Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:54, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
Целями и задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2) проанализировать классификацию органов государства;
3) выяснить значение вооруженных сил в механизме государства.
Введение
1. Понятие механизма (аппарата) государства
Определение
Признаки
Эволюция
Принципы
2. Органы государства и их классификация
Определение
Признаки
2.1. Представительные органы государственной власти
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
3. Вооруженные силы в механизме государства
Заключение
Литература
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООЩЕНИЯ (МИИТ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ТЕМА: «МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА»
Выполнил:
Студент 1 курса, гр. 111
Писаревский М. Б.
Проверила:
Володина Е. И.
ПЛАН
Введение
1. Понятие механизма (аппарата) государства
2. Органы государства и их классификация
2.1. Представительные органы государственной власти
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
3. Вооруженные силы в механизме государства
Заключение
Литература
Введение
На определённом этапе развития общества возникает необходимость в его специфической организации. Во время перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему, появляется социальная дифференциация и общество делится на определённые группы (сословия, касты, классы). Эти группы отличаются ролью и местом в социальной пирамиде общества, что порождает различие их прав и интересов. Вместе с этим возникает необходимость в обеспечении этих прав и согласовании интересов. Эта необходимость и породила организацию целью которой и является поддержание единства и целостности общества. Такая организация получила название- государство. Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
Целями и задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2) проанализировать
3) выяснить значение вооруженных сил в механизме государства.
Механизм государства — это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.
Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Древних Афин являлись экклесия, Буле (совет пятисот), гелиэя, ареопаг.
Экклесия - в Древней Греции высший орган государственной власти, народное собрание. В Афинах в V веке до н. э. экклесией назывался верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин мужского пола, достигший 20-летнего возраста. Также экклесией назывались другие верховные органы в демократических полисах.
Буле- рабочий орган Народного собрания. При Солоне состоял из 400 человек (Совет четырёхсот). После реформы Клисфена (конец VI века до н. э.) состоял из 500 членов (Совет пятисот). Основной задачей буле в Афинах при Солоне и Клисфене была разработка законопроектов, выносимых на рассмотрение Народного собрания. Однако некоторое время в V—IV веках до н. э. буле исполняло многие управленческие, политические, административные функции. Буле в Афинах избиралась ежегодной жеребьёвкой — по 50 человек от каждой из фил. Повторное избрание допускалось через несколько лет и только один раз. Членом буле мог быть афинский гражданин из любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста.
ГЕЛИЭЯ - суд присяжных в Древних Афинах (VI-V вв. до н.э.). Состоял из 6000 членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Распадалась на 10 коллегий - дикастерий - в составе 500 членов каждая. Г. рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в т.ч. по делам о государственных и должностных преступлениях. Г. осуществляла также контроль деятельности должностных лиц и окончательно утверждала постановления народного собрания.
Ареопа́г- орган власти в Древних Афинах. Название получил по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови Посейдонова сына. Эсхил выдвигает версию, согласно которой холм назван в честь амазонок, разбивших на нём лагерь во время осады Афин. Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Входило в него 9 архонтов. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.
В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.
Во Франции появляются новые элементы государственного механизма: Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражданских и духовных дел, департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет ми-нистров, создается Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.
Вследствие изменений,
происходящих в общественной жизни,
возникают новые и отмирают устаревшие
структуры государственного аппарата.
Однако во все исторические эпохи
государственный аппарат
Построение и деятельность
механизма государства
До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.
К ним относятся:
1) принцип представительства
интересов граждан во всех
звеньях государственного
2) принцип разделения
властей (законодательной, испо
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
4) высокий профессионализм
и компетентность
5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;