Марксистская теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:33, творческая работа

Описание работы

Марксистское учение, основателями которого являются Карл Маркс (1818-1883г) и Фридрих Энгельс (1820-1895г) исходит, с одной стороны, из материалистической философии, с другой - из идеи развития. Согласно материалистическому подходу, объекты, существующие в природе, первичны; мысль, дух, сознание - это отражение материального мира. Идея развития означает, что в природе нет ничего раз и навсегда данного, все изменяется в процессе постоянной эволюции.

Файлы: 1 файл

тгп 2 сем.ppt

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Марксистская теория права

 

Марксистское учение, основателями  которого являются Карл Маркс (1818-1883г) и Фридрих Энгельс (1820-1895г) исходит, с одной стороны, из материалистической  философии, с другой - из идеи развития. Согласно материалистическому подходу, объекты, существующие в природе, первичны; мысль, дух, сознание - это  отражение материального мира. Идея  развития означает, что в природе  нет ничего раз и навсегда  данного, все изменяется в процессе  постоянной эволюции.

Право как особая система  юридических норм и связанных  с ним правовых отношений возникает  в истории общества в силу  тех же причин и условий, что  и государственные процессы. Разумеется, у разных народов и в разные  эпохи правообразование имело  свои особенности, однако существуют  и общие закономерности. Экономическая  и социальная жизнь любого  общества нуждается в определенной  упорядоченной деятельности людей, участвующих в производстве, обмене  и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью  правил поведения или социальных  норм. В первобытном обществе  это были обычаи, слитые с религиозными  и нравственными требованиями. Социальное  расслоение общества и возникновение  групп с противоположными интересами  привело к тому, что родовые  обычаи уже не могли выполнять  роль универсального регулятора.

По мнению К. Маркса  и Ф. Энгельса, общество представляет  собой не совокупность индивидов  и их объединений, а общественные  связи, в которые они вступают  в процессе своей жизни и  деятельности. Совокупность всех  таких отношений охватывается  понятием общественно - экономической  формации.

Основу общественно - экономической  формации составляет способ производства  материальных благ, поскольку человек  может существовать и жить  не иначе, как постоянно удовлетворяя  свои потребности в пище, одежде, жилище, иных материальных предметах. Способ производства состоит  из двух взаимосвязанных частей: производительных сил и производственных  отношений.

Производительные силы  состоят из средств производства  и людей, осуществляющих производственную  деятельность.

Средства производства  включают в себя предметы и  средства труда. Предмет труда  составляют продукты природы - руда, минералы, нефть, разнообразная растительность  и ее плоды, а также сырье  и полуфабрикаты. Средства труда - это орудия труда, а так же  производственные здания, сооружения, дороги, каналы, транспорт, словом, все  те приспособления, которые человек  использует в процессе создания  материальных благ.

Отношением классов к  средствам производства определяется  мера их свободы, их классовое  право. Содержание этого права  составляют притязания класса  на определенную долю материальных  и духовных благ, производимых  обществом, на участие в политической  жизни общества, в управлении  делами государства и на свободное  выражение своего отношения к  социальному строю, а также самовыражение  в литературе и других сферах  искусства. При этом следует различать  объективную основу права отдельных  классов и степень, уровень осознания  ими этого права.

Марксисты отстаивали  зависимость права от экономики, от господствующих в обществе  производственных отношений. "Как  политическое, так и гражданское  законодательство, - писал К. Маркс - только выражает, протоколирует  требования экономических отношений.

История цивилизации в  целом подтверждает этот вывод. Это не означает, что право, в  свою очередь, не воздействует  на экономику. Право закрепляет  и регулирует индивидуальные  экономические отношения (право  собственности). Однако свое обратное  воздействие на экономику может  оказывать лишь в пределах  объективных законов ее развития.

Марксистская теория права  подвергла резкой критике индивидуалистические  теории, якобы поощряющие эгоистические  интересы в противовес общественным.

Утвержденная в России  после переворота 1917г. тоталитарного  режима, разрушение гражданского  общества, ликвидация частной собственности  повлекли за собой и уничтожение  свободы человека.

В марксисткой теории  утверждается, что классовый характер  норм права, вытеснивший собой  старые родовые обычаи, был ярко  и открыто выражен в правовых  нормах. Так, именно в рамках этой  теории утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного  принудить к исполнению норм  права. Тем самым исключалась  самоценность права как глубинного  пласта регулятивной системы, обеспечивающей  жизнедеятельность общества, насаждалась  репрессивная, карательная, принудительная  функция права.

По мнению Н. Бердяева, уязвимость марксизма в том, что  он 

«не хочет видеть за  классом человека, он хочет видеть  за каждой мыслью и оценкой  человеческий класс и его классовыми  интересами».

С точки зрения марксизма  право как и государство, как  и все надстроечные явления, носит  ярко выраженный характер.

Право - это мера свободы  класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге  материальными, экономическими отношениями  общества и выражающаяся в  форме правомочий либо правопритязаний  на соответствующую долю материальных  и духовных благ общества, а  так же в форме обязанности  не посягать на права других  лиц государства и общества  в целом.

На мой взгляд, некоторые  положения из теории К. Маркса, все таки имеют быть в нашем  обществе. Например. Взаимосвязь права  и экономики. Я соглашусь, что  экономически сильный класс оказывает  большее влияние на государственные  структуры страны в целом, а  соответственно может продвигать  законы, выгодные для него лично. А так же с развитием экономики  в нашей стране появляются  новые правоотношения, требующие  законодательно закрепления. Все  эти факты и должна отслеживать  современная наука, чтобы вовремя  определять законодательные рамки  и защищать определенный круг  отношений и лиц.

Например, сейчас очень  остро стоит вопрос о воспитании  детей, оставшихся без попечения  родителей. И много говориться  о том, что дети должны расти  в семье, пусть это будет приемная  семья или патронат. Соответственно  наше государство, в лице законодательных  органов должно со своей стороны  закрепить такие возможности  воспитания детей и поддержать  такие семьи, а так же предусмотреть  ответственность за ненадлежащее  исполнение обязанностей по воспитанию  детей, принявшими родителями или  попечителями.

КОНЕЦ


Информация о работе Марксистская теория права