Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и принципы законности
2. Гарантии законности: понятие и виды
3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
4. Понятие и признаки дисциплины
5. Виды дисциплины
6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком

Файлы: 1 файл

Тема 22.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Тема 22. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА

 

Вопросы

 

1. Понятие и принципы законности

2. Гарантии законности: понятие и виды

3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии

4. Понятие и признаки дисциплины

5. Виды дисциплины

6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком

 

Ответы

 

1. Понятие и принципы законности

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы два условия:

  • наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
  • их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

  1. единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);
  2. верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

  1. связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);
  2. связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона).
  3. принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

 

2. Гарантии законности: понятие и виды

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «законность».

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности: ,   1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

  1. политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
  2. организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, — прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
  3. общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
  4. идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
  5. специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

 

3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированное™ социальных связей.

Особенности правопорядка:

  1. он запланирован в нормах права;
  2. возникает в результате реализации данных норм;
  3. обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;  ,

5) выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает первое понятие.

Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления;

с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

4. Понятие и признаки дисциплины

Дисциплина, будучи средством организации социальных связей в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина — это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни. Причем дисциплина необходима в-самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и должна найти свое полноценное проявление в разных отраслях современного российского права.

Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.

В общетеоретическом контексте дисциплина, на наш взгляд, есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).

Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:

  1. дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
  2. она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
  3. связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
  4. это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
  5. целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок.

 

5. Виды дисциплины

Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.

Так, государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых — орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.

В новом, более многогранном и сложном качестве предстает в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества.

В условиях многоукладной экономики все более значимую роль' играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства.

Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.

Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования — есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).

Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казенных заводах.

 

6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко).

С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни — на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п.» (А.Б. Венгеров).

Думается, все обстоит как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Это признается и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение

федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов».

Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчеркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах.

Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания.

Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. То есть, если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности — порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"