Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:46, контрольная работа
Функции государства, понятие и классификация: по социальной значимости, по продолжительности действия, по сферам деятельности. Формы осуществления функций государства. Основные внутренние функции государства. Составьте таблицы «Внутренние, внешние функции государства», «Формы международного кооперативного сотрудничества».
1.Функции государства, понятие и классификация: по социальной значимости, по продолжительности действия, по сферам деятельности. Формы осуществления функций государства. Основные внутренние функции государства. Составьте таблицы «Внутренние, внешние функции государства», «Формы международного кооперативного сотрудничества».
1.1. Понятие функции государства
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».
Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.
Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития.
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.
Функции государства не
Вся функциональная деятельность
государства направлена на достижение
главной цели: формирование гражданского
общества, создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека, его нравственного,
материального и физического
благополучия, максимальной правовой
и социальной защищенности личности.
Государство всегда должно выступать
как верховный хранитель и
защитник законных интересов личности.
Именно через личность государство
содействует общественному
1.2. Критерии классификации функции государства
Для изучения функций
государства, практического
Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.
Существуют различные
основания для классификации
функций государства. В
- по сферам реализации;
- по продолжительности действия;
- по социальной значимости;
- по правовым формам
существования (принципу
- на основании территориального масштаба
Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.
В зависимости от
продолжительности времени
По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.
Но следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.
Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.
К числу критериев
можно отнести и принцип
Классификация функций
государства приводится также
на основании территориального
масштаба, в пределах которого
они реализуются. В
Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.
1.3 Формы осуществления функций государства
В теории государства
и права выделяются правовые
и организационные формы
- Правовые формы представляют
собой деятельность, связанную с
совершением юридически
на правотворческую
исполнительную (управленческую) деятельность;
судебную деятельность.
Такая классификация
основывается, как нетрудно догадаться,
на принципе разделения
Некоторые авторы (например,
М.И. Байтин) к этому перечню добавляют
контрольно-надзорную
В литературе имеется
и другая классификация
на правотворческую
правоприменительную деятельность
- это деятельность государственных
органов по выполнению законов и
подзаконных нормативных актов
путем издания актов применения
права. В правоприменительной
Оперативно-исполнительная
деятельность представляет
Правоохранительная
деятельность — это форма
При реализации
-Организационные формы
Наряду с правовыми
широко используются
Это деятельность, не
требующая ее полного и
Организационные формы
деятельности государственных
на организационно-
организационно-хозяйственные;
организационно-идеологические.
Организационно-
Организационно-хозяйственная
деятельность - оперативно-техническая,
текущая хозяйственная работа
по материальному обеспечению
выполнения различных
Организационно-идеологическая
деятельность - повседневная разъяснительная,
воспитательная работа по
Не следует смешивать
организационные формы (
Однако это не означает,
что государство не может
1.4 Таблица «Внутренние, внешние функции государства»
Внутренние функции |
Внешние функции |
|
|
Внутренние функции государства делятся на:
Основными называют
функции, которые может
Неосновные функции
можно подразделить на Традиционные функции
выполняют не все государства.
Они неодинаковы, каждое В России к традиционным функциям можно отнести:
Иногда некоторые
традиционные функции В число «новых» функций входят следующие.
Государство непосредственно
занимается производством в
|
Внешние функции государства
|
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"