Лесной кодекс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России.
Лесной кодекс был принят Государственной думой 8 ноября 2006 года, одобрен Советом федерации 24 ноября 2006 года и подписанПрезидентом Российской Федерации 4 декабря 2006.
До принятия действующего Лесного кодекса на территории России действовал кодекс от 29 января 1997 года (№ 22-ФЗ).
Согласно ст. 2 Лесного кодекса, лесное законодательство состоит из кодекса , других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства, нормативных актов иных органовисполнительной власти и муниципальных нормативных актов.

Файлы: 1 файл

лесной кодекс р.ф.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России.

  • Лесной кодекс был принят Государственной думой 8 ноября 2006 года, одобрен Советом федерации 24 ноября 2006 года и подписанПрезидентом Российской Федерации 4 декабря 2006.
  • До принятия действующего Лесного кодекса на территории России действовал кодекс от 29 января 1997 года (№ 22-ФЗ).
  • Согласно ст. 2 Лесного кодекса, лесное законодательство состоит из кодекса , других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства, нормативных актов иных органовисполнительной власти и муниципальных нормативных актов.

 

До начала 1990-х годов в России действовал Лесной кодекс РСФСР. 29 января 1997 года президент России Борис Ельцин подписал Лесной кодекс РФ. Однако, из-за несовершенства кодекса почти сразу началась разработка новой редакции.[9] Разработка велась по поручению президента России В. В. Путина.[10]

  • Главным разработчиком новой редакции Лесного кодекса было Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В конце сентября 2004 года проект кодекса был внесён в правительство России.[11]
  • 1 февраля 2005 года правительство России внесло в Государственную думу проект кодекса, разработчиком которого было Минэкономразвития. 22 апреля 2005 года Госдума приняла кодекс в первом чтении.[9][12]
  • Ко второму чтению на проект кодекса поступило около 3 тыс. поправок. Депутаты Госдумы, лесопромышленники, главы регионов и Министерство природных ресурсов высказали к проекту кодекса большое число замечаний. Второе чтение законопроекта переносилось 5 раз.[9]
  • 6 апреля 2006 года президент России В. В. Путин призвал правительство России «оперативно снять все противоречия и найти приемлемые решения» для принятия кодекса. 1 ноября 2006 года проект кодекса был принят во втором чтении. 8 ноября 2006 года Лесной кодекс был принят Госдумой в третьем чтении.[9]
  • 4 декабря 2006 года кодекс был подписан Президентом Российской Федерации. 1 января 2007 года Лесной кодекс вступил в силу.

 

Особенности правового  режима лесов и растительного  мира вне лесов

Отношения по поводу лесов  и дикого растительного мира вне  лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством  о растительном мире вне лесов. И  хотя в естественно-научном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.

Особенности правового  режима лесов 

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ - лес  представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими.

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.)*.Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:

  • сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
  • транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
  • населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
  • водного фонда (на полосах отвода каналов);
  • иных категорий.

В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковой растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.

Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию  и охране лесной и древесно-кустарниковой  растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель - лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли , покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли , предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли)

При регулировании отношений  собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне  лесов законодательство учитывает  функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, леса и растительный мир вне лесов обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Особенностью правового  режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной  собственности. Часть лесного фонда  может быть передана федеральным  законом в собственность субъектов  РФ. Собственник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя  затрат на охрану, защиту, воспроизводство  и организацию рационального  использования принадлежащих ему  объектов лесных отношений. Он же имеет  право на получение доходов от использования лесного фонда  и лесов, не входящих в лесной фонд.

С учетом экологически и  социально значимых функций лесов  в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям защитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.

В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы относятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

  • запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
  • противоэрозионные леса;
  • защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
  • государственные защитные лесные полосы;
  • ленточные боры;
  • леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
  • леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
  • леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;
  • особо ценные лесные массивы;
  • леса, имеющие научное или историческое значение;
  • памятники природы;
  • орехово-промысловые зоны;
  • лесоплодовые насаждения;
  • притундровые леса;
  • леса государственных природных заповедников;
  • леса национальных парков;
  • леса природных парков;
  • заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей , леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, по которому при заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, определяемым федеральным органом управления лесным хозяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам  лесов, так и перевод лесных земель в нелесные земли для использования  их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность  в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического развития, например, для строительства  дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством (ст. 63 ЛК РФ).

Основными организационно-правовыми  инструментами обеспечения рационального  использования и охраны лесов  служат , согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека (ст. 62) , государственный учет лесного фонда (ст. 67), государственный лесной кадастр (ст. 68), мониторинг лесов (ст. 69), государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 70), обязательная сертификация лесных ресурсов (ст. 71), лесоустройство (ст. 72), договор аренды участка лесного фонда (ст. 31-35), договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36), договор концессии участка лесного фонда (ст. 37), лесорубочный билет, ордер и лесной билет (ст. 42), лицензирование права лесопользования (ст. 81), государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (ст. 76).

Поскольку лесные ресурсы  относятся к восстановимым, лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение. Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одновременно регулируетсязащита лесов от вредителей и болезней леса.

Характеризуя правовой режим  лесов, важно отметить особенности  использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования - заготовка  древесины. Лесной кодекс РФ регулирует ее применительно к двум видам - рубкам главного пользования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования ЛК РФ (ст. 113) устанавливает  требование, согласно которому заготовка  древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касается рубок промежуточного пользования , то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками реконструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошными санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубками для иных целей).

В лесах национальных парков , природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных  природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному  режиму. При регулировании и проведении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешиваться в естественные процессы, происходящие в экосистеме заповедника.

В горных лесах применяются  способы рубок главного пользования  с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.

Прогрессивный опыт, накопленный  в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением  контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов*. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии - 52%, Западной Европе - 46%, США - 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.

Информация о работе Лесной кодекс Российской Федерации