Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:55, контрольная работа
1. Понятие и принципы законности
2. Гарантии законности: понятие и виды
3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
4. Понятие и признаки дисциплины
5. Виды дисциплины
6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком
Тема 22. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА
Вопросы
1. Понятие и принципы законности
2. Гарантии законности: понятие и виды
3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
4. Понятие и признаки дисциплины
5. Виды дисциплины
6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком
Ответы
1. Понятие и принципы законности
Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Для законности необходимы два условия:
Принципы законности:
3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);
2. Гарантии законности: понятие и виды
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «законность».
Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности: , 1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированное™ социальных связей.
Особенности правопорядка:
4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; ,
5) выступает итогом законности.
Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает первое понятие.
Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:
с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления;
с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
4. Понятие и признаки дисциплины
Дисциплина, будучи средством организации социальных связей в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина — это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни. Причем дисциплина необходима в-самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и должна найти свое полноценное проявление в разных отраслях современного российского права.
Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.
В общетеоретическом контексте дисциплина, на наш взгляд, есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).
Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:
5. Виды дисциплины
Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.
Так, государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых — орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.
Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.
Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.
В новом, более многогранном и сложном качестве предстает в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества.
В условиях многоукладной экономики все более значимую роль' играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства.
Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.
Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования — есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).
Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казенных заводах.
6. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком и правопорядком
Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко).
С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни — на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п.» (А.Б. Венгеров).
Думается, все обстоит как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.
Это признается и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение
федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов».
Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчеркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах.
Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания.
Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. То есть, если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности — порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"