Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 21:59, контрольная работа
Конституционное (государственное) право в каждой стране является основной, ведущей отраслью национальной системы права. Конституционное право закрепляет принципы о народном и государственном суверенитете, приоритете прав и свобод человека и гражданина, верховенстве парламента, разделении властей и т.п.
Конституционное (государственное) право в каждой стране является основной, ведущей отраслью национальной системы права. Конституционное право закрепляет принципы о народном и государственном суверенитете, приоритете прав и свобод человека и гражданина, верховенстве парламента, разделении властей и т.п.
Конституционное право зарубежных стран тесно связано с другими юридическими дисциплинами, такими как теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. И эта взаимосвязь выражается не только в использовании понятийного аппарата других отраслей права, а и в том, что усвоение материала данной дисциплины предполагает знание истории возникновения и развития зарубежных государственно-правовых институтов, государственных органов и иного материала.
В период расширения международной и европейской интеграции изучение конституционного (государственного) права зарубежных стран становится необходимым для обобщения опыта, накопленного в других государствах.
предложение Премьер-министра
инициатива пересмотра Конституции принадлежит
Президент
одобрение в каждой из палат Парламента
абсолютным большинством голосов
в идентичной редакции
ратификация
на референдуме на заседании Конгресса
Конституция Франции по способу ее изменения является «особо жесткой», так как для ее пересмотра требуется проведение двух этапов: 1) принятие поправок; 2) их ратификации. Согласно ст. 89 инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект пересмотра сначала должен быть одобрен в каждой из палат Парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, осуществляемая двумя способами: 1) на референдуме; 2) на заседании Конгресса, где собираются совместно обе палаты парламента. Здесь необходимо квалифицированное большинство голосов в 3/5. Право выбирать способ ратификации принадлежит Президенту. Для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не парламентарии. Большинство поправок к Конституции были ратифицированы именно Конгрессом.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту (который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно), а также членам парламента.
В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других.
Схема внесения изменений (поправок) в действующую Конституцию Франции 1958 года
№ 60-525 от 4 июня 1960 г. |
предоставление возможности африканским государствам – бывшим французским колониям – оставаться членами Сообщества |
№ 62-1292 от 6 ноября 1962 г. |
изменение порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов |
№ 63-1327 от 30 декабря 1963 г. |
совмещение парламентских каникул со школьными и в связи с этим изменение сроков проведения сессий парламента |
№ 74-904 от 29 октября 1974 г. |
расширение права запроса Конституционного совета |
№ 76-527 от 18 июня 1976 г. |
регулирование процедуры избрания Президента республики в связи со смертью кандидатов во время избирательной кампании |
№ 92-554 от 25 июня 1992 г. |
включение в Конституцию норм Маастрихского договора |
№ 93-952 от 27 июля 1993 г. |
пересмотр с целью реформировать Высший Совет магистратуры и создать Суд Республики для привлечения к уголовной ответственности членов Правительства |
№ 95-880 от 4 августа 1995 г. |
расширение круга вопросов, выносимых на референдум, и установление одной ежегодной сессии Парламента |
№ 96-138 от 22 февраля 1996 г. |
пересмотр с целью предоставления Парламенту полномочия принимать законы о финансировании социального обеспечения |
№ 2008-724 от 23 июля 2008 г. |
Конституционный закон «О модернизации институтов V Республики»1 |
Конституция Франции состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Преамбулы Конституции 1946 г.; Конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая, прежде всего, регулирует отношения между высшими органами государства. Содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь – договор о Европейском союзе 1992 г.) и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов.
Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом: статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны в целях завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в Преамбуле Конституции 1946г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др.).
Конституция 1958 г. регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные усилия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
По форме правления Франция – полупрезидентская республика, по форме территориально-политического устройства – сложное унитарное государство (Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.
Задание 2
2. Представьте схематично систему высших органов государственной власти и управления Германии. Какая форма правления присуща данному государству? Почему?
ОТВЕТ:
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
Форма правления – парламентская демократия. Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
3. Раскройте содержание понятий «гражданство», «индемнитет», «инаугурация», «импичмент», «референдум», «избирательный блок», «активное избирательное право». К каким институтам конституционного права относятся нормы, содержащие данные термины?
ОТВЕТ:
Гражданство – устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.
Индемнитет (англ. indemnity, от лат. indemnitas – безущербность) – 1) привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены (даже и при исполнении депутатских обязанностей) публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. 2) Вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.
Инаугурация (лат. Inaugurare – посвящать в) – торжественное вступление президента либо главы исполнительной власти субъекта федерации в должность.
Импичмент (англ. impeachment — обвинение, от лат. impedivi – «воспрепятствовал, пресёк») — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.
Референдум – (лат. Referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное волеизъявление (голосование или опрос) по важному государственному или общественному вопросу.
Избирательный блок – соединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок представляет собой временный добровольный союз двух или более избирательных объединений с целью выдвижения кандидата, или списка.
Активное избирательное право – представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.
Данные термины относятся к институтам правового статуса личности, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства.
Задание 4
Какое место в системе органов государственной власти занимает глава государства в США. Охарактеризуйте его правовой статус (порядок занятия должности и прекращения полномочий, компетенция, виды актов и др.).
Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов Государства. В США это единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок.
Глава исполнительной власти – Президент США избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они – президента (в отличии, например, от Франции, где выборы президента прямые и всеобщие).
Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное число голосов выборщиков. Палата представителей избирает президента из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более двух раз. Компетенция президента, который сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, чрезвычайно обширна. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению фактического объема его полномочий.
Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года – является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.2
В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты).
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"