Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:18, контрольная работа
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.
2. Способы и методы Управление государственным долгом на современном этапе
Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Таким образом, причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).
Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.
Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:
-
снижается эффективность
-
наращивание быстрыми темпами
выпуска государственных
-
усиливается неравенство в
-
создается угроза высокой
- дефицит госбюджета может стать хроническим явлением;
-
необходимость выплаты
Таким образом, внутренний государственный долг - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.
Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранными гражданами, другими государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
-
в результате прямого
-
путем продаж государственных
ценных бумаг иностранным
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.
Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса.
Таким
образом, в связи с серьезными
негативными последствиями
Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и индикаторов государственного долга.
Одним из наиболее употребляемых показателей совокупного госдолга является его процентное отношение к ВВП.
Особое значение имеют показатели, основанные на оценке расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга. Сюда, прежде всего, относятся: 1) коэффициент обслуживания государственного долга, определяемый как соотношение суммы погашения долгов и процентных платежей в данном году (объем текущего госдолга) и ВВП (объему экспорта товаров и услуг или общей сумм полученных государством в этом же году кредитов), 2) коэффициент обслуживания процентных платежей, определяемый как процент от совокупных государственных расходов (иногда как процент от суммы налоговых поступлений в бюджет или от объема ВВП). [1, с.51]
Наиболее употребительными для измерения бремени внешнего долга являются два показателя: снижение 1) размера внешнего долга или 2) расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию госдолга по отношению к ВВП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. [3, с.44] Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности - 25 - 30%. [3, с.44]
Государственный долг - как внутренний, так и внешний - можно рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.
Различают также государственный долг капитальный, представляющий собой всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним в данном году.
Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет следующие основные функции:
1)
Распределительная функция - позволяет
перераспределить денежные
С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо использование на принципах возвратности, срочности и платности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже отмечалось, стали в последнее время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет госдолга, но при погашении задолженностей идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.
2) Регулирующая функция - выражается
в том, что государство,
Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3) Контрольная функция - реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов.
Следует также отметить, что государственный долг отличается от долговых (кредитных) отношений, возникающих в банковской деятельности. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что 1) госдолг не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также в 2) непроизводительном использовании средств (чаще всего они идут на покрытие дефицита бюджета), тогда как характерной чертой банковских отношений является производительное использование капитала, позволяющее не только погашать долг, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.
Перемещение проблемы, связанной с таким явлением в жизни государства, как его долг, в центр насущных проблем развития современной экономики ставит вопрос о месте и роли государственного долга в системе рыночных отношений, складывающейся в стране.
К сожалению, единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, применяемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Среди современных развитых стран с наиболее крупной экономикой тенденции к полному погашению государственной задолженности не выявлено. Правительства этих стран, скорее всего, не рассматривают государственный долг как явление негативное.
Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены, отдельные из них мы рассмотрели в предыдущем разделе. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать и с позиции полезности использования его механизма.
Таким образом, самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).
Двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга, являются размер сальдо бюджета и объем реального ВВП. В зависимости от состояния данных факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.
1. Классический подход. Заключается
в использовании
В фазе понижения деловой активности
снижаются поступления в
В фазе же увеличения деловой активности поступления в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или становится отрицательным (т.е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня.
Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов. Но практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливается риск долгового кризиса (образуется, своего рода, порочный круг, о котором мы говорили ранее).
Таким образом, госдолг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.
Итак, классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании последнего в качестве субститута (заменителя) налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивается в фазе снижения деловой активности и уменьшается в фазе ее увеличения. В фазе экономического спада и в период, предшествующий ему, объем займов минимизирует или досрочно погашают государственный долг.
Недостатком данного подхода служит вероятность риска ошибочного планирования объемов займов. Нужно точно знать, чем закончится фаза снижения деловой активности - фазой оживления или экономическим спадом. В случае, если фаза снижения деловой активности перерастает в фазу экономического спада, наращивание объемов займов ведет к ошибке.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"