Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:14, контрольная работа
1. Способы внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах
2. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции во Франции
3. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции в США
1. Способы внесения
поправок и пересмотра
зарубежных странах
По способу изменения и
Изменение гибких конституций достигается путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, который содержит конституционные нормы, изменяет или замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего закона производится в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются неписанные конституции или определенные части писаных (Индия)1.
Процедура окончательного оформления поправки после принятия ее парламентом обычно не отличается от оформления обычного закона, поскольку эта поправка представляется в виде закона, который должен быть подписан главой государства. В некоторых странах глава государства имеет право вето, то есть может не подписать поправку. Например, в Бельгии, Голландии и Дании, если правительство не согласно с поправкой, монарх имеет право отказать в подписи, хотя фактически это будет отказ правительства в санкционировании поправки. В противоположность этому в США, если поправка прошла все установленные процедуры, т.е. была одобрена двумя палатами Конгресса и 38 штатами, президент никакой подписи не ставит2.
Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно назвать Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, Конституцию Ганы 1960 года.
Писаная конституция как единый акт должна обладать определенной стабильностью, которая способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя.
Во многих государствах внесение изменений и дополнений в конституцию осуществляется по тем же процедурным правилам, что и принятие новой конституции. Однако даже в этих странах имеются определенные особенности в принятии конституционных поправок. Предусмотрены специальные процедуры, которые затрудняющие возможность ее изменения. Есть несколько вариантов (элементов) жесткости, которые применяются в разных странах1.
Вариант номер один - требование к изменению конституции. Оно заключается в том, что конституция должна изменяться квалифицированным числом голосов членов парламента, в отличие от обычных законов, которые можно изменять простым числом голосов. Квалифицированное большинство может составлять 2/3 голосов членов парламента, иногда 3/4, 4/5 и т.д. Практически нет ни одной конституции, где бы отсутствовало требование квалифицированного большинства.
Менее известно (но также весьма эффективно) правило двойного вотума. Двойной вотум (в переводе - двойное голосование) означает, что поправка к конституции может быть принята только после двух голосований. Двойной вотум имеет две разновидности: простой и усложненный2.
Простой двойной вотум - требование того, чтобы поправка голосовалась дважды с определенным промежутком времени. Такой вотум, в частности, закреплен в ст. 138 Конституции Италии, которая требует, чтобы между двумя голосованиями прошло не менее трех месяцев. Этот промежуток времени дается, видимо, для того, чтобы депутаты еще раз взвесили, нужны ли данные изменения и поправки.
Усложненный двойной вотум – более сложная процедура. Первый раз поправка голосуется и должна быть принята квалифицированным большинством, а второй раз она ставится на голосование уже в ином составе парламента - после новых выборов. Эта модель применяется в Швеции и в близлежащих странах: Норвегии, Голландии, Финляндии.
Это дает дополнительную гарантию того, что если избранные в одной политической ситуации депутаты представляют собой временно заблуждающееся большинство, то они не смогут резко изменить устои общества: после новых выборов взгляды граждан и, естественно, депутатов изменятся, и они не проголосуют повторно за поправки1.
С одной стороны, может показаться, что такая процедура требует слишком много времени. С другой стороны, конституция - настолько важный судьбоносный для страны документ, что фактор времени не должен играть решающего значения. К тому же депутаты, например, шведского парламента избираются на три года, и, пока та или иная поправка обсуждается, дебатируется, голосуется, приходит время избирать новый состав парламента. Поэтому шведы относятся к этому весьма положительно.
На
порядок изменения Конституции
обычно влияет форма политико-
Некоторые
жесткие конституции
В
Австралии после одобрения
В Швейцарии при пересмотре Конституции его ратификация всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей в стране и в большинстве кантонов (ст. 123 Конституции).
В некоторых странах они должны быть сначала одобрены парламентом, а затем - референдумом. В некоторых государствах это зависит от того, кто инициирует внесение поправки: если парламент, то требуется еще дополнительное одобрение на референдуме, если глава государства или граждане, то достаточно одобрения депутатов.
Например, в Италии законы, изменяющие или дополняющие Конституцию, принимаются в каждой из палат после двух голосований, проведенных с промежутком не менее трех месяцев, и одобрения абсолютным большинством каждой из палат при втором голосовании. Они выносятся на референдум по требованию не менее 1/5 членов одной из палат или 500 тыс. избирателей или не менее чем пятью областными советами1.
В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного.
Так, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты 1974 года требуется абсолютное большинство голосом всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.
Помимо
«обычной» жесткости в
Например, конституции Греции, Италии, Франции, Алжира включают в себя статьи, которые запрещают отмену республиканской формы правления.
Помимо этого Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, основные права и свободы, целостность национальной территории. Конституция Греции запрещает также пересмотр статьи, провозглашающей свободу совести. Португалии - право на демократическую оппозицию. Германии - принципы правового, демократического государства. В Мавритании - принципы многопартийности. В некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Основные законы некоторых федераций не допускают изменения федеративной формы государственного устройства1.
Например, в Германии не допускаются поправки, затрагивающие разделение Федерации на земли и принципы сотрудничества земель (ст. 79 Основного закона)2.
Выделяют два способа внесения поправок в текст конституции.
Наиболее распространенный способ - простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.). В этом случае, поправки, отменяющие те или иные статьи конституции, а также являющиеся дополнениями к основному тексту, не должны вести за собой изменения нумерации прежних статей, глав, разделов. Дополнительные разделы, главы, статьи подключаются к основным под значком "прим". Рядом с номерами отмененных разделов, глав, статей даются указания об их отмене.
Однако известен и другой способ
включения поправок, а именно прибавление
НОВЫХ положений к действующему
тексту без формального исключения
тех норм, которые перестали действовать.
Принимаемые конституционные
Это относится, и конституциям прежних социалистических республик Чехословакии и Югославии. Так, после преобразования Чехословакии в Федерацию Закон о федеративном государственном устройстве этой республики был включен в Конституцию отдельным текстом.
Первый способ имеет то преимущество, что не требует от правоприменителя или другого лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из них действуют в настоящий момент. Он также обеспечивает легкую обозримость всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу.
2. Способы внесения
поправок и пересмотра
Конституция 1958 года принадлежит к числу т.н. жестких конституций. Предусмотрен особый порядок внесения изменений. Инициатором может быть Президент Республики, но на практике и Правительство и сами парламентарии выносят проекты поправок на обсуждение Парламента.
Предусмотрено 2 процедуры:
1) предлагаемый проект
2) при внесении законопроекта
о пересмотре Конституции
Но практика породила ещё одну процедуру. Проект выносится на рассмотрение палат и после одобрения каждой из них может быть вынесен на референдум Президентом. Но у Президента обязанности вынести проект на референдум нет. Это так называемое “отложенное решение”, когда Президент не выносит проект на референдум. Пример из истории - поправка об изменении срока полномочий Президента (речь шла о замене семилетнего срока пятилетним) - на референдум проект не был вынесен.
За годы существования V Республики в Конституцию был внесен ряд поправок.
Поправка №1 (в 1960 году) констатировала распад, невозможность реализации принципов т.н. Французского сообщества, которые были изложены в тексте Конституции (например, “пребывание в сообществе несовместимо с независимостью”). В 1960 году большинство колоний объявили независимость. Было собрано Конституционное собрание и вотирована поправка1.
Поправка 1962-го года изменила порядок
избрания Президента. До этой поправки
он избирался коллегией выборщиков
После этого де Голль распустил Национальное собрание, и поправка без одобрения парламента (т.к. он был распущен) была вынесена на референдум (при этом де Голль ссылался на ст.11 Конституции). Большинство населения высказалось в поддержку поправки, и она была одобрена. Противники высказывались за отмену этой поправки, т.к. референдум, по их мнению, был незаконен. Дело дошло до конституционного совета, но он отказался рассматривать это дело, ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий.
Некоторые из последующих поправок (их было более десяти):
- были внесены изменения в
порядок проведения сессий
- изменен порядок обращения в Конституционный совет, право обращения получили группы депутатов и сенаторов;
- пересмотрена ст. 11, расширен предмет возможного референдума;
- среди последних поправок
Введением этой главы подтверждено участие Франции в европейских сообществах и ЕС, закреплена возможность передачи в ведение союза определенных полномочий для их совместного осуществления государствами-членами этих сообществ, но это не передача суверенных прав или части суверенитета2.
Признание Францией принципов построения, действия и участия Франции в экономическом и валютном союзе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также подтверждено согласие Франции с правилами пересечения границ, которые установлены в договоре о создании ЕС (сейчас - составная часть текста Амстердамского договора), т.е. признание действия Шенгенских положений.
Закреплен правовой статус граждан ЕС, их право участвовать в выборах на уровне формирования муниципальных органов.
- поправка 1995 года (реализуется сейчас)
пересматривает статьи, связанные
с процедурой судопроизводства
в отношении Президента и
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"