Контрольная работа
По дисциплине : Теория государства и
права
Оглавление
Вопрос № 2 Метод теории государства
и права: понятие и признаки
Метод теории государства и
права — это совокупность логических приемов
и конкретных способов познания общих
и основных закономерностей возникновения,
развития и функционирования государства
и права. Метод не следует смешивать с
методикой (совокупностью способов целесообразного
изучения явления). Его необходимо рассматривать
как исходную базисную категорию методологии.
Методология (учение о методах)
— система определенных теоретических
принципов, логических приемов, конкретных
способов исследования предмета науки.
Теоретические принципы — историзм,
единство логического и исторического.
Логические приёмы — дедуктивное
и индуктивное умозаключение, анализ и
синтез, сравнение, обобщение.
Конкретные способы исследования
— инструменты познания, применяемые
для установления знания об изучаемом
предмете.
Методы науки теории права и
государства разделяются на общие, частные
(конкретные) и специальные.
Общим методом теории права
и государства, как и всех общественных
наук, является метод философской диалектики(материалистической
и идеалистической). Он выражается в подходе
к изучению государства и права, основанном
на общих закономерных связях развития
бытия и сознания. Например, метод философской
диалектики предполагает рассмотрение
права как явления, которое:
1) определяется природой
человека и условиями жизни
общества;
2) связано с другими
социальными явлениями, пронизывает
сферу общественных отношений
— экономических, политических, духовных
и др.;
3) находится в постоянном
развитии, качественном обновлении
(рабовладельческое, феодальное, буржуазное,
неокапиталистическое право).
Общий метод философской диалектики
раскрывается через:
1. Логический метод восхождения
от простого к сложному, от абстрактного
к конкретному. Это
метод диалектической логики — логики
теоретического воспроизведения генезиса
предмета. Согласно этому методу познание
осуществляется в два этапа. На первом
этапе познание объекта воспринимается
как некое нераздельное целое. На втором,
с помощью анализа, объект познается по
конкретным частям. Абстрактное понимается
как односторонность знания, а конкретное
— как его полнота, содержательность.
Таким образом, происходит движение от
менее содержательного знания к более
содержательному. Например, теория государства
и права начинается с анализа процесса
разложения первобытнообщинного строя
и становления государственно-правовых
явлений. Затем изучаются все более сложные
отношения, лежащие в основе государства
и права, причем более простое явление
рассматривается раньше потому, что его
легко понять, и оно исторически предшествует
более сложному явлению.
2. Метод (принцип) единства логического
и исторического. Суть исторического метода
состоит в том, что процесс развития государственно-правовых
явлений воспроизводится во всей многогранности,
во всей полноте — со всеми случайностями,
зигзагами, частностями, искажающими объективную
логику развития; со всем позитивным, что
накоплено историческим опытом. При логическом
исследовании права и государства важно
отвлечься от всех случайностей, отдельных
фактов, особенностей, несущественного,
т.е. теоретически воссоздать объект в
сущностных, закономерных связях, представить
необходимое — всеобщее и особенное —
в процессе развития того или иного явления.
Метод единства исторического и логического
в теории права и государства служит методологической
основой исследования как закономерностей
возникновения и развития государства
и права, так и закономерностей «ставшего»
государства и права.
3. Системно-структурный метод, предполагающий,
что все государственно-правовые явления
рассматриваются как элементы систем. Право, государство,
их структурные подразделения являются
открытыми системами, которые состоят
из систем более низкого порядка и входят
в более широкие системы. Так, первичная
клетка права — его норма — является частью
целостной системы права, система права
— частью правовой системы государства.
Норму права можно познать только в тесной
логической связи с другими нормами. Систему
права — в связи с элементами правовой
системы: законодательством, правосознанием,
правовой культурой и др. Чаще всего системно-структурный
метод позволяет постичь взаимодействие
государства и права как комплексный процесс
со всеми его проявлениями, проследить
связи между причиной и следствием в государственно-правовых
явлениях.
Основные частные
(конкретные) методы теории государства
и права:
1) Формально догматический (юридико-технический)
метод предполагает изучение права как
такового, в «чистом виде», вне связи с
экономикой, политикой, моралью и другими
социальными явлениями. Его назначение
состоит в анализе действующего законодательства
и практики его применения государственными
органами, в выявлении внешних, очевидных
аспектов правовых явлений без проникновения
во внутренние сущностные стороны и связи.
Он осуществляется с помощью формальнологических
приемов: анализа и синтеза, индукции и
дедукции, абстракции и других, которые
способствуют установлению внешних признаков
правовых явлений, их отличий друг от друга,
выработке понятий и их определений в
кратких формулах. Примерами могут быть
понятия «субъект права», «нормативный
акт», «гипотеза», «санкция», «дееспособность»,
«правоспособность» и др.
2) Социологический метод состоит
в исследовании права не на уровне абстрактных
категорий, а на базе конкретных социальных
фактов. Социологический метод включает
в себя такие способы, как анализ статистических
данных и различного рода документов,
социально-правовой эксперимент, опросы
населения и т.п. Например, способы анализа
письменных документов (отчетов, служебных
записок и др.) обеспечивают достоверность
знаний о событиях, фактах, необходимых
для исследователя.
3) Статистический метод используется
для установления статистических данных
о предмете изучения, например, данных
о количестве правонарушений, о проценте
экономических преступлений и т.п.
4) Конкретно-исторический метод помогает
изучить специфику государственно-правового
явления конкретного исторического периода,
проследить динамику его развития, например,
особенности социального регулирования
в период первобытнообщинного строя, ранней
государственности, современного правового
государства и др.
5) Сравнительно-правовой метод предполагает
сопоставление юридических понятий, явлений
и процессов и выявление между ними сходства
и различий. Сравнение позволяет классифицировать
государственно-правовые явления, выяснить
их историческую последовательность,
генетические связи между ними.
Использование сравнительного
метода в правовой сфере привело к формированию
относительно самостоятельной науки —сравнительного
правоведения (сравнение современных правовых
систем мира), а в государственной сфере
— сравнительного государствоведения.
Специальные методы — методы,
основанные на достижениях общественных
и технических наук:
Государство —
это особая организация политической
власти, которая располагает специальным
аппаратом (механизмом) управления обществом
для обеспечения его нормальной деятельности.
В историческом плане государство можно определить
как социальную организацию, обладающую
конечной властью над всеми людьми, проживающими
в границах определенной территории, и
имеющую главной своей целью решение общих
проблем и обеспечение общего блага при
сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство предстает как разветвленная
сеть учреждений и организаций, олицетворяющих
три ветви власти: законодательную, исполнительную
и судебную.
Государственная
власть является суверенной, т. е. верховной,
по отношению ко всем организациям и лицам
внутри страны, а также независимой, самостоятельной
по отношению к иным государствам. Государство
— официальный представитель всего общества,
всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и
полученные от него займы направляются
на содержание государственного аппарата
власти.
Государство — это универсальная организация,
отличающаяся рядом не имеющих аналогов
атрибутов и признаков.
Признаки государства
Принудительность — государственное
принуждение первично и приоритетно по
отношению к праву принуждать других субъектов
в пределах данного государства и осуществляется
специализированными органами в ситуациях,
определяемых законом.
Суверенность — государство
обладает наивысшей и неограниченной
властью по отношению ко всем лицам и организациям,
действующим в пределах исторически сложившихся
границ.
Всеобщность — государство
выступает от имени всего общества и распространяет
свою власть на всю территорию.
Атрибуты государства
Территория — определяется
границами, разделяющими сферы суверенности
отдельных государств.
Население — подданные государства,
на которых распространяется его власть
и под защитой которого они находятся.
Аппарат — система органов
и наличие особого "класса чиновников"
посредством которых функционирует и
развивается государство. Издание законов
и правил, обязательных для всего населения
данного государства, осуществляется
государственным законодательным органом.
Основным субъектом политической
деятельности признается государство.
С функциональной точки зрения государство
— это ведущий политический институт,
осуществляющий управление обществом
и обеспечивающий порядок и стабильность
в нем.
С организационной точки
зрения государство — это организация
политической власти, вступающая в отношения
с другими субъектами политической деятельности
(например, гражданами). В таком понимании
государство рассматривается как совокупность
политических институтов (суды, система
социального обеспечения, армия, бюрократия,
органы местной власти и т.д.), ответственных
за организацию социальной жизни и финансируемых
обществом.
Признаки, которые отличают государство
от других субъектов политической деятельности,
состоят в следующем:
Наличие определенной территории —
юрисдикция государства (право вершить
суд и решать правовые вопросы) определена
его территориальными границами. В этих
границах власть государства распространяется
на всех членов общества (как обладающих
гражданством страны, так и не обладающих
им);
Суверенитет — государство
полностью независимо во внутренних делах
и в ведении внешней политики;
Многообразие используемых
ресурсов — государство аккумулирует
основные властные ресурсы (экономические,
социальные, духовные и т.д.) для осуществления
своих полномочий;
Стремление к представительству
интересов всего общества — государство
выступает от имени всего общества, а не
отдельных лиц или социальных групп;
Монополия на легитимное насилие —
государство имеет право применять силу,
чтобы обеспечивать исполнение законов
и наказывать их нарушителей;
Право сбора налогов — государство
устанавливает и собирает с населения
различные налоги и сборы, которые направляются
на финансирование государственных органов
и решение различных управленческих задач;
Публичный характер власти —
государство обеспечивает защиту публичных
интересов, а не частных. При осуществлении
государственной политики обычно не возникает
личных отношений между властью и гражданами;
Наличие символики — государство
имеет свои признаки государственности
— флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты
власти (например, корона, скипетр и держава
в некоторых монархиях) и т.д.
В ряде контекстов понятие «государство»
воспринимают как близкое по значению
к понятиям «страна», «общество», «правительство»,
но это не так.
Страна — понятие прежде всего культурно-географическое.
Этот термин обычно употребляется в тех
случаях, когда говорят о площади, климате,
природных зонах, населении, национальностях,
религиях и т.д. Государство — понятие
политическое и обозначает политическую
организацию той иной страны — форму ее
правления и устройства, политический
режим и т.д.
Общество — понятие более широкое, чем
государство. Например, общество может
быть над государственным (общество как
все человечество) или догосударственным
(таковы племя и первобытный род). На современном
этапе понятия общества и государства
тоже не совпадают: публичная власть (скажем,
слой профессионалов-управленцев) относительно
самостоятельна и обособлена от остального
общества.
Правительство - только часть государства, его
высший распорядительный и исполнительный
орган, инструмент осуществления политической
власти. Государство — устойчивый институт,
вто время как правительства приходят
и уходят.
Вопрос
№ 52 Структура нормы права
Структура нормы права объединяет
три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза — это часть правовой
нормы, указывающая на условия, при наступлении
которых правило поведения подлежит применению.
Правило поведения, содержащееся
в норме права, предусматривает модель
поведения в определенной ситуации. Поэтому
прежде всего необходимо определить, указать
эту самую ситуацию или условия, при которых
данная норма права начинает действовать.
Например, нормы об уголовной ответственности
действуют лишь в отношении лиц, достигших
возраста уголовной ответственности.
Или норма о праве вступления в брак действует,
если жених и невеста достигли 18 лет, согласны
стать супругами, не являются близкими
родственниками, не состоят в другом браке.
В Семейном кодексе указаны и условия,
делающие заключение брака невозможным:
наличие уже зарегистри-рованного брака,
психической болезни и, наконец, наличие
близких родственных отношений с лицом,
вступающим в брак. Все эти условия в совокупности
составляют гипотезу правовой нормы. С
помощью гипотезы абстрактный вариант
поведения соотносится с конкретным жизненным
случаем, с определенным человеком, временем
и местом.