Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:37, курс лекций
1. Предмет и метод теории государства и права
Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.
Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.
Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.
Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:
1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);
2) носит властный характер;
3) имеет ряд стадий (установление
фактической и юридической
4) осуществляется в процессуально
5) связано с применением
Формы применения права:
1)оперативно–исполнительная деятельность,т.е. реализация нормативно–правовых предписаний путем создания, изменения либо прекращения конкретных правоотношений на основе установленных норм права;
2)правоохранительная
55. Основные стадии процесса применения норм права.
Можно выделить следующие стадии применения правовых норм:
1) установление фактических обстоятельств;
2) выбор и анализ юридической нормы;
3) вынесение правоприменительного решения.
На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоятельств определяются следующие основные факты, которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При неустановлении или неправильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.
Также на этой стадии определяются вспомогательные (иначе – факультативные) факты, которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсутствовать. К вспомогательным фактам относят:
1) различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания;
2) процессуальные факты;
3) проверочные факты, способные подтвердить или опровергнуть предъявленные доказательства. Эти факты должны быть предъявлены вместе с доказательствами. Вместе с тем не подлежат установлению факты, признанные другой стороной, общеизвестные и преюдициальные факты, которые устанавливаются решением или приговором суда, вступившим в законную силу.
На второй стадии, при выборе и анализе юридической нормы (установлении юридической основы дела), юридическую оценку (правовую квалификацию) установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела дает правоприменитель. Таким образом, на данной стадии:
1) устанавливается отрасль права;
2) определяется институт права и конкретная норма права;
3) осуществляется проверка нормы, которая призвана устранить все возможные коллизии;
4) устанавливается точный смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами.
На третьей, главной, стадии принимается решение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:
1) происходит оценка собранных доказательств;
2) дается окончательная юридическая оценка совершенного;
3) проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юридические последствия.
Доказательствами называют фактические данные, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие большое значение для правильного разрешения дел.
Требования, которые предъявляются к доказательствам:
1) относимость, т. е. использование сведений, которые имеют значение для рассматриваемого дела;
2) допустимость, т. е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной формы из установленных законодательством источников;
3) достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства рассматриваемого дела;
4) достаточность сведений, которые позволят разрешить возникший юридический спор.
Можно выделить следующие виды доказательств:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевшего;
2) объяснения двух сторон, а также третьих лиц;
3) установленные следствием письменные и вещественные доказательства;
4) аудио– и видеозаписи;
5) показания и заключения, представленные экспертизой.
56. Юридические
коллизии и способы их
Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.
Причины юридических коллизий могут быть:
1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.
Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.
Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:
1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);
2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);
3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);
4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);
5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);
6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).
Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;
4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.
Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения
57. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;
2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;
2) принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;
3) управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
58. Толкование права: понятие и виды по субъектам
Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Виды толкования права:
1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;
2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;
3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.