Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:10, лекция
Тема 2: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ
Особенности процесса возникновения государственности в эпоху раннего средневековья в Западной Европе.
Специфика формирования единого российского государства.
Начальные этапы “собирания русских земель”. Возвышение Московского княжества.
Тема 2: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ
1. Особенности процесса
возникновения
В конце V в. на территории бывшей Римской империи возникает первое крупное политическое объединение в Европе – Франкская империя (конец V – середина IX в.). Она объединила вокруг себя почти все карликовые королевства Европы, возникшие в V веке. Империя франков, достигшая высшей точки своего развития в период правления Карла Великого (768–814), представляла собой средневековое раннефеодальное государство.
В нем интенсивно происходил процесс перехода свободных земледельцев и их земель под власть знати. Ведущим типом хозяйства стала крупная вотчина с доменом (частью феодального поместья, на которой феодал вел собственное хозяйство, используя труд зависимых крестьян). Основы правоотношений всех слоев общества определяли королевские капитулярии. Властью на местах обладали графы и маркграфы, из подчинения которым изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом.
В IX в. во Франкской империи усиливаются тенденции к политической обособленности бывших самостоятельных королевств. Уже сын Карла Великого Людовик Благочестивый (правил в 814–840 г.) не смог сохранить целостность империи. По Верденскому договору она была разделена на три королевства, предвосхитившие своими границами будущую Францию, Германию и Италию. Несмотря на то, что империя Карла Великого была непрочным политическим образованием, ее экономическое и культурное развитие в условиях нового, феодального способа производства происходило довольно интенсивно: оживилось развитие земледелия и ремесла, происходила распашка новых земель, расширилась внешняя торговля. В среде господствующего класса возрос интерес к образованию, литературе, светским наукам.
Средневековая западноевропейская цивилизация сформировалась в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада жизни в процессе романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Западной Европы. В основе идеологии и миропонимания европейского Средневековья лежало христианство. В важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, а зачастую всякая значительная мысль облекались в образы христианского учения, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания. Разделение христианства на православие и католицизм наложило свой отпечаток и на особенности культуры каждого из двух подвидов европейской средневековой цивилизации – западного и восточного.
Средневековое государство, как правило, не являлось единым политическим целым. В период раннего Средневековья не существовало общих законов, общей монеты, общепринятых мер и весов. Крупные феодалы-землевладельцы разоряли страну кровавыми междоусобными войнами. Они чеканили собственную монету, объявляли войну соседу-феодалу, судили обитателей своего поместья и зависимых от них более мелких землевладельцев. Взаимоотношения между феодалами различных уровней строились на принципах вассалитета. Рыцари являлись вассалами баронов, бароны – вассалами графов, графы – вассалами герцогов, герцоги – вассалами королей. Таким образом, все землевладельцы (кроме первой и последней ступеней) были одновременно вассалами вышестоящих и сеньорами нижестоящих на ступенях феодальной иерархической лестницы.
Важнейшей отличительной чертой Средневековья является, по преимуществу, аграрный способ производства, основанный на ручном крестьянском труде и феодальных отношениях.
Несмотря на консервативный характер общих мировоззренческих установок и ценностей, в средневековом обществе происходили довольно динамичные и сложные этногенетические и социальные процессы. В период Средневековья происходит зарождение и формирование современных европейских народов: англичан, болгар, испанцев, итальянцев, поляков, русских, сербов, чехов и др.; в этот же период формируются и многие современные государства.
Средневековье создало новый городской образ жизни. Города возникали под защитой стен монастырей и замков. Они являлись средоточением ремесла и торговли, образования и науки. Разраставшиеся, окрепшие города стремились избавиться от опеки владельца земли и получить статус “вольного города”. Вольным городом управлял выборный городской совет. Город имел свой выборный суд, свое войско и знамя. Некоторые города чеканили свою монету. Повсюду в городах ремесленники и купцы объединялись в гильдии для защиты своих прав, для организации свободного ремесла и торговли. Тогда же сложилась поговорка: “Воздух города делает человека свободным”. Свыше 100 крупных городов Европы (в том числе Великий Новгород) в XIV в. объединились в международный торговый и политический Ганзейский союз городов для посредничества между производящими районами Европы. Союз стимулировал развитие текстильной, горнодобывающей, металлургической промышленности в Центральной и Западной Европе, формируя, в известной мере, материальную базу будущего индустриального общества.
В эпоху Средневековья были заложены основы многих современных наук. Арабская астрономия, медицина, математика, философия, социология и сегодня является предметом пристального изучения ученых. Арабский “ноль”, добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике. В Средневековой Европе уже в XII в. появляются высшие школы, а вслед за ними, в XIII в., университеты в Англии, Франции, Испании, Португалии, Чехии, Польше и Германии. Университеты являлись не только центрами науки и образования средневековой Европы, но и становились ареной борьбы против церковной схоластики, борьбы за разум и науку, за человеческое достоинство.
К началу позднего Средневековья феодальная раздробленность в основном была преодолена. В Европе появились централизованные национальные сословные монархии. Это было достигнуто усилиями королевской власти и дворянства с помощью городов, заинтересованных в мирной торговле и политическом единстве своей страны. В процессе дальнейшего развития национальных европейских государств сословные монархии постепенно превращались в неограниченные, т.е. абсолютные монархии.
2. Специфика формирования
единого российского государств
Размышляя о месте России в развитии мировой цивилизации, необходимо более четко определиться в самой сути этого вопроса. Нам представляется, что об этом можно говорить: 1) с точки зрения особенностей формирования и развития России, ее связи с другими народами, вкладе России в сокровищницу мировой культуры; 2) с точки зрения геополитического положения России и ее роли на международной арене; 3) с точки зрения перспектив развития России и ее будущего влияния на развитие мировой цивилизации.
Как уже отмечалось, формирование и развитие российской государственности происходило в общих рамках европейской и мировой цивилизаций. Молодое древнерусское государство, занимая срединное положение между Востоком и Западом, контактируя с двумя сложившимися мировыми мегацивилизациями (восточной и западной), несомненно, впитывало их культуру, одновременно влияя на развитие культуры соседних народов. К тому же, изначально древнерусский этнос формировался на базе многоэтничности, а его языковой и культурной основой являлась одна из наиболее крупных лингвистических семей Евразии индоевропейская группа языков.
В течение нескольких веков для подавляющего большинства народов Европы, включая Россию, единственным общим духовным и социальным институтом являлось христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, духовные ценности и образцы поведения. Исторический акт принятия на Руси христианства приобщал наших предков - язычников к европейским христианским верованиям и обычаям, к европейской христианской цивилизации.
Однако вхождение России (Древней Руси) в мировой исторический процесс началось значительно позднее, чем других стран Восточной и Западной цивилизаций. И этот фактор изначально наложил свой отпечаток на дальнейший российский исторический процесс. С одной стороны, чтобы сохранить свою независимость, выйти на уровень развитых по тому времени стран, не быть покоренными ими, Древняя Русь вынуждена была развиваться с определенным ускорением. В этой связи древнерусскую цивилизацию X – первой половины XI в. условно можно характеризовать как “догоняющую цивилизацию”.
С другой стороны, находясь в окружении воинственных соседей, присоединяя к себе в течение многих веков все новые и новые географические пространства и народы, Россия вынуждена была находиться в постоянном военно-мобилизационном состоянии. Это не могло не отразиться как на особенностях социально-политического устройства государства, так и на укладе жизни народа, его культуре, сознании, менталитете.
Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование древнерусского этноса, культуры народа, государственности Киевской, а затем и Московской Руси происходило под мощным влиянием двух разнонаправленных цивилизационных факторов. Соприкосновение с культурой западной и восточной цивилизаций формировало на Руси (в России) особый, промежуточный тип евразийской цивилизации. Впитывая культуру других народов, Россия, в свою очередь, вносила свою лепту в развитие мировой цивилизации.
Отличительными особенностями развития России, ее самобытности, как отмечают многие исследователи, являются:
- многоэтничный характер
- восточный деспотизм
- общинный характер
- преобладание государственного
сектора в промышленном произво
-значительный, постоянно увеличивавшийся
бюрократический
- сосуществование самодержавной власти с соборностью;
- присутствие в общественном сознании идеи мессианства и вселенской государственности;
- имперский характер государственной политики;
- национальный догматизм и максимализм;
- дефицит правосознания в обществе;
- слабое укоренение чувства частной собственности и тем самым неотъемлемых прав человека;
- патернализм, как проявление общественного сознания и государственной политики;
- слабость демократических
- наивный крестьянский
- противоречивость «русской
- особое чувство патриотизма, прославление воинской доблести тех, кто сражался «за землю русскую, за веру православную».
3. Начальные этапы «собирания русских земель». Возвышение Московского княжества.
Образование единого централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIV–XV веков представляло собой весьма сложное и противоречивое явление. Оно имело ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичным процессом в ряде стран Западной Европы. При этом определяющим моментом была не столько экономическая потребность, сколько национально-патриотическая идея объединения для борьбы за независимость. Несомненно, объединение русских земель еще не означало преодоление экономического и социального своеобразия территории. Однако уже в это время Русь предстала перед Европой как могучее многонациональное государство Россия.
Это был переломный этап российской истории, эпоха выбора своего пути развития. В XIV веке на Руси начался медленный процесс преодоления раздробленности и формирования единого государства. Его основную территорию составили Владимиро-Суздальская, Новгородская, Смоленская, Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества.
Объединение страны и централизация стали возможны именно в тот период, когда возросли силы русских земель для более активного сопротивления ордынскому игу.
Процесс собирания русских земель прошел несколько этапов. Первый этап связан с выделением Московского княжества при князе Данииле в последней четверти XIII века и продолжался до второй половины XIV века – времени княжения Ивана Калиты и его сыновей. В этот период были заложены основы могущества Москвы. Затем следует время правления Дмитрия Донского и его сына Василия I, т.е. вторая половина XIV века. Оно характеризовалось значительными военными успехами Руси в борьбе с Золотой Ордой, территориальным ростом московских земель и повышением авторитета московских князей.
Самостоятельным этапом в становлении единого русского государства была вторая половина XV века, охваченная длительной междоусобной войной за захват московского престола.
Центром объединения русских земель и образования единого государства стала Москва. Проблема возвышения Москвы требует глубокого исторического анализа. Одна из наиболее распространенных точек зрения связывает возвышение Москвы с выгодными географическими и социальными условиями: московская округа была районом развитых для того времени земледелия и промыслов, к Москве сходились удобные речные и сухопутные дороги, в Москве завязывался узел торговых отношений между русскими землями, вокруг нее сложилось этническое ядро, из которого выросла великорусская народность, а некоторая территориальная отдаленность от арены монголо-татарских набегов гарантировала Москве относительно большую безопасность, чем другим городам.