Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:19, контрольная работа
Вопрос 1. Мажоритарная избирательная система.
Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых в значительной степени зависит состав центральных и местных представительных учреждении, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.
Вопрос 2. Парламент Великобритании.
Особенностью британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции.
Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.
По традиции, премьер-министр
назначается государственным
Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случае, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.
Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при вступлении в должность.
Судебная и исполнительная власть независимы друг от друга; решения суда направляются или контролируются министрами. Премьер-министр рекомендует королеве кандидатов на высшие судебные чины.
Палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Высшие дворяне (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны), формирующие в так называемую «золотую книгу» английского дворянства, являются пэрами парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных.
К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.
Все остальные члены палаты
относятся к категории
Большинство пожизненных пэров пэресс, это политические и партийные деятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.
Одиннадцать членов палаты – лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.
В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателей и меньше связаны партийной дисциплиной. В последние годы в связи с возрастанием роли пожизненных пэров палата претендует на роль форума, аккумулирующего в себе богатый опыт и специальные знания и представляющего важное и полезное дополнение выборной палаты общин.
Председатель палаты – лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значительно отличаются от того положения, какое занимает спикер в палате общин. Лорд-канцлер – член кабинета и назначается лично премьер-министром. Он является также главой судебной системы страны и глава Верховного суда везде, кроме Шотландии. В его обязанности входит работа судов и управление ими.
Лорд-канцлер принимает участие в дебатах и голосовании. Заседания в палате лордов не столь стеснены правилами парламентской процедуры, и лорду-канцлеру не приходится часто вмешиваться в порядок ведения дебатов. Он не выносит решений относительно правил процедуры, и в случае возникновения соответствующих вопросов палата обращается не к нему, а к лидеру палаты.
В палате лордов имеются лорд-председатели комитетов и их заместители, которые председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты (при рассмотрении законопроектов в стадии комитета). Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии.
Постоянным должностным
лицом палаты лордов является клерк,
полномочия которого аналогичны полномочиям
клерка палаты общин и в подчинении
которого работает постоянный штат клерков,
занятых делопроизводством
Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной партии – это лидер палаты; оппозицию возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит планирование дебатов в палате.
Члены палаты лордов обладают
правом законодательной инициативы,
и законопроекты могут
Порядок прохождения законопроекта в палате лордов в основном тот же, что и в палате общин. Наиболее важная стадия здесь – комитетская, так как в это время в билль обычно вносятся поправки, которые оказывают существенное влияние на содержание и дальнейшее движение законопроекта. Иногда эта стадия занимает несколько дней. Обсуждение статей сопровождается длинными дебатами, и голосование происходит почти по каждой статье, в которую внесена поправка.
Рядом особенностей отличается рассмотрение в палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чтении. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.
Закон о парламенте 1911 г. устанавливает, что финансовый законопроект, принятый палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в палату лордов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.
С точки зрения роли второй
палаты наиболее интересным является
порядок, посредством которого регулируются
отношения между двумя палатами
при осуществлении ими
Палата лордов рассматривает обоснование палаты общин и все вновь сделанные поправки и принимает по ним свое решение, передаваемое в палату общин. В случае несогласия с поправками, предложенными палатой общин, и в том случае, если палата лордов решила все-таки настаивать на принятии некоторых из сделанных ею ранее, но отклоненных палатой общин при первом рассмотрении поправок, она составляет письменное обоснование, которое передается палате общин. В этом обосновании излагаются причины, по которым палата настаивает на своих поправках. Обычно конфликт разрешается путем компромисса.
Правительство не несет политической ответственности перед палатой лордов, и последняя не может заставить его уйти в отставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и палата общин. От имени правительства в палате лордов выступают члены правительства, входящие в ее состав.
В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам - суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны, а на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии – по уголовным делам. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным.
Рассмотрение апелляций
проводится в комитете по апелляциям,
который заседает отдельно от палаты.
В решении дел могут принимать
участие только лорд-канцлер, 11 ординарных
лордов по апелляциям и 10 пожизненных
пэров, которые в течение
Литература
Слушатель 824 группы 2 курса
5 потока
ФЗО ИПОС Академии ФСБ России
майор А.В. Шапошников
«___» декабря 2011 года
Информация о работе Мажоритарная избирательная система. Парламент Великобритании