Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Функции государства, понятие и классификация: по социальной значимости, по продолжительности действия, по сферам деятельности. Формы осуществления функций государства. Основные внутренние функции государства. Составьте таблицы «Внутренние, внешние функции государства», «Формы международного кооперативного сотрудничества».

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 429.50 Кб (Скачать файл)

   1.Функции государства, понятие и классификация: по социальной значимости, по продолжительности действия, по сферам деятельности. Формы осуществления функций государства. Основные внутренние функции государства. Составьте таблицы «Внутренние, внешние функции государства», «Формы международного кооперативного сотрудничества».

1.1.        Понятие  функции государства

  Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».

  Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач.       Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

  Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития.

  Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.

         Функции государства не постоянный  набор направлений его деятельности. С развитием государства и  общества, усложнением самой жизни,  могут появляться новые, ранее  неизвестные функции государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека, его нравственного, материального и физического  благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать  как верховный хранитель и  защитник законных интересов личности. Именно через личность государство  содействует общественному прогрессу  в целом, совершенствует и обогащает  всю систему общественных отношений.

1.2.   Критерии классификации  функции государства

   Для изучения функций  государства, практического использования  научных знаний в этой области  эффективно используется метод  классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно.

   Классификационные  критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или  иные функции к конкретному  классу, группе, имеют разный характер.

  Существуют различные  основания для классификации  функций государства. В юридической  литературе выделяются следующие  критерии классификации:

- по сферам реализации;

- по продолжительности  действия;

- по социальной значимости;

- по правовым формам  существования (принципу разделения  властей);

- на основании территориального  масштаба

  Общепринятым считается  разделение функций по сферам  реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.

  В зависимости от  продолжительности времени своего  действия функции государства  подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

  По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

  Но следует иметь  ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.

  Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.

  К числу критериев  можно отнести и принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.

   Классификация функций  государства приводится также  на основании территориального  масштаба, в пределах которого  они реализуются. В федеративном  государстве – это функция  федерации в целом и субъектов  федерации. В унитарном государстве  – это функции, осуществляемые  на территории единого, лишь  в административно-территориальном  плане делимого государства. В  конфедерации – это координирующие  функции всего сообщества (союза)  государств и функций, которые  реализуются на территории каждого  из участников этого союза  государств.

Государственные функции  реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее  практическое выражение деятельности по реализации функций государства  в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

  1.3  Формы осуществления функций государства

  В теории государства  и права выделяются правовые  и организационные формы реализации  функций государства.

- Правовые формы представляют  собой деятельность, связанную с  совершением юридически значимых  действий в строго определенном  законом порядке. Существуют различные  классификации правовых форм  реализации государственной власти. Распространено деление этих  форм:

на правотворческую деятельность;

исполнительную (управленческую) деятельность;

судебную деятельность.

  Такая классификация  основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют  контрольно-надзорную деятельность государства.

   В литературе имеется  и другая классификация правовых  форм, в соответствии с которой  правовые формы подразделяются:

на правотворческую деятельность — это форма осуществления  функций государства путем издания  нормативных актов, издания или  санкционирования, изменения или  отмены юридических норм. Важнейшая  составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная  деятельность;

правоприменительную деятельность - это деятельность государственных  органов по выполнению законов и  подзаконных нормативных актов  путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

  Оперативно-исполнительная  деятельность представляет собой  властную, творческую исполнительно-распорядительную  работу государственных органов  по осуществлению функций государства  путем издания актов применения  норм права, служащих основанием  для возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность  связана с повседневным разрешением  разносторонних вопросов, возникающих  перед исполнительными органами  власти.

  Правоохранительная  деятельность — это форма осуществления  функций государства посредством  властной оперативной работы  государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

  При реализации правоохранительной  деятельности издаются правоприменительные  акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов  и т. п.).

     -Организационные формы

  Наряду с правовыми  широко используются различного  рода организационные формы, которые  иногда называют неправовыми  формами деятельности государства.

  Это деятельность, не  требующая ее полного и строгого  юридического оформления. Она не  связана с совершением юридически  значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

  Организационные формы  деятельности государственных органов  по осуществлению функций государства  подразделяются:

на организационно-регламентирующие;

организационно-хозяйственные;

организационно-идеологические.

  Организационно-регламентирующая  деятельность - оперативная организационная  работа по решению тех или  иных конкретных политических  задач (текущая деятельность государственных  структур по обеспечению функционирования  органов государства, связанная  с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых  мероприятий и т. д.);

  Организационно-хозяйственная  деятельность - оперативно-техническая,  текущая хозяйственная работа  по материальному обеспечению  выполнения различных государственных  функций (экономическое обоснование,  контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

  Организационно-идеологическая  деятельность - повседневная разъяснительная,  воспитательная работа по обеспечению  выполнения различных функций  государства (например, разъяснение  издаваемых законов и иных  нормативных актов; формирование  общественного мнения потому  или иному вопросу).

  Не следует смешивать  организационные формы (неправовые  формы) с действиями соответствующих  должностных лиц вопреки праву.  Такого рода действия могут  осуществляться с помощью насилия,  угроз, вне сферы права. В  демократических государствах достижение  целей с помощью таких средств  недопустимо.

  Однако это не означает, что государство не может применять  принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций  государство использует в зависимости  от конкретной функции различные  методы: убеждения, принуждения,  поощрения, наказания.

   1.4 Таблица «Внутренние, внешние функции государства»

Внутренние функции

Внешние функции

  • хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
  • стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
  • координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
  • социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
  • культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
  • правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
  • экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.
  • отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
  • организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

  Внутренние функции  государства делятся на:

  • основные;
  • неосновные.

  Основными называют  функции, которые может осуществлять  только государство.

  • Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:(борьба с преступностью;учет и регистрация населения;предотвращение различных катастроф;меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
  • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
  • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

  Неосновные функции  можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые»,  возникшие в XX веке.

  Традиционные функции  выполняют не все государства.  Они неодинаковы, каждое государство  имеет свои исторически сложившиеся  функции.

  В России к традиционным  функциям можно отнести:

  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

  Иногда некоторые  традиционные функции становятся  избыточными, и государство отказывается  их выполнять. В частности,  так произошло с управлением  средствами массовой информации, в России они были приватизированы,  и сейчас государство номинально  управляет на телевидении только  двумя каналами: Первым — как  акционер — и 2-м (канал «Россия»).

  В число «новых»  функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство.

  Государство непосредственно  занимается производством в оборонной  сфере и в других сферах, где  оно от имени общества должно  осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.

  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим.

Внешние функции государства

  • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
  • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
  • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
  • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).
  • Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"