Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:27, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА
§ 1. Предмет теории государства и права
Всякая наука представляет собой систему упорядоченных знаний
об определенных явлениях и процессах действительности, формально
выраженных в абстрактных понятиях и категориях.
Условно все науки можно подразделить на технические, естественные и
гуманитарные. Каждая из них исследует лишь определенный круг явлений
окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

tgp_02_09_13.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

И ПРАВА

§ 1. Предмет теории государства  и права

Всякая наука представляет собой систему упорядоченных  знаний

об определенных явлениях и процессах действительности, формально

выраженных в абстрактных  понятиях и категориях.

Условно все науки можно  подразделить на технические, естественные и

гуманитарные. Каждая из них  исследует лишь определенный круг явлений

окружающей действительности.

Технические науки изучают  закономерности развития и функционирования

техники, естественные —  природу во всех ее формах и проявлениях, а

гуманитарные — человеческое общество.

Гуманитарные науки, изучая различные аспекты общественной жизни,

20

подразделяются на отдельные  отрасли человеческого знания (философию,

политологию, этнографию и  т.д.). Юридические науки выделяют из всей системы

общественных явлений  государство и право и специализированно  занимаются их

исследованием.

Следует иметь в виду, что при определении предмета исследования

конкретной науки следует  избегать его отождествления с объектом. Объект —

составляет особый круг (познанных  и непознанных) явлений окружающей

действительности, на который направлена совместная познавательная

деятельность нескольких родственных наук. Он существует до и независимо от

нашего знания как некая  внешняя реальность. Предмет отражает часть

непознанных явлений и  процессов (входящих в содержание объекта), которые

подвергаются специализированному  познанию методами и средствами,

характерными лишь для одной из комплекса родственных наук. Он формируется

наукой и существует в  форме теоретической модели, описания реальности

средствами данной науки, в форме вопросов на которые должны быть получены

ответы в результате исследования и вне того или иного знания существовать не

может.

Различия объекта и  предмета исследования науки дало возможность

плодотворного исследования сложных саморазвивающихся систем. Поскольку

эмперические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями в форме

понятий и категорий отражающих системные знания о его сущности и

закономерностях развития.

Объектом теории государства  и права как и всех юридических наук, является

реальная государственно-правовая действительность во взаимодействии с

экономикой, политикой, культурой  и другими явлениями окружающей среды без

системного изучения которых невозможно понять причины появления и

особенности функционирования государства и права. Исследование этих явлений

осуществляется преимущественно  на эмпирическом уровне познания. Специфика

такого познания состоит  в изучении внешних, наглядно проявляющихся  свойств

и связей, различных политико-правовых явлений современности. При этом

21

сущность и закономерности их развития остаются не установленными,

что вызывает множество вопросов. Факты не исчерпывают всей

действительности, хотя и  составляют ее основное содержание. Выявить  и

разрешить такого рода проблемы помогают теоретические исследования. На этом

уровне познания исследователь  абстрагируется от реальных политико-правовых

явлений, их временных, а  порой и случайных свойств  и связей. Его внимание

сосредотачивается на устойчивых, необходимых свойствах, определяющих

качественное состояние  явления. Полученные знания в концентрированной

форме выражаются в абстрактных  понятиях и категориях, не имеющих  аналога в

реальной действительности (ведь на практике нет государства  вообще или закона

вообще, есть конкретное государство  и конкретный закон), но помогающих

определить закономерные перспективы последующего развития. Общие

политико-правовые понятия, как и всякие научные абстракции, становятся

необходимой основой познания отдельных конкретных политических и правовых

явлений и процессов. Они  определяют границы, формы конкретизации  в рамках

определенного качества и  направления научного познания.

Таким образом, исследование общего объекта системой взаимосвязанных

гуманитарных наук становиться  необходимым условием для предметного  изучения

свойств государства и  права каждой из юридических наук. Предметом

теоретической науки является специализированное изучение общих

закономерностей возникновения, развития и функционирования государства  и права

как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных  явлений

системно обеспечивающих организацию общественной жизни.

Государственно-правовые закономерности составляют основу теории

государства и права потому, что без их познания невозможно деятельное

преобразование окружающей действительности и политико-правовое

упорядочение общественной жизни. Без их использования невозможно не только

определение долгосрочных прогнозов  политического и правового развития

общества, но и установление наиболее целесообразных вариантов  поведения

субъектов в типичных жизненных  ситуациях современности выбор  средств,

22

обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных

целей.

Наличие таких закономерностей  связано с существованием повторяющихся

явлений как в обществе, так и в окружающей действительности в целом. Причем

эти повторения не случайны, не изолированы друг от друга. Отражая  глубинные

взаимосвязи природы, общества и отдельного человека, они выстраиваются  в

относительно устойчивую, объективно складывающуюся согласованную

систему, предопределяющую последующее одновременное существование  или

последовательную смену  политико-правовых явлений.

Регулярность повторения и системность фактов действительности, а также

насущная потребность  человечества в использовании политико-правовых явлений

(без которых оно уже не может обойтись), обусловливают независимость их

существования от воли и  сознания человека. Однако всякая государственно-

правовая закономерность (в отличие от природной) не действует автоматически, с

неумолимой силой. Она  существует в искусственно созданной человеком

социальной среде и  реализуется лишь благодаря осознанному  поведению многих

людей.

Будучи составной частью природы, человек как биосоциальное  существо

вынужден согласовывать свое поведение не только с законами окружающей

среды (смена времен года, времени суток и т.д.), но и с  деятельностью других

людей. Одинаковая реакция  большинства людей на однотипные обстоятельства

служит основой выработки  стереотипов поведения в аналогичных  ситуациях.

Чем более массовым становится такое поведение, тем точнее и  определеннее

складывается закономерность. Примером тому может послужить закономерная

связь государства и права.

В тоже время, не следует  преувеличивать роль закономерностей, преуменьшая

значимость единичного факта. В любом процессе присутствуют элементы

вероятности, случайности, определяющие его необратимость, уникальность. В

отличие от очевидных и  бесспорных закономерностей в неживой  природе,

социальные закономерности проявляют себя в виде предрасположенности,

23

тенденции развития процесса к определѐнному результату. Отражая

наиболее значимые качества государственно-правовой жизни, общие  контуры

социального процесса, закономерность образует своеобразную колею, которая,

ограничивая число вариантов  юридически значимого поведения, стимулирует

выбор между ними. Закономерность действует в определѐнной среде и при

наличии необходимой совокупности условий.

Каждая государственно-правовая закономерность, будучи порождением

практики, имеет пространственно-временные  границы своего существования.

Она возникает не раньше, чем появляются повторяющиеся явления, и изменяется

вместе с ними, приспосабливаясь к окружающей среде (так, закономерность

поддержания порядка и  обеспечения стабильности в развитии всякого общества

обеспечивается использованием различных, постоянно изменяющихся средств).

Государственно-правовые закономерности являются логическим

продолжением общесоциальных закономерностей. Изменяя экономические,

политические, социально-культурные и иные условия действия закономерностей,

человек может повлиять на позитивные и негативные варианты их дальнейшего

развития. Следует иметь  в виду, что в обществе действует  целые комплексы

различных закономерностей. Так, отражая желательные и нежелательные

процессы в общественной жизни, действуют позитивные и негативные

закономерности. Наряду со специальными закономерностями, действующими в

одной сфере (или политической или правовой) существуют комплексные

закономерности, действующие  одновременно в нескольких сферах (и  политике, и

экономике, и психологии и т.д.). Одновременно с глобальными

закономерностями развития различных политико-правовых систем существуют

закономерности развития государства и закономерности развития права, а также

закономерности, отдельных  государственно-правовых явлений. Перечисленные

особенности позволяют отграничить  закономерность от таких внешне схожих

явлений, как закон и  тенденция.

Закон выражает такую существенную, необходимую, устойчивую и

повторяющуюся связь в  государственно-правовой сфере, которая  не терпит

24

исключений и действует  статично с неумолимой силой. Если закон

является проявлением  необходимости, то закономерность реализуется  через

серию возможностей, отражает вариативное действие закона, обогащенное

реальными обстоятельствами.

В свою очередь, если закономерность отражает объективно существующие,

устойчивые и системные  связи между повторяющимися государственно-

правовыми явлениями, то тенденция  отражает, лишь направления

государственно-правового  развития, определяемые как объективными, так и

субъективными факторами. Она  имеет кратковременный, неустойчивый и

бессистемный характер. Поэтому  тенденция может быть как истинной, так и

ложной. Примером существующих тенденций могут послужить нарастающая

процесуальность действующего права Российской Федерации, а также процессы

саморегулирования, которые, нарушив известную меру, могут  снизить

координирующую роль государства, подорвать зависимость права  от его

правотворческой деятельности, и разрушить единство правового  пространства

страны.

Специфика предмета теории государства и права состоит  в следующем:

1. Изучаются наиболее  общие закономерности возникновения,  развития и

функционирования государства  и права как целостных системных  явлений

общественной жизни, обеспечивающих развитие конкретизирующих

закономерностей отдельных  государственных и правовых явлений. При этом

изучаются как закономерные связи отдельных политических и  правовых явлений

(орган государства, нормы  права, правоотношения, правонарушения  и т.д.), так и

закономерные связи возникающие между сложными системными явлениями

политической и правовой действительности (механизм государства, система

права и система законодательства).

2. Будучи взаимообусловленными, государство и право исследуются  этой

наукой в органическом единстве и системном взаимовлиянии  на иные явления и

процессы (экономику, политику, психологию и т.д.). Изучение закономерных

связей государства и  права между собой и с иными  социальными явлениями,

25

говорит о комплексном  характере предмета теории государства  и права,

его политико-правовом характере и частичном пересечении с предметами иных

социальных наук. Так, без  определения понятий «коммунальная  квартира»,

«малоимущие», «член семьи  нанимателя» невозможно полноценно регулировать

жилищные отношения.

3. Результат познания  закономерностей функционирования  государства и

права выражается в формулировании понятий, категорий и определений

государственно-правовых явлений (сущность, функции, механизм, форма

государства; сущность, функции, форма права; правоотношения, юридическая

ответственность и т.д.), в  выработке идей, выводов и научных  рекомендаций,

способствующих эффективному государственно-правовому строительству.

Понятия — это такие научные абстракции, которые в обобщенной форме

отражают систему взаимосвязанных  общих и специальных признаков,

позволяющих отграничить  данное явление от иных родственных, пограничных

явлений общественной жизни.

Будучи результатом продолжительного развития и углубляющегося

теоретического познания, каждое понятие обновляется по содержанию, вбирая в

себя изменяющийся опыт общественной жизни. Благодаря этому свойству, оно

становится основой для  новых научных исследований и  решения конкретных

жизненных проблем. Для этого  достаточно проследить развитие содержания

понятий «должностное лицо», «транспортное средство» и т.д.

Конструирование и использование  юридических понятий в юридических

текстах является важной задачей всякого законодателя. При этом, одни

юридические понятия генетически, органически и исторически связанные  с

юридической деятельностью  возникают в ее рамках в процессе формирования

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"