной заботы.
В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы
семейного воспитания таких детей: усыновление
(удочерение), опека (попечительство), приемная
семья. Некоторые субъекты Российской
Федерации воспользовались предоставленным
им правом и предусмотрели возможность
передачи таких детей в патронатные семьи.
Приоритетной формой семейного
воспитания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, бесспорно является
усыновление (удочерение) ребенка. Мало
того, усыновление (удочерение), по мнению
Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной
формой семейного воспитания и носит бессрочный
характер. Причем такое устройство предполагает
возникновение длительных, более того,
пожизненных отношений ребенка с посторонними
людьми.
И наконец, усыновление (удочерение)
- это «такая форма воспитания детей в
семье усыновителя, при которой обеспечиваются
условия жизни, равные с условиями жизни
родных детей».
К сожалению, не все нуждающиеся
дети могут быть усыновлены (удочерены).
Практика показывает, что больше шансов
на усыновление (удочерение) у здоровых
детей раннего возраста. Больные дети
и дети, перешагнувшие порог младенческого
возраста, остаются невостребованными
и продолжают жить в детских домах либо
усыновляются иностранными гражданами
и навсегда покидают Россию.
Иные индивидуальные формы
семейного воспитания - опека (попечительство),
приемная и патронатная семья - носят срочный
характер и являются временным устройством
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью.
Приемная семья является возрожденной
формой семейного воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Она обеспечивает
детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, их право на семейное
воспитание. Но законодательное оформление
приемная семья получила только в связи
с принятием Семейного кодекса РФ
В конце 80-х годов прошлого века
возникла идея создания детских домов
семейного типа. Детские дома семейного
типа имели некоторые признаки патроната.
В их основу был положен принцип семейного
воспитания. Представляется, что именно
они стали прообразом современной приемной
семьи.
Современная правовая модель
приемной семьи вобрала в себя лучший
опыт дореволюционной России в вопросах
устройства и воспитания детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья, с одной стороны, обладает
всеми признаками семьи как таковой, поскольку
общность совместно проживающих лиц, объединенных
правами и обязанностями, предусмотрена
семейным законодательством, а с другой
- имеет только ей присущие особенности.
Приемная семья является самостоятельной
формой семейного воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее основу, как показывает практика, составляют
супруги, пожелавшие взять чужих детей
в семью на воспитание
В приемную семью можно передавать
сразу несколько детей. Это могут быть
как родные братья и сестры, так и чужие
друг другу дети, которые в приемной семье
становятся родными. Проживая в семье,
дети быстрее развиваются и обучаются.
Быстрее исчезают имеющиеся недостатки
в их развитии. Они учатся проявлять заботу
друг о друге и помогать друг другу. Подобные
качества во многих случаях отсутствуют
у ребенка, воспитывающегося в родной
семье, но не имеющего братьев или сестер.
Цель приемной семьи - создание
таких условий, чтобы приемный ребенок
находился как можно дольше в отношениях
с приемными родителями, не менял этих
родителей и тем самым имел надежду, что
существующие связи сохранятся в будущем,
по достижении им совершеннолетия. Поскольку
отношения между приемными родителями
и приемными детьми строятся на основании
договора, истечение срока действия договора
либо достижение ребенком совершеннолетия
прекращают действие договора. Однако
прекращение правовых отношений между
приемными родителями и приемным ребенком
не означает, что прекращаются фактические
связи между ними. Практика показывает,
что эти связи сохраняются. Совершеннолетние
дети остаются проживать с приемными родителями,
хотя никакой правовой поддержки ни такие
дети, ни приемные родители не получают,
что представляется неправильным.
В п. 35 Типового положения об
образовательных учреждениях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
установлено, что администрация учреждения
имеет право в исключительных случаях
разрешить временно (до одного года) бесплатное
проживание и питание в учреждении своим
воспитанникам до их трудоустройства
или дальнейшего обучения.
Увеличение приемных семей
в какой-то мере способствует решению
такой социальной проблемы, как безработица.
К сожалению, приемные семьи не получили
широкого распространения. Поэтому Минобразования
России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах
приемных семей детских домов семейного
типа» отмечает, что, как показывает практика,
для функционирования приемной семьи
недостаточно только придания ей правового
статуса. На примере этих семей, впервые
решивших стать приемными, можно убедиться,
что успех (или неуспех) подобного начинания
зависит от позитивного общественного
мнения и поддержки органами местного
самоуправления и органами исполнительной
власти семей, взявших на воспитание детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
от предоставления им соответствующих
льгот и преимуществ.
Однако проблема состоит не
только в этом. Существуют и другие факторы,
тормозящие развитие института приемной
семьи. Во-первых, это недоработка федерального
законодательства, ограничивающего права
приемных родителей в трудовой и социальной
сферах. Во-вторых, законодательные акты,
принятые на федеральном уровне, не обеспечены
механизмом их реализации. В-третьих, ограничены
финансовые ресурсы региональных бюджетов
для оплаты труда приемных родителей.
В-четвертых, отсутствует необходимый
жилищный фонд для предоставления жилплощади
приемным семьям. В-пятых, данная форма
семейного воспитания недостаточно рекламируется
и пропагандируется средствами массовой
информации.
Недостаточное использование
приемной семьи на практике в немалой
степени связано с недостаточной государственной
поддержкой этого социального института.
Государственная поддержка
приемной семьи должна выражаться прежде
всего в предоставлении материальной
помощи лицам, взявшим на себя заботу о
ребенке. Однако, например, размер оплаты
труда приемных родителей и льготы, предоставляемые
приемной семье, зависят от числа взятых
на воспитание детей, что устанавливается
законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной
семье), на территории которого создана
приемная семья. Это тормозит создание
и развитие приемных семей, так как не
каждый регион России может гарантировать
сегодня своевременное и достаточное
финансирование приемной семьи. Думается,
что должно быть федеральное финансирование
таких семей. Целесообразно установить
гарантированный минимум оплаты труда
приемных родителей, для чего следовало
бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив
его в следующей реакции: «Размер оплаты
труда приемных родителей и льготы, предоставляемые
приемной семье в зависимости от количества
принятых на воспитание детей, устанавливаются
в порядке и размере, определенных Правительством
РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать
дополнительный размер оплаты труда приемных
родителей и дополнительные льготы приемным
семьям за счет средств бюджетов субъектов
РФ».
Содержание договора о передаче
ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью.
Содержание договора о передаче ребенка
на воспитание в семью определяется ст.
152 СК. Из нее следует, что данный договор
должен обязательно предусматривать:
а) условия содержания, воспитания и образования
ребенка; б) срок, на который ребенок помещается
в приемную семью; в) права и обязанности
приемных родителей; г) обязанности по
отношению к приемной семье органа опеки
и попечительства; д) основания и последствия
прекращения договора.
Договор о передаче ребенка (детей) на
воспитание в семью заключается между
органом опеки и попечительства и приемными
родителями по месту жительства (нахождения)
ребенка. Граждане
(супруги или отдельные граждане), желающие
взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося
без попечения родителей, именуются в
договоре приемными родителями; ребенок
(дети), передаваемый на воспитание в приемную
семью, именуется приемным ребенком, а
такая семья - приемной семьей. В договоре
указывается срок его действия и оговаривается
порядок его продления. Примерная форма
договора о передаче ребенка на воспитание
в приемную семью представлена в Приложении
№ 1 к Положению о приемной семье. Необходимые
изменения и дополнения в текст примерного
договора о передаче ребенка (детей) на
воспитание в приемную семью могут быть
внесены по соглашению сторон с учетом
конкретной жизненной ситуации.