Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:34, реферат
Высказывание, приведенное в заголовке, принадлежит французскому писателю конца 18 века – начала 19 Жозефу Жуберу. Речь здесь идёт об источниках права. Но это понятие очень близко граничит с термином «форма права». Некоторые учёные даже их объединяют. Для раскрытия нашей темы следует их разграничить. В широком смысле форма – внешняя организация содержания, таким образом, форма права – внешнее выражение права, или, другими словами, способ официального выражения правовых предписаний, создаваемых государством для регулирования общественных отношений.
Кадочников А. Ю-0411
Лучшие законы рождаются из обычаев
Ж. Жубер
Высказывание, приведенное в заголовке, принадлежит французскому писателю конца 18 века – начала 19 Жозефу Жуберу. Речь здесь идёт об источниках права. Но это понятие очень близко граничит с термином «форма права». Некоторые учёные даже их объединяют. Для раскрытия нашей темы следует их разграничить. В широком смысле форма – внешняя организация содержания, таким образом, форма права – внешнее выражение права, или, другими словами, способ официального выражения правовых предписаний, создаваемых государством для регулирования общественных отношений.
Источник же, в широком смысле, нечто, созидающее предметы, материю и т. д. Таким образом, мне кажется, в контексте высказывания Ж. Жубера источник права следует понимать как некую реальную силу, которая созидает право. Современная наука признает такие источники права, как нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой прецедент и правовой обычай, который Ж. Жубер считал лучшим из всех источников права.
Попробуем разобраться, почему же именно лучшие законы рождаются из обычаев. Для начала, следует определиться, что вообще такое сам обычай. Принято считать обычаем правило, образ поведения, сложившееся и укоренившееся в результате многократного повторения в течение длительного времени. Соблюдения обычая обеспечивалось общественным воздействием – порицанием, в случае его невыполнения, и одобрением, если обычай соблюдался.
Среди обычаев в общем смысле, иными словами общегражданских обычаев, выделяют правовой обычай. Это то же самое правило поведения, сложившиеся в результате многократного повторения во времени. Основное отличие состоит в том, что правовой обычай обеспечивается мерами государственного принуждения, или родоплеменной властью, когда государство ещё не сложилось.
Таким образом, мы вплотную подошли к тому, чтобы понять, отчего же лучшие законы рождаются именно из обычаев. Нет такого закона, который был бы хорош для всех – так утверждал Марк Катон, римский писатель, и с этим трудно не согласиться – у каждого человека есть свои представления, о том, как ему следует себя, и вряд ли существует какие-нибудь универсальные правила, которые удовлетворили бы всех. А ведь право, в идеале, должно соответствовать этому требованию. В лучшем случае, право выражает интересы большинства. И всегда есть часть общества, которая недовольна существующими правовыми предписаниями и нарушает их. Следовательно, законодателю следует стремиться удовлетворить как можно большую часть общества и создавать законы, которыми они были бы довольны. И вот здесь правовой обычай можно назвать лучшим источником права.
Обычаи сложились в результате длительного многократного повторения, и общество уже привыкло им следовать. Значит, желающих нарушить их будет меньше, если вообще таковые найдутся. Множество правовых норм произошли именно от обычаев – например, обязанность родителей воспитывать и содержать своих несовершеннолетних детей – изначально это было обычаем, который затем был санкционирован государством, сначала в судебных решениях, а затем его воплотили в правовых предписаниях. И обязанность родителей воспитывать своих детей – и сейчас норма семейного кодекса, и будет оставаться в праве, пока в обществе не изменятся такие отношения между детьми и родителями.
Общество воспринимает такие законы, рожденные из обычаев, как данность, и у большинства даже не возникают мысли, что вот де государство принуждает их выполнять свои требования – родители чувствуют, что они обязаны вырастить своих детей, в силу привычки, менталитета, инстинкта и т.п. И в случае нарушения подобных законов общество само готово наказать нарушителей и полностью поддерживает государство в этом. Таким образом, право, созданное из обычаев, воспринимается людьми естественно, прекрасно гармонирует с их образом поведения.
Существует также традиционная
правовая семья, где правовой обычай
занимает доминирующее место среди
источников права. Она распространена
в некоторых странах Африки, Азии,
Таким образом, Ж. Жубер был совершенно прав в том, что «лучшие законы рождаются из обычаев» - общество, в силу традиций уже привыкло их соблюдать и почти на уровне инстинктов воспринимает их и осознает, что выполнение таких законов необходимо. И уж почти невозможна даже мысль о нарушении этих законов. Государство, узаконивая обычаи, руководствуется народной мудростью – зачем заново изобретать велосипед? Общество в результате многократного и длительного повторения нашло оптимальный способ разрешения некоторых общественных отношений, которое государство затем воплотило в законы, которые в итоге можно считать лучшими.