- Функции государства
Основная функция государства —
обеспечение комфортного проживания своих
граждан.
С этой целью государство выполняет
ряд задач:
- управление хозяйством и обществом;
- оборона собственной территории.
По мере развития общественных отношений
появилась возможность более
цивилизованного поведения государства.
Природа государства и его положение
в политической системе предполагают
наличие ряда специфических функций,
отличающих его от других политических институтов. Функциями
государства называются основные направления
его деятельности, связанные с суверенитетом государственной
власти. От функций отличаются цели и задачи
государства, отражающие основные направления
избираемой тем или иным правительством
или режимом политической стратегии, средства
её реализации.
Классификация функций государства
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
- по значению: на основные и дополнительные,
- по видимости: на явные и латентные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является
деление функций государства
на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых
норм, регулирующих общественные отношения
и поведение граждан, охрана прав и свобод
человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической
стабильности, выработка программно-стратегических
целей и задач развития общества.
- Организаторская функция —
упорядочивание всей властной деятельности,
осуществление контроля за исполнением
законов, координация деятельности всех
субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация,
координация и регулирование экономических
процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования,
создания стимулов экономической активности,
осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение
солидарных отношений в обществе, сотрудничества
различных слоёв общества, реализации
принципа социальной справедливости,
защита интересов тех категорий граждан,
которые в силу объективных причин не
могут самостоятельно обеспечить достойный
уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери,
дети), поддержка жилищного строительства,
здравоохранения, системы общественного
транспорта.
- Экологическая функция — гарантирование
человеку здоровой среды обитания, установление
режима природопользования.
- Культурная функция — создание
условий для удовлетворения культурных
запросов людей, формирования высокой
духовности, гражданственности, гарантирование
открытого информационного пространства,
формирование государственной культурной политики.
- Образовательная функция —
деятельность по обеспечению демократизации
образования, его непрерывности и качественности,
предоставлению людям равных возможностей
получения образования.
Внешние функции государства:
- Внешнеполитическая функция —
развитие дипломатических отношений между государствами,
заключение международных договоров,
участие в международных организациях.
- Функция обеспечения национальной безопасности —
поддержание достаточного уровня обороноспособности
общества, защита территориальной целостности, суверенитета ибезопасности государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность
по предотвращению войн, сокращению вооружений,
участие в решении глобальных проблем
человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
- деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
- Сущность демократического правового государства
Демократическим правовым государством
называется государство, которое во всей
своей деятельности подчиняется праву
и главной своей целью считает обеспечение
прав и свобод человека. Для создания правового
государства недостаточно одного его
провозглашения, оно должно фактически
сложиться как система гарантий от беспредельного
административного вмешательства в саморегулирующееся
гражданское общество, от попыток кого
бы то ни было прибегнуть к неконституционным
методам осуществления власти. Правовое
государство – это высокий уровень авторитета
государственности, реальный режим господства
права, обеспечивающий все права человека
и гражданина в экономической и духовной
сферах.
Советское государство за все время своего
существования было антиподом правового
государства, и только с принятием в 1993
г. Конституции РФ начался процесс создания
этого государства в России.
Понятие правового государства многомерно,
оно включает все то, что вкладывается
в понятие конституционного демократического
государства.
Признаки правового
демократического государства:
- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление
в конституции и законах и соответствующих
естественному праву. Правовое государство
признает нерушимость этих прав и свобод.
«Все, что не запрещено, то дозволено»
– важнейший принцип правового государства.
Он составляет суть гуманистических основ
конституционного строя и в полной мере
проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной
правам и свободам человека и гражданина.
В законодательстве и на практике еще
встречаются нормы и действия должностных
лиц, которые нарушают основные права
и свободы, это часто объясняется уровнем
юридической техники и отсутствием правовой
культуры. Но и сами граждане не приобрели
еще навыков защиты своих прав. В правовом
государстве нельзя избежать правонарушений,
но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые
гарантии и механизмы исправления любых
ошибок и нарушений, неукоснительного
и приоритетного соблюдения прав человека
и гражданина.
2) Независимость суда как главного механизма гарантий
прав и свобод. Должна быть обеспечена
независимость суда от любых властных
и общественных структур, ибо только независимый
суд в состоянии эффективно защищать человека
и гражданина от произвола исполнительной
власти с ее силовыми структурами. Принцип
независимости суда прямо закреплен в
ст. 120 Конституции России, а также обеспечивается
рядом других статей, в которых говорится
о несменяемости, неприкосновенности
судей, устанавливаются демократические
принципы судопроизводства. В ряде статей
и глав Конституции указывается на исключительное
право суда ограничивать права и свободы
(например, никто не может быть лишен своего
имущества иначе, как по решению суда –
ст. 35, п.3; арест, заключение под стражу
и содержание под стражей допускаются
только по судебному решению – ст. 22 и
др.). Несомненно, в ходе судебной реформы
будут существенно углублены и детализированы
конституционные гарантии независимости
судов и расширена их компетенция.
3) ^ Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным
актам. Никакой закон или другой акт не
вправе исправлять или дополнять конституцию,
тем более противоречить ей. Вместе с естественным
правом конституция образует фундамент
всей правовой системы, она призвана создавать
такой порядок, при котором бы закон и
право не расходились, в этом смысле верховенство
конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции России закрепляется принцип
верховенства конституции, устанавливается,
что конституция РФ имеет высшую юридическую
силу, а законы и иные правовые акты не
должны ей противоречить, органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Следовательно, государство связано правом,
все должностные лица – от главы государства
до рядового чиновника - обязаны действовать
в соответствии с правом, а за нарушения
несут ответственность (уголовную, административную,
гражданскую). Любой выход этих лиц за
пределы своей компетенции есть нарушение
принципа правового государства, изменяющее
баланс власти и свободы, а значит, создающее
угрозу правам и свободам человека и гражданина
или являющееся недозволенным вмешательством
в жизнь гражданского общества. Немаловажно,
каким путем законы должны становиться
известными гражданам, поскольку в тоталитарном
государстве часто применялись неопубликованные
(секретные) постановления. Ныне в Конституции
установлено, что законы подлежат официальному
опубликованию, неопубликованные законы
не применяются. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина не могут применяться,
если они не опубликованы для всеобщего
сведения.
4) ^ Приоритет международного права. Этот признак правового государства
как бы дает пропуск в цивилизованный
мир. Государство, обладающее суверенным
правом принимать свои законы, соглашается
с тем, что эти законы не должны противоречить
праву мирового сообщества, тем самым
через верность нормам международного
права происходит своеобразная унификация
национальных правовых систем на самом
высоком уровне, гарантий прав и свобод
человека и гражданина, демократии и социального
прогресса. Этим объясняется включение
данного принципа в конституции США, ФРГ,
Франции и многих других государств.
В Конституции РФ (ч. 4ст. 15) принцип приоритета международного
права как бы разбит на две части. Во-первых,
безусловно, признается, что общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. А во-вторых, в случае
расхождения правил закона и правил международного
договора России приоритет отдается правилам
международного договора.
- ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis - свободный) - социально-политическое учение и общественное
движение, основной идеей которого является
самодостаточная ценность свободы индивида
в экономической, политической и др. сферах
жизни общества. Впервые либералами назвали
группу людей, готовивших текст конституции
в Испании (1812). В Европе понятие Л. связано
с классическими теориями английских
политэкономов, в которых развивалась
мысль о невмешательстве государства
в экономику. Л. выступал за развитие личной
инициативы индивидов, свободу торговли,
свободное ценообразование и оплату труда,
которые образуются в процессе конкуренции
между товаропроизводителями на рынке.
Традиционно первые либеральные идеи
относят к эпохе античности, в частности,
к учению Сократа об истине и его взглядам
на справедливое государство. Позднее
римскими стоиками развивалась идея об
универсальной природе человека, а их
этическое учение о внутренней духовной
свободе личности и естественном праве
вновь привлекло Вниманиеь многих философов
и политических мыслителей 17-18 вв. В 17 в.
критические философские взгляды Декарта,
Милто-на и Спинозы на государство, на
человека как существо социальное и рациональное,
на религию, на право и т.д. предопределили
характер развития либеральных идей в
Европе. Немаловажную роль сыграло и протестантско-реформатор-ское
движение, выступившее с требованием свободы
вероисповедания. Религиозное мировоззрение
стало ослабевать в последовавший век
расцвета знаний и научно-технических
открытий, которые были положены в основу
развития капиталистического производства.
Буржуазные революции в Англии и Франции
17-18 вв. привели к разрушению феодальных
отношений, падению абсолютизма и ограничению
привилегий аристократии, а также к появлению
нового торгово-промышленного класса
- буржуазии. С возникновением этого класса
начинается период развития капитализма,
которому и в идеологии, и в экономике,
и в политике соответствует определенная
система ценностей, воплотившаяся в Л.
Последний увидел в государстве потенциальную
угрозу свободе индивида в обществе. Идеи
античных мыслителей и их последователей
о естественных правах индивида, о правовом
государстве - конституционном правлении,
основанном на разделении исполнительной,
законодательной и судебной власти, неотъемлемых
правах человека на свободу слова, вероисповедания,
объединения в политические организации
составили политическое кредо Л. Главным
принципом Л. является не абсолютная свобода
вообще (ни одна форма правления не допускает
абсолютной свободы, - писал Локк), а максимальная
свобода мыслить, исповедовать любую религию,
высказывать и обсуждать личные взгляды,
организовываться в партии, заниматься
предпринимательской деятельностью, продавать
товары (в том числе собственный труд)
и получать вознаграждение, выбирать себе
правителей, а также новую форму государственного
устройства, если наличная противоречит
свободному развитию общества. Согласно
взглядам Локка и Руссо, человек обладает
естественным правом на максимальную
свободу, и государство обязано ее защищать,
в равной мере как люди вправе защищать
свою свободу от государства. Последовательными
сторонниками подобных взглядов являлись
Юм, Кант, Т. Джефферсон, Б. . Франклин, Монтескье,
Кондорсе и др. Идеи естественного права
нашли свое отражение в американской Декларации
независимости (1776), во французской Декларации
прав человека и гражданина (1789), а также
во Всеобщей декларации прав человека.
Исторически идея свободы связана с отношениями
людей к собственности, которая определяет
их социальное положение и размеры получаемых
ими социальных благ. Моральная дилемма
отношения индивидов к социальным благам,
которую пытались решить философы и просветители,
была впервые осмыслена в контексте современного
ему общества А. Смитом. Он считал, что
система, основанная на естественной свободе
индивида, свободе рынка и конкуренции
ведет к благосостоянию народа. В свободной
конкуренции корыстолюбивых индивидов
он видит источник экономического роста,
социального порядка и общественного
блага. Индивидуализм ведет не к хаосу,
а к порядку и процветанию. В труде "Богатство
народов..." Смит высказывает мысль о
том, что рынок регулируется самостоятельно
в процессе конкуренции частных товаропроизводителей,
и через него лежит путь к экономическому
росту и изобилию. Д. Рикардо (1772-1823) увидел
в накоплении капитала пружину экономического
роста. Экономическая политика должна
быть направлена на то, чтобы облегчить
и способствовать такому накоплению. Он
был убежден, что экономическая свобода
содействует получению максимальных прибылей,
которые могут стать основным источником
инвестируемого капитала. Предпринимательство
ведет к максимальному экономическому
росту, ибо прибыль составляет основу
накоплений, которые необходимы государству
для раз вития. В "Трактате по политической
экономии" (1803) Ж.Б. Сэйем был сформулирован
закон рынка, согласно которому в экономике
не может быть дефицита и избытка товаров.
Если в одной отрасли экономики возникает
перепроизводство, а в других недопроизводство,
то падение цен в одних отраслях и увеличение
в других заставляет предпринимателей
искать способы к исправлению положения.
Люди производят товары для обмена. Таким
образом само производство порождает
спрос и не может не удовлетворять его.
Вентам, Милль и др. были сторонниками
создания социальной системы, основанной
на демократических принципах правления
большинства. По мнению Бентама и его последователей,
такая социальная система способна максимально
увеличить всеобщее благосостояние и
распределить его по возможности справедливее.
Утилитаристская философия Бентама значительно
отличается от классических либеральных
взглядов 18 в., провозглашавших свободу
индивида как конечную цель общественной
политики. Он увидел возможности потенциального
конфликта в идее, что только деятельность
индивида может способствовать благосостоянию.
Возможно, например, что действия преследующего
личные цели человека может повредить
другому и таким образом ограничить его
свободу. К тому же, человеческое общество
организовано созданными самими же людьми
социальными институтами. Сознательная
деятельность людей может спо собствовать
и появлению социальных форм, которые
позволят им жить справедливее. Таким
образом, классический Л. через утилитаризм
Бентама допускает вмешательство государства
в общественную жизнь ради социального
блага. Экономический Л. выступает за свободу
предпринимательской деятельности, право
частной собственности, право на наследство,
свободную конкуренцию и невмешательство
государства в экономическую деятельность
индивидов. Главную задачу государства
он видит в том, чтобы оно не препятствовало
развитию инициативы и предприимчивости
субъектов экономической деятельности,
а помогало им. Государство не должно посягать
на экономическую свободу, а поддерживать
тех, кто взял на себя ответственность
и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения
и жесткие законы еще никогда не способствовали
эффективному развитию экономики, а приводили
к противоположному результату. Если ограничена
свобода индивидов в праве выбора рода
деятельности, в праве создавать промышленные
или коммерческие предприятия, едва ли
можно говорить о либеральной экономике
вообще. Л. стремится максимально ограничить
вмешательство государства в экономику
и видит основными субъектами экономической
жизни частные лица. Политический Л. признает
за гражданами право на участие в государственной
жизни, которое реализуется в процессе
выборов главы государства, представителей
центральных и местных органов государственной
власти, а так же право объединяться в
общественные, политические, профессиональные
и др. организации, партии. . Гражданам
гарантированы свобода совести, слова,
печати, право выбора места жительства.
Хотя политический Л. и связан с идеей
демократического государства, либеральная
экономика совместима и с авторитарными
формами политической власти. Неоклассическая
либеральная экономическая теория, появившаяся
в конце 19 в., нашла свое логическое обоснование
в концепции чистой капиталистической
экономики Л. Вальраса (1834-1910). Вальрас
стремится выйти за пределы специфических
социальных и политических реальностей
и рассматривать исключительно проблемы
производства и распределения ресурсов.
Однако теоретически концепция Вальраса
не смогла объяснить неустойчивое развитие
капитализма в период между двумя мировыми
войнами. Крупнейший английский экономист
и политический деятель Дж.М. Кейнс (1883-1946)
восполнил этот пробел и предложил новую
экономическую теорию, направленную на
сохранение и оживление рыночной экономики
в Европе. Согласно Кейнсу, капитализм
нестабилен, ему имманентно присуща тенденция
к стагнации, сопровождающаяся хронической
безработицей. Поэтому государственное
вмешательство в сферу экономики необходимо,
чтобы капиталистическая экономика функционировала
эффективно. Кейнс является сторонником
активной роли государства в сфере финансов,
полагая что Вниманиеь государства к расходам
правительства, налоговой системе, внешнему
долгу, а также к поддержанию равного соотношения
между накоплениями и расходами может
содействовать стабилизации цен и экономики.
В послевоенное время в экономических
теориях утверждается взгляд, согласно
которому государство путем создания
расходной части бюджета и налогообложения
может добиться устойчивости экономики
и преодолеть тенденцию к стагнации и
безработице. Последователи Кейнса также
признают необходимость государственного
регулирования капиталистической экономики.
Современные неолиберальные экономические
концепции (Фридман, Хайек, А. Лепаж) исходят
из того, что не капитализм исчерпал свои
возможности, а вмешательство государства
в течение последних десятилетий препятствовало
нормальному функционированию капитализма.
По их мнению, подлинного капитализма
еще нет, он появится лишь тогда, когда
функционирование экономики станет в
достаточной степени либеральным. Капиталистическая
экономика, в основе которой лежит конкуренция,
саморегулируется под действием закона
спроса и предложения. Таким образом, вмешательство
государства в экономику должно ограничиваться
уважением законов функционирования капитализма.
Л. является осознанной альтернативой
авторитарно-марксистским взглядам на
государство и его роль в экономической
и политической жизни общества.