Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 21:34, контрольная работа
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З под нормативным правовым актом понимается официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.
Задание 1…………………………………..………………………………..3
Задание 2……………………………………………………………..……..8
Задание 3……………………………………………………………..……11
Задание 4……………………………………………………………..……12
Задание 5……………………………………………………………..……13
Задание 6……………………………………………………………..……13
Задание 7……………………………………………………………..……16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………17
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет управления
Кафедра теории и истории государства и права
Специальность Государственное управление и право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория государства и права
вариант № 7
Выполнила______________ 1 курс, 4 группа, на базе в/о
|
__________________ (подпись) |
Мартынчик Илона Игоревна т. моб. 8 (029) 310 82 45 |
Проверил
|
__________________ (подпись) |
|
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………17
1. Составьте развернутую схему по вопросу: «Классификация нормативных правовых актов».
Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы [3, c.533].
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов, и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности.
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З под нормативным правовым актом понимается официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.
Рассмотрим основные виды нормативно-правовых актов (рисунок 1.1) на основании ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З.
Рисунок 1.1 – Виды нормативно-правовых актов
Примечание - Источник: составлено автором на основании данных источника [11].
Рисунок 1.2 – Классификация нормативно-правовых актов
Примечание - Источник: составлено автором на основании данных источника [3, с.533-534], [4, с.189],[10], [13].
Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой [3, с.315].
Рисунок 1.3 – Виды законов
Примечание - Источник: [1, с.52].
К конституционным законам относят Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, принятие которых прямо предусмотрено ее статьями (Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» ст.108 Конституции).
К обычным законам относятся законы, принимаемые на
основе и во исполнение конституционных,
составляющие текущее законодательство
и регулирующие наиболее важные общественные
отношения (Закон «О нормативных правовых
актах Республики Беларусь» от 10 января
2000 года).
Рисунок 1.4 – Действие нормативных правовых актов
Примечание - Источник:
[1, с.54], [3, с.535,538].
2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З:
«Статья 7.2. Порядок обжалования
1. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
2. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами [4, с.178].
Под структурой правовой нормы понимается ее внутренне строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов [4, с.178].
Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.
Первая (и самая распространенная) позиция – норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом [4, с.179].
Диспозиция – та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой [4, с.179].
Санкция – часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции [4, с.179].
Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если – то – иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» – диспозицию, «иначе» – санкцию.
Среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей:
Также существуют следующие варианты логического изложения типичных правовых норм в статьях нормативных актов:
1. статья нормативного правового акта содержит одну норму, включающую все три элемента;
2. статья нормативного правового акта состоит из двух и более правовых норм;
3. правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или даже в разных нормативных актах;
4. в статье нормативного правового акта гипотеза или диспозиция могут опускаться. Это допустимо, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.
Исходя из вышесказанного разберем статью 7.2 «Порядок обжалования» процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З.
Статья состоит из 4 норм:
1 правовая норма – «Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс (гипотеза), могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд (диспозиция)».
2 правовая норма – «Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении».
«Жалоба, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении (диспозиция)», «поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать (гипотеза)».
3 правовая норма – «Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда».
«Действия и решения судьи», «Действия и решения председателя суда» (диспозиция), «могут быть обжалованы председателю суда», «могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда» (гипотеза).
4 правовая норма – «Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (гипотеза), может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд (диспозиция)».
3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий:
«Депутат местного Совета депутатов»:
Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 27 марта 1992 года № 1547-XІІ «О статусе депутата местного Совета депутатов» «Депутатом местного Совета депутатов является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов, представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь»[12].
«Избирательный округ»:
Ст. 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года № 370-З «Избирательный округ – территория, от которой непосредственно гражданами Республики Беларусь избирается Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов» [8].
«Бюджет»:
Ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 412-З «Бюджет – план формирования и использования денежных средств, для обеспечения реализации задач и функций государства» [2].
Первичными элементами системы права являются:
1. нормы права;
2. правовые институты;
3. правовые отношения;
4. нормативные правовые акты;
5. правовые предписания.
Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности правовых норм, их дифференциации на отрасли (подотрасли) и институты [4, с.192].
Рисунок 1.5 – Структура система права
Примечание - Источник: составлено автором на основании данных источника [3, с.528].
Теория права в качестве первичного звена, исходного элемента системы права выделяет правовую норму. В соответствии с многообразием видов регулируемых правом общественных отношений и путем различных сочетаний воздействующих на эти отношения правовых норм, формируются (группируются) более крупные элементы (части) системы, которые в науке получили название институтов права, подотраслей и отраслей права.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"