Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:01, курсовая работа
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. В связи с этим можно сказать, что личные права и свободы человека являются наиболее важными по сравнению с иными видами прав и свобод. Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Введение 3
§1. Понятие основных личных прав и свобод и их место в
структуре конституционного статуса личности 5
§ 2. Классификация конституционных прав и свобод 9
§ 3. Личные права и свободы 13
§ 3.1 Право на жизнь 14
§ 3.2 Право на достоинство личности 15
§ 3.3 Право на свободу и личную неприкосновенность 16
§ 3.4 Право на тайну частной жизни 17
§ 3.5 Право на защиту персональных данных и доступ к
информации, затрагивающей права и свободы человека 19
§ 3.6 Право на неприкосновенность жилища 20
§ 3.7 Право определять и указывать национальную принадлежность. Право на пользование родным языком 21
§ 3.9 Право на свободу передвижения и места жительства 22
§ 3.10 Свобода совести и свобода религиозного вероисповедания 24
Заключение 29
Список нормативных правовых актов и литература 30
§ 3.5 Право на тайну частной жизни и защиту персональных данных и доступ к информации, затрагивающей права и свободы человека
Одним из важнейших аспектов сферы частной жизни является возможность «частного» общения с другими людьми: т. е передавать им информацию, не предназначенную для всех и каждого. Такое общение проходит зачастую при помощи технических средств связи. Ч. 2, ст. 23 Конституции РФ гарантирует защиту частного характера такого общения во всех его формах (почтовая тайна, тайна телеграфной и телефонной связи).
Носителями основного права, гарантирующего защиту тайны передачи информации. Являются все люди. Ч. 2, ст. 23 КРФ защищает возможность и конфиденциальность общения, которая осуществляется между отправителем и получателем не напрямую, а с помощью технических средств связи. Сюда относятся письменные и уставные сообщения, а также системы знаков другого рода, если они имеют информативную значимость для получателя. При этом не имеет значение вид и способ связи; передача информации может осуществляться посыльным, почтой, по телефону, телефаксу, телеграфу, радио, по электронной связи (Интернет) и др.
Под защитой
находится не только содержание, но
и процесс передачи; в дополнение
к этому здесь следует
Таким образом, использование технических способов передачи информации не подлежат защите, если передаваемая с их помощью информация предназначается широкому кругу получателей; так, например, при трансляции радиопередачи или участие в Интернет – форуме. Содержание информации также не получает защиты, если оно приобрело широкую огласку по воле одного из заинтересованных лиц.
Государство обязано
так регламентировать деятельность
тех, кто занят передачей
Предпосылкой для допустимости ограничений тайны передачи информации в первую очередь является соблюдение общего правила ч. 3, ст. 55 КРФ. Каждое ограничение должно основываться на федеральном законе, преследовать законный общественный интерес и не нарушать запрет на чрезмерные действия.
Законные основания для таких ограничений следует искать преимущественно в области уголовного преследования и защиты государственной безопасности: они должны быть четко определены и содержать предписания, призванные предотвращать злоупотребления со стороны органов, в компетенцию которых входят такие ограничения.
§ 3.6 Право на неприкосновенность жилища
По сути, неприкосновенность жилища является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающими по договору найма. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Однако при определенных ситуациях возникает необходимость проникновения в жилище против воли хозяев, это можно делать только на основании закона или судебного решения, как уже указывалось выше (например, в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений, борьбы со стихийными бедствиями и т. п.). При этом сотрудники, произведшие несанкционированное вторжение обязаны в течение 24 часов поставить в известность об этом прокурора. ст. 25 Конституции РФ:
- Жилище неприкосновенно. Никто не в вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.9
По закону нарушение неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответственность. В РФ указанное право принадлежит всем гражданам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.
§ 3.7 Право
определять и указывать национальную
принадлежность. Право на пользование
родным языком.
Статья 26
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Российская Федерация – родина многих людей, представляющих развитые культуры, религии и имеющих разную языковую и национальную принадлежность. Конституция не знает «государственной национальности». Отнесение отдельного лица к определенной национальности содержит также и констатацию факта существования такой национальности вообще – как отличной от многих других, представленных в национальном многообразии Российского государства. Определение национальной принадлежности людей не подчинено компетенции государственной власти. Текст этой нормы предоставляет каждому право самостоятельно определять свою национальную принадлежность. Таким образом, вопрос определения и указания национальной принадлежности подчинен исключительно усмотрению каждого индивидуума; национальная принадлежность - часть самоопределения и частной жизни индивидуума, по отношению к которой государственная власть должна занять позицию нейтралитета. Свобода выбора языка защищает каждого перед лицом государственных предписаний, которые запрещают или предписывают использования определенных языков. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенный в международно-правовых актах. В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить. С одной стороны, оно позволяет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного народа, с другой - дает возможность народам развивать свой язык, культуру, сохранять традиции, поддерживать национальные обычаи.
§ 3.8 Право на свободу передвижения и места жительства
Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 71310.
Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено11:
Конституционное право на свободный выезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию". Закон устанавливает, что право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если гражданин: имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт), предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщил о себе заведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.
Закон предусматривает, что основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка)12.
§ 3.9 Свобода
совести и свобода религиозного
вероисповедания
В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними1. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Иностранные граждане
и лица без гражданства, законно находящиеся на
территории Российской Федерации, пользуются
правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.
Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее "свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
Конституция РФ провозглашает: " Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта. Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду ("распространять религиозные и иные убеждения"). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции.
Свобода совести
и вероисповедания подробно регламентируется
Федеральным законом «О свободе
совести и религиозных
Человека запрещено обязывать сообщать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.
Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.13 Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженном с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан, с пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества преследуется в соответствии с законом. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т. д.
Закон воспрепятствует осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
Перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета их деятельности, указанные в пункте 2 статьи 14 Федерального закона, не производится. При отказе в перерегистрации по указанным основаниям федеральный орган юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации передает материалы в суд. Религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока.