Мажоритарная избирательная система. Парламент Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:19, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Мажоритарная избирательная система.
Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых в значительной степени зависит состав центральных и местных представительных учреждении, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.
Вопрос 2. Парламент Великобритании.
Особенностью британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции.

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

Премьер-министр назначается  королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.

По традиции, премьер-министр  назначается государственным казначеем  и министром Государственной  Гражданской службы.

Министерства выполняют  работу с помощью разветвленной  системы комитетов, которые несут  на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности  означает, что кабинет министров  действует согласованно даже в том  случае, когда министры не соглашаются  по тому или иному вопросу.

Главное назначение Тайного  Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без  слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при вступлении в должность.

Судебная и исполнительная власть независимы друг от друга; решения  суда направляются или контролируются министрами. Премьер-министр рекомендует  королеве кандидатов на высшие судебные чины.

Палата лордов формируется  на невыборной основе. Членство в ней  связывается с получением дворянского  титула, дающего право быть членом палаты лордов. Высшие дворяне (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны), формирующие в так называемую «золотую книгу» английского дворянства, являются пэрами парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории светских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами  палаты переходит по наследству.

Большинство пожизненных пэров пэресс, это политические и партийные деятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.

Одиннадцать членов палаты – лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В палате лордов, как и  в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин. Лорды более  независимы от партий и избирателей  и меньше связаны партийной дисциплиной. В последние годы в связи с  возрастанием роли пожизненных пэров  палата претендует на роль форума, аккумулирующего  в себе богатый опыт и специальные  знания и представляющего важное и полезное дополнение выборной палаты общин.

Председатель палаты – лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значительно отличаются от того положения, какое занимает спикер в палате общин. Лорд-канцлер – член кабинета и назначается лично премьер-министром. Он является также главой судебной системы страны и глава Верховного суда везде, кроме Шотландии. В его обязанности входит работа судов и управление ими.

Лорд-канцлер принимает участие в дебатах и голосовании. Заседания в палате лордов не столь стеснены правилами парламентской процедуры, и лорду-канцлеру не приходится часто вмешиваться в порядок ведения дебатов. Он не выносит решений относительно правил процедуры, и в случае возникновения соответствующих вопросов палата обращается не к нему, а к лидеру палаты.

В палате лордов имеются  лорд-председатели комитетов и их заместители, которые председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты (при рассмотрении законопроектов в стадии комитета). Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии.

Постоянным должностным  лицом палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям  клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством палаты.

Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной  партии – это лидер палаты; оппозицию возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит планирование дебатов в палате.

Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься  в палату лордов. Полномочия палаты в области законодательства определяются законами о парламенте 1911-1949 гг. В качестве части верховного законодательного органа палата лордов рассматривает и принимает с поправками или без поправок законопроекты, принятые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Порядок прохождения законопроекта  в палате лордов в основном тот  же, что и в палате общин. Наиболее важная стадия здесь – комитетская, так как в это время в билль обычно вносятся поправки, которые оказывают существенное влияние на содержание и дальнейшее движение законопроекта. Иногда эта стадия занимает несколько дней. Обсуждение статей сопровождается длинными дебатами, и голосование происходит почти по каждой статье, в которую внесена поправка.

Рядом особенностей отличается рассмотрение в палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем  сразу же обсуждается во втором чтении. Непосредственно после этого  происходит голосование законопроекта  о бюджете в третьем чтении.

Закон о парламенте 1911 г. устанавливает, что финансовый законопроект, принятый палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в палату лордов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

С точки зрения роли второй палаты наиболее интересным является порядок, посредством которого регулируются отношения между двумя палатами при осуществлении ими законодательной  деятельности. После прохождения  законопроектом всех стадий в палате лордов он вместе с поправками, сделанными лордами, передается в палату общин. Последняя, в специальном заседании, рассматривает эти поправки и  в случае несогласия с ними назначает  комитет для выработки обоснования, в котором объясняется, почему именно она не согласна. Палата общин может  также, не согласившись с поправками палаты лордов, выдвинуть взамен некоторых  из них новые поправки. Обоснование  и все вновь сделанные поправки передаются на новое рассмотрение палаты лордов.

Палата лордов рассматривает  обоснование палаты общин и все  вновь сделанные поправки и принимает  по ним свое решение, передаваемое в  палату общин. В случае несогласия с  поправками, предложенными палатой  общин, и в том случае, если палата лордов решила все-таки настаивать на принятии некоторых из сделанных  ею ранее, но отклоненных палатой  общин при первом рассмотрении поправок, она составляет письменное обоснование, которое передается палате общин. В  этом обосновании излагаются причины, по которым палата настаивает на своих  поправках. Обычно конфликт разрешается  путем компромисса.

Правительство не несет политической ответственности перед палатой  лордов, и последняя не может заставить  его уйти в отставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех  же формах, что и палата общин. От имени правительства в палате лордов выступают члены правительства, входящие в ее состав.

В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам - суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны, а на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии – по уголовным делам. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным.

Рассмотрение апелляций  проводится в комитете по апелляциям, который заседает отдельно от палаты. В решении дел могут принимать  участие только лорд-канцлер, 11 ординарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных  пэров, которые в течение определенного  времени занимали высокие судейские  должности. Ординарные лорды по апелляциям находятся на жаловании и могут  быть отстранены от должности лишь по требованию обеих палат парламента. Перестав быть судьями, они остаются в палате лордов в качестве пожизненных  пэров.

 

Литература

 

  1. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2010.
  2. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М.: Юридическая литература, 1999.
  3. Интернет ресурсы.

 

Слушатель 824 группы 2 курса 5 потока 
ФЗО ИПОС Академии ФСБ России 
майор А.В. Шапошников

 

«___» декабря 2011 года


Информация о работе Мажоритарная избирательная система. Парламент Великобритании