Марксистская теория права
Марксистское учение, основателями
которого являются Карл Маркс
(1818-1883г) и Фридрих Энгельс (1820-1895г)
исходит, с одной стороны, из материалистической
философии, с другой - из идеи развития.
Согласно материалистическому подходу,
объекты, существующие в природе,
первичны; мысль, дух, сознание - это
отражение материального мира. Идея
развития означает, что в природе
нет ничего раз и навсегда
данного, все изменяется в процессе
постоянной эволюции.
Право как особая система
юридических норм и связанных
с ним правовых отношений возникает
в истории общества в силу
тех же причин и условий, что
и государственные процессы. Разумеется,
у разных народов и в разные
эпохи правообразование имело
свои особенности, однако существуют
и общие закономерности. Экономическая
и социальная жизнь любого
общества нуждается в определенной
упорядоченной деятельности людей,
участвующих в производстве, обмене
и потреблении материальных благ.
Она достигается с помощью
правил поведения или социальных
норм. В первобытном обществе
это были обычаи, слитые с религиозными
и нравственными требованиями. Социальное
расслоение общества и возникновение
групп с противоположными интересами
привело к тому, что родовые
обычаи уже не могли выполнять
роль универсального регулятора.
По мнению К. Маркса
и Ф. Энгельса, общество представляет
собой не совокупность индивидов
и их объединений, а общественные
связи, в которые они вступают
в процессе своей жизни и
деятельности. Совокупность всех
таких отношений охватывается
понятием общественно - экономической
формации.
Основу общественно - экономической
формации составляет способ производства
материальных благ, поскольку человек
может существовать и жить
не иначе, как постоянно удовлетворяя
свои потребности в пище, одежде,
жилище, иных материальных предметах.
Способ производства состоит
из двух взаимосвязанных частей:
производительных сил и производственных
отношений.
Производительные силы
состоят из средств производства
и людей, осуществляющих производственную
деятельность.
Средства производства
включают в себя предметы и
средства труда. Предмет труда
составляют продукты природы - руда,
минералы, нефть, разнообразная растительность
и ее плоды, а также сырье
и полуфабрикаты. Средства труда
- это орудия труда, а так же
производственные здания, сооружения,
дороги, каналы, транспорт, словом, все
те приспособления, которые человек
использует в процессе создания
материальных благ.
Отношением классов к
средствам производства определяется
мера их свободы, их классовое
право. Содержание этого права
составляют притязания класса
на определенную долю материальных
и духовных благ, производимых
обществом, на участие в политической
жизни общества, в управлении
делами государства и на свободное
выражение своего отношения к
социальному строю, а также самовыражение
в литературе и других сферах
искусства. При этом следует различать
объективную основу права отдельных
классов и степень, уровень осознания
ими этого права.
Марксисты отстаивали
зависимость права от экономики,
от господствующих в обществе
производственных отношений. "Как
политическое, так и гражданское
законодательство, - писал К. Маркс -
только выражает, протоколирует
требования экономических отношений.
История цивилизации в
целом подтверждает этот вывод.
Это не означает, что право, в
свою очередь, не воздействует
на экономику. Право закрепляет
и регулирует индивидуальные
экономические отношения (право
собственности). Однако свое обратное
воздействие на экономику может
оказывать лишь в пределах
объективных законов ее развития.
Марксистская теория права
подвергла резкой критике индивидуалистические
теории, якобы поощряющие эгоистические
интересы в противовес общественным.
Утвержденная в России
после переворота 1917г. тоталитарного
режима, разрушение гражданского
общества, ликвидация частной собственности
повлекли за собой и уничтожение
свободы человека.
В марксисткой теории
утверждается, что классовый характер
норм права, вытеснивший собой
старые родовые обычаи, был ярко
и открыто выражен в правовых
нормах. Так, именно в рамках этой
теории утверждалось, что право -
ничто без аппарата, способного
принудить к исполнению норм
права. Тем самым исключалась
самоценность права как глубинного
пласта регулятивной системы, обеспечивающей
жизнедеятельность общества, насаждалась
репрессивная, карательная, принудительная
функция права.
По мнению Н. Бердяева,
уязвимость марксизма в том, что
он
«не хочет видеть за
классом человека, он хочет видеть
за каждой мыслью и оценкой
человеческий класс и его классовыми
интересами».
С точки зрения марксизма
право как и государство, как
и все надстроечные явления, носит
ярко выраженный характер.
Право - это мера свободы
класса и, соответственно, личности,
обусловленная в конечном итоге
материальными, экономическими отношениями
общества и выражающаяся в
форме правомочий либо правопритязаний
на соответствующую долю материальных
и духовных благ общества, а
так же в форме обязанности
не посягать на права других
лиц государства и общества
в целом.
На мой взгляд, некоторые
положения из теории К. Маркса,
все таки имеют быть в нашем
обществе. Например. Взаимосвязь права
и экономики. Я соглашусь, что
экономически сильный класс оказывает
большее влияние на государственные
структуры страны в целом, а
соответственно может продвигать
законы, выгодные для него лично.
А так же с развитием экономики
в нашей стране появляются
новые правоотношения, требующие
законодательно закрепления. Все
эти факты и должна отслеживать
современная наука, чтобы вовремя
определять законодательные рамки
и защищать определенный круг
отношений и лиц.
Например, сейчас очень
остро стоит вопрос о воспитании
детей, оставшихся без попечения
родителей. И много говориться
о том, что дети должны расти
в семье, пусть это будет приемная
семья или патронат. Соответственно
наше государство, в лице законодательных
органов должно со своей стороны
закрепить такие возможности
воспитания детей и поддержать
такие семьи, а так же предусмотреть
ответственность за ненадлежащее
исполнение обязанностей по воспитанию
детей, принявшими родителями или
попечителями.
КОНЕЦ