Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 02:48, контрольная работа
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе. Уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
1. Сущность государства, его основные признаки. Составьте схему «Признаки государств».
2. Юридические факты, понятие и классификация: по связи с волей субъекта, характеру правовых последствий, юридической природе, структуре.
3. Укажите, на какие из нижеприведенных положений Вы стали бы опираться прежде, чем положительно оценить обсуждаемый в обществе законопроект. Свой выбор аргументируйте.
- согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;
- приоритет в нем классовых интересов над национальными;
- утверждение в законопроекте прав и свобод личности;
- приоритет в нем государственных интересов над личными.
Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как “общественный союз. Представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”[8]. Трубецкой считает, что “государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории”[9]. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин[6]. Хвостов писал, что государство — “это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти”[11]. Гумплович определяет государство как “естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка”[10].
Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на “социальное” и “правовое”. “Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом..., должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве”[12]. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н.М. Коркунов[13].
Гегелевское понимание государства базируется на его обшей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: “Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает”[14].
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то “оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса”[3]. Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. “Государство, — пишет Ленин, — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы”[15].
В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. “Сущность государства заключается в том, — писали С. А. Голунский и М. С. Строгович, — что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса” [16]. А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал, что “государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть — диктатуру”[17].
Авторы учебника “Теория государства и права” М. П. Карева, С. Ф. Кечекьян, А. С. Федосеев. Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что “государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за ее пределами”[18].
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Познание закономерных свойств и признаков государства “вообще”, видимо, возможно, только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название “государство”. Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях[5].
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Таким образом, в своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:
Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Схема «Признаки государств».
┌─────────────────────────────
│ Наличие политической власти │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│1. Эта власть не сливается с обществом, а представляет│
│собой особую систему органов (законодательные,│
│правоохранительные, суды), осуществляющих принуждение,│
│управление.
│2. Она внешне и официально представляет все общество. │
│3. Ее задача - властное поддержание установленного│
│правопорядка, обеспечение нормальной жизнедеятельности│
│людей
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Суверенитет │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│Выражает верховенство государственной власти по│
│отношению ко всем иным
│независимость ее в сфере взаимоотношений данного│
│государства с другими
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Территория │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│Определенная часть земной поверхности, находящаяся под│
│суверенитетом данного государства. Отделяется от│
│территорий других государств государственной границей │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Налоги │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│Взимаемые государством с населения материальные│
│средства, необходимые для содержания государственного│
│аппарата
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Легализованное принуждение │
│ (насилие) │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│Состоит в том, что только государство (его органы)│
│вправе применять принуждение ко всем гражданам,│
│иностранцам и лицам без гражданства на территории│
│государства
└─────────────────────────────
2. Юридические факты,
понятие и классификация: по
связи с волей субъекта, характеру
правовых последствий,
Формирование категории «юридический факт» связано с переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его позднейшими исследователями. Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римскими юристами сформулировано не было. Своим существованием термин «юридический факт» обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу фон Савиньи (одному из основателей исторической школы права), который в своем труде «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами».
В современной учебной литературе внимание в основном уделяется классификации юридических фактов, а само понятие остается в тени. Авторы, как правило, ограничиваются определением юридического факта, которое формулируется практически единообразно и звучит следующим образом: «Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений».
Юридическими фактами являются самые разнообразные жизненные обстоятельства, относящиеся как к области природы, так и к области социальной жизни. Также конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение правовых отношений). Вместе с тем к ним относятся только те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены правом. Тем не менее в плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты:
1) по своей социальной природе юридические факты - это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом. Однако делается это не произвольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую общественную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты - это общественно-юридические явления;
2) юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т. п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами;
3) юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения;
4) указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами права юридические факты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений.
Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"