Лидерство, влияние, власть. Виды власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами.
Руководитель организации - это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными.
Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 139.88 Кб (Скачать файл)

 

Лидерство, влияние, власть. Виды власти

Лидерство и руководство — это два  разных понятия. Руководство концентрирует  внимание на, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается  идеального соблюдения этих двух типов  отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами.

Руководитель организации - это  человек, который одновременно с  обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет  своими подчиненными.

Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Лидерство - это способность оказывать влияние  на отдельных людей и группы и  направлять их усилия на достижение целей  организации.

Влияние - это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения  в поведение, отношения, ощущения и  т.п. другого человека.

Для того, чтобы лидерство и влияние  были эффективными, руководители применяют  власть.

Власть - возможность влиять на поведение  людей.

Формы власти:

Власть, основанная на принуждении. Влияние  посредством страха. Руководитель имеет  возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение денежного вознаграждения).

Власть, основанная на вознаграждении. Награда  дает положительные стимулы для  качественного выполнения работы.

Экспертная  власть. Руководитель имеет влияние  через веру подчиненных в его  компетентность. Руководитель обладает специальными экспертными знаниями.

Эталонная власть. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые  хотят стать такими же как он.

Законная (традиционная). Эта власть присуща  всем руководителям, так как они  наделены полномочиями управлять другими  людьми. Персонал подчиняется руководителю, потому что верит, что он имеет  право отдавать приказания. Привитые ценности, традиции учат, что подчинение приводит к удовлетворению личных потребностей.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

 

Руководитель  — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок  и последовательность в выполняемую  работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Руководитель  — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок  и последовательность в выполняемую  работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм  в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители  имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу.

Официально  назначенный руководитель подразделения  обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому  он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим  положением и особенно не стремится  к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой  подчиненных, может считать, что  эмоциональная привязанность к  рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в  противоречие с его личными амбициями  и оказаться в конфликте с  его приверженностью руководящей  группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится  сделать все от него зависящее, чтобы  защитить их интересы.

Руководители  предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные  играют в запрограммированной цепочке  событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это  во многом происходит оттого, что менеджеры  видят себя определенной частью организации  или членами особого социального  института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют  их взгляды и идеи, отражаемые в  лидерском видении. Лидеры учитывают  потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию  эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и  ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к  определенной организации.

Руководители  обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в  основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, руководители концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы. Решения часто  принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных  решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя  выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального  и формального лидера. Процесс  влияния через способности и  умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального  лидерства. В этом случае влияние  исходит из признания другими  личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния  на людей с позиции занимаемой должности, официального положения  в организации.

Формальный  лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных  полномочий и обычно действует в  отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается  за счет своих способностей оказывать  влияние на других и благодаря  своим деловым и личным качествам. На практике, как правило, не наблюдается  идеального соблюдения этих двух типов  отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант  встречается в реальной жизни  реже.

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями  и умело применять их в зависимости  от конкретной обстановки, специфики  решаемых задач, социально-психологических  особенностей сотрудников и своих  личных качеств.

 

Качества и черты личности лидера

Изучение  личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые  качества и черты личности:

доминантность — умение влиять на подчиненных;

уверенность в себе;

эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость  — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную  разрядку;

креативность, способность к творческому решению  задач, высокий практический интеллект;

стремление  к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать  на себя ответственность в решении  проблем;

ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;

независимость, самостоятельность в принятии решений;

гибкость  поведения в изменяющихся ситуациях;

общительность, умение общаться, взаимодействовать  с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей  и разумных личных целей крайне важно  для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время  Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи  лидеру:

Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными  себе людьми.

Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми  сложностями и проблемами, которые  приходят к человеку вместе с властью  и ответственностью.

Искусство разрешать конфликты — способность  выступать в роли посредника между  двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые  психологическим стрессом.

Искусство обрабатывать информацию — способность  построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

Искусство распределять ресурсы в организации  — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный  вариант в условиях ограниченного  времени и нехватки других видов  ресурсов.

Дар предпринимателя  — способность идти на оправданный  риск и на внедрение нововведений в организации.

Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в  организации, умение видеть то, какое  влияние лидер оказывает на организацию.

 

Стили руководства.

Стиль руководства - это обычная манера поведения  руководителя, который оказывает  влияние на подчиненных, и побуждает  их к достижению целей организации.

Существует  два подхода к определению  стилей руководства:

1. Поведенческий  подход выделяет автократичный,  демократичный и либеральный  стиль руководства. Автократичный  (авторитарный) руководитель навязывает  свою волю работникам. Такой руководитель  не обращает внимания на суждения  своих подчиненных, он обращается  к низшим потребностям работников, постоянно оказывает давление. Демократичный  руководитель прислушивается к  мнению подчиненных при принятии  решений. Он обращается к более  высоким потребностям людей. При  таком стиле обязательна система  контроля. Либеральный стиль предполагает  практически полную свободу персонала  в принятии решений, в определении  целей своей работы и контроля  за ее результатами.

В зависимости  от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных  на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется  или на деятельность, или на людей. Ситуационный подход.

2. Ситуационный  подход. Этот подход уделяет основное  внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые  влияют на поведение руководителя:

а) отношения  между руководителем и коллективом;

 б)  структура задачи;

 в)  должностные полномочия руководителя.

 

Стиль руководства  должен выбираться в зависимости  от конкретной ситуации.

Выделяют  четыре стиля руководства: стиль  поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие  людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное  достижение целей.

Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные  стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль руководства, ориентирован на учет реальности, и потому зависит  от конкретной ситуации.

 


Информация о работе Лидерство, влияние, власть. Виды власти