Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Обобщая исторический опыт развития эксплуататорских государств, можно дать определение государства как политической организации для поддержания господства одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Это определение дает возможность раскрыть материальную субстанцию государства как организованной системы органов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных. Обосновать сущность государства второго порядка.

Файлы: 1 файл

Понятие механизма государства и его структура.docx

— 24.31 Кб (Скачать файл)

   Понятие механизма государства  и его структура

В государственно – организационном  обществе для поддержания нормальное его жизнедеятельности, решения  задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных  государственных организаций.

Обобщая исторический опыт развития эксплуататорских государств, можно  дать определение государства как  политической организации для поддержания  господства одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Это  определение дает возможность  раскрыть материальную субстанцию государства  как организованной системы органов  различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных. Обосновать сущность государства  второго порядка. Без механизма  государства нет и государства, а существование государственной  власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого  ее физического воплощения, она представляет собой лишь простое название.

Механизм (аппарат) государства –  это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в  установленном правовом порядке  наделены государственно – властными  полномочиями и реализуют функции  государства.

Все государственные организации  тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего механизма, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая  связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы  государства. В эксплуататорском государстве  его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти. Реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства  оказывают влияние состояние  экономического базиса, соотношение  политических сил, цели, задачи и функции  государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Механизм государства обладает следующими свойствами. Он состоит  из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти тем, или главным  образом тем, что управляет. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление  отдельных звеньев механизма  и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем  кризиса политической власти, которой  периодически испытывают государства. Каждый орган обладает властными, обязательными  для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный  орган действует как орган  государственного властвования. Обязательно  наличие организационных и материальных орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать  «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления  функций государства и эта  связь наиболее ощутимо складывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат – это  часть механизма государства. Представляющая собой совокупность государственных  органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной  власти.

В структуру механизма государства  кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные  предприятия.

Государственные учреждения – это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных  сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто  считают, что государственные учреждения осуществляют социально – культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются  для осуществения хозяйственной  деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления  государственной власти, на его структуру  и принципы формирования оказывали  и оказывают влияние различные  факторы экономического, политического, исторического, религиозного или иного  характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют  совершенствования государственного аппарата, появления новых органов  государства.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме  структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: правоохранительные органы, законодательной власти, исполнительной власти .Законодательные власти – органы государственной власти в собственном смысле слова, производные от других и основа для иных органов. Органы исполнительной власти 9органы государственного управления) – исполнительно – распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части ( политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организованным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления).Правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, службы безопасности, тюрьмы).

Механизм государства внутренне  един. Это значит, что его части  подчиняются целому. Выразителем  которого выступают государственные  органы в собственном смысле –  органы законодательной власти. Каждый государственный орган как часть  целого является носителем государственной  власти.

Государственная власть принадлежит  народу, т.к. он является носителем суверенитета и единым источником власти, которую  он осуществляет непосредственно, а  так же через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы.

Механизм государственной власти, каждое его звено создают для  своих нужд государственные учреждения – рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярия, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеются учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому- либо государственному органу ( школа, вуз и т.д.). Таким образом, государственный аппарат для осуществления своей властной, управленческой, организующей и охранительной деятельности создает необходимые учреждения, представляющие собой материальную силу, с помощью которой непосредственно проводятся в общественную жизнь, в поведение людей, государственные решения. Они разнообразны по своему характеру. Система органов охраны общественного порядка имеет развитую структуру учреждений обеспечения фактического принуждения: полиция, учреждения исполнения наказаний, армия и т.п.

Правоохранительные органы выполняют  многообразные виды деятельности: предотвращение вредных для общества состояний  и действий; обнаружение и пресечение правонарушителей во всех видах; профилактическая деятельность; наказание иных правонарушений; защита государства. Правоохранительная деятельность возлагается на государство  и все его органы, которые действуют  на государство и все его органы, которые действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов  общества, прав и свобод граждан.

Тесная связь государственных  органов и государственных учреждений дает основание сформулировать понятие  «механизм государства» ,которое  оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное  значение. Эта классификация позволяет  определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.

Организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе принципов, под которыми понимаются руководящие  идеи, начала, лежащие в основе его  создания и функционирования. Они  проявляются в деятельности как  государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. В  целом, все принципы закреплены в  Конституции России, однако в законах  и других нормативно – правовых актах они могут быть развиты  и дополнены. Например, принципом  деятельности органов прокуратуры  является их независимость от каких  – либо местных органов.

Большинство ученых к принципам  организации и деятельности государственного аппарата относят следующие: демократизм, разделение властей, законность, федерализм , профессионализм, самостоятельность, гласность, равный доступ к государственной  службе и т.д.

 

Государственные органы: их признаки и характеристика

Каждый государственный орган  – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть  государственного аппарата, обладающая следующими основными признаками: осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного  вида деятельности в порученной деятельности, обладает властными полномочиями, чем  и отличается от государственный  учреждений и предприятий. Имеет  определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и  обязанностей (правомочий).Характеризуется  определенной структурой, то есть строением  по видам отдельных служб и  численному составу. Имеет территориальный  масштаб деятельности. Образуется в  порядке, установленном законом. И  устанавливает правовые связи личного  состава.

Государственные органы различаются  между собой по функциям, задачам, структуре , компетенции, сферам деятельности.

В России в силу ее федерального устройства следует различать федеральные  законодательные органы, а так  же законодательные органы субьектов  федерации, причем система органов  государственной власти республик, краев, областей, автономных округов  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральными законами.

Представителем и законодательным  органом Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.

Значительное место в компетенции  парламента занимает деятельность. Связанная  с формированием высших звеньев  государственного аппарата. Совет Федерации  назначает выбор президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации  является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установленном  порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной  целостности России, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления  внешней и внутренней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент российской Федерации  как глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации  и утверждает военную доктрину Российской Федерации, имеет в отдельных  случаях ввести военное положение  и чрезвычайное положение.

Широта полномочий президента ограничена Конституцией, а так же его конституционной  ответственностью – он может быть отрешен от должности Советом  Федерации только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, подтверждающего заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии  в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя, федеральных министров. Правительство Российской Федерации, по Конституции (ст.114), осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной  безопасности, законности, охране общественного  порядка.

Судебная власть Российской Федерации  осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

Судебную систему России составляют: конституционный Суд, Верховный  суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие  суды субьектов федерации.

В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными задачами которой  являются утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей. Защита и неуклонное соблюдение соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан  в судопроизводстве. Закрепление  в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных  актах демократических принципов  организации и деятельности правоохранительных органов. Достижение уровня материально  – технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений , а  так же материального, бытового и  социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности. Обеспечение  достоверности и повышение доступности  информации о деятельности правоохранительных органов, судебно – правовой статистики.

Важнейшими направлениями судебной реформ являются: создание федеральной  судебной системы; признание права  каждого лица на разбирательство  его дела судом присяжных в  случаях, предусмотренных законом; расширение возможности обжалования  в суд неравноправных действий должностных  лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального  принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия  сторон, презумпции невинности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону;  закрепление принципа их несменяемости.

Информация о работе Механизм государства