Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина - комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Особенно значительной была реформа по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Реформа 1861 г. удовлетворяла важнейшим экономическим интересам помещиков и освобождала русское крестьянство от рабства. Последующие либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. в социальной и экономической сфере были тесно связаны с крестьянской реформой.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................... 3
Предпосылки либеральных реформ................................................................................4
Содержание реформ:.........................................................................................................5
Крестьянская реформа............................................................................................5
Земская и городская реформы...............................................................................8
Судебная реформа...................................................................................................9
Финансовые реформы...........................................................................................10
Военные реформы..................................................................................................10
Реформы в области народного образования и печати.......................................16
Церковь в период реформ.....................................................................................17
Заключение......................................................................................................................19
Список использованной литературы............................................................................20

Файлы: 1 файл

история.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Нанимать за себя охотников или  откупиться деньгами было запрещено. Все  достигшие 20 лет обязаны приписаться  к своему призывному участку и  вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в  ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и  вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

“Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и  из  единичного несчастья в общую обязанность”.

Общий срок службы по новому закону устанавливался в  15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте  – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был  сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались  только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и  по семейному положению: не призывались  единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм.

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной  численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого  войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое  значение и для повышения народного образования.

В рескрипте Александра 2, оценивавшем  заслуги Д.А. Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей  заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во  внесенном вами  в Государственный совет  проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости  ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”.

Новый закон оказал влияние  и  на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв  до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию.

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее  вовсе военной службы, а также  и выслужившие положенное число  леи (действительной службы и запаса). Предельный  возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет.Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть “инородческого” населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания,  менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Данные, показатели призыва в течение  первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице.

Из приведенных данных видно, что  процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%.

  Лица, освобожденные от службы  по зачетным квитанциям, не насчитывали  даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные  квитанции продавались правительством  по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как  отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д.

 Характерно, что с каждым  годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

 

Реформы в  области народного образования  и печати

 

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные  меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

 

Церковь в  период реформ

Либеральные преобразования затронули  и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию — появились женские  гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали  в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый  устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и  церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено  поступать в гимназии, а в 1866 г. — в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности. 

 

 

 

 

Заключение

 

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать  то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его  реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых  либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы правления Александра Россия прочно укрепила свои взаимоотношения  с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

Буржуазные реформы, проведенные  Александром II в 60-70гг. 19 века в России, были временем крупных и глубоких преобразований по своим последствиям. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не только революциями и войнами, а преобразованиями сверху, мирным путем. Несмотря на свою ограниченность, реформы имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 520 с.
  2. Самыгин П.С. История/ П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 478 с.
  3. «История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М – НОРМА, 1997 год.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F4%EE%F0%EC%FB_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%E0_II
  5. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/reformy-aleksandra-2.html

 


Информация о работе Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века