Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:21, курс лекций
Вопрос 1: Предмет, цель, задачи и методы истории государства и права зарубежных стран.
Предмет истории государства и права зарубежных стран: изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.
Вопрос 5: Законы царя Хаммурапи: брачно-семейное право.
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным
способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.
Наследственные отношения строились по принципу семейной общности. Завещаний вавилонское право, видимо, не допускало. Однако известны были внутрисемейные дарения имущества (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми и наследственному переделу не подлежали.
Вопрос 6: Имущественные правоотношения по законам царя Хаммурапи.
Право собственности. Во времена правления
Хаммурапи частная собственность достигла
высокого уровня развития. В Вавилоне
существовали различные виды земельной
собственности: были земли царские, храмовые,
общинные, частные. И царским и храмовым
хозяйством управлял царь, и это был важнейший
источник дохода. Царская земля раздавалась
в пользование издольщикам. Значение царского
хозяйства было велико в области торговли
и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено
интенсивным развитием частной собственности
на землю, чему в немалой степени способствовало
расширение сети каналов. Частное землевладение
было различным по своему объему. Крупные
землевладельцы использовали труд рабов
и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали
свою землю. Развитие частной собственности
на землю вело к сокращению общинных земель,
упадку общины. Земли могли свободно продаваться,
сдаваться в аренду, передаваться по наследству,
о каких-либо ограничениях со стороны
общины источники не упоминают.
Обязательства. В законах Хаммурапи
имеется ряд статей, регулировавших аренду
земли, которая играла, очевидно, большую
роль в земельных отношениях того времени.
Плата за арендованное поле равнялась
обычно '/3 урожая. При аренде на условиях
отдачи половины урожая арендодатель
обязывался участвовать в расходах или
в работе по обработке поля. Сад, который
давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая.
Аренда была краткосрочной (на один или
два года). На более длительный срок в аренду
сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство,
определяющее отношения между хозяином
земли и арендатором, способствовало развитию
хозяйства. Если арендатор не обрабатывал
взятую землю, то он должен был уплатить
хозяину поля исходя из объема урожая,
выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи
упоминают о различных видах имущественного найма помещения,
домашних животных, судов, повозок, рабов.
Законы устанавливали не только плату
за наем вещей, но и ответственность в
случае потери или гибели нанятого имущества.
Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных
рабочих, нанимали врачей, ветеринаров,
строителей. Законы определяли порядок
оплаты труда этих лиц, а также ответственность
за результаты труда (например, врача в
случае смерти больного). Довольно подробно
законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой
законодательства в этом вопросе является
стремление оградить должника от кредитора
и предотвратить долговое рабство. Об
этом свидетельствуют положения о максимальном
сроке отработки долга (три года), ограничении
процентов, взимаемых ростовщиком как
с денежного, так и с натурального займа,
ответственность кредитора в случае смерти
должника в результате дурного обращения
с ним.
В условиях существования частной собственности
как на движимое, так и на недвижимое имущество
большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее
ценных предметов (земли, построек, рабов,
скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных
табличках) при свидетелях. Продавцом
мог быть только собственник вещи. Продажа
имущества, изъятого из оборота (например,
имущество «илку»), считалась недействительной.
Кроме названных законодательство Хаммурапи
знает договоры хранения (поклажи), товарищества,
мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают
обязательства из причинения вреда. Ответственность
несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину
следует отдать раба за раба); корабельщик,
потопивший корабль вместе с вверенным
ему для перевозки имуществом, обязан
возместить стоимость всего погибшего.
Вопрос 7: Образование древнеиндийского государства. Государственный строй империи Маурьев.
Хараппская цивилизация: период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.
Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н. э. - середина I тысячелетия до н. э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III - II тысячелетия до н. э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были или оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.
Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н. э. - до I века н. э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр. Наиболее известная дхармашастра, о которой речь пойдет ниже, получила название “Законы Ману” (II в до н. э. - II в. н. э.).
Гос.строй Индии во времена Маурьев:
Автономные княжества
Брахманы – храмы
Армия
ЦАРЬ Начальник по государственному
управлению - начальник провинции - начальник
округов - старосты общин –общинные сходы
Главный судья, Верховный Жрец – главные
ведомства – судебные коллегии
Главный сборщик налогов –сборщики налогов
Казначей
Вопрос 8: Общественный строй Древней Индии.
1. Образование вари.
2. Сельская община.
3. Рабство в Древней Индии.
1. Разложение
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах- дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати обособились от двух низших.
2. Важнейшим компонентом
социального, общественного и
экономического строя в
Деревенские ремесленники также занимали различное положение:
3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее
Законы Ману указывают следующие разряды рабов:
Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.
Вопрос 9: Законы Ману. Право собственности и обязательственное право.
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности: