Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:36, курсовая работа
Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма Российского государства на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………......3
Глава 1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА…….................................................5
Глава 2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ИНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………21
Глава 3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
И КЛАССИФИКАЦИЯ ….………………………………..........27
Глава 4. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ……..35
4.1. Президент Российской Федерации …………..…………………..35
4.2. Органы представительной и законодательной власти …............38
4.3. Органы исполнительной власти ………………………..……. …41
4.4. Судебная власть …………………………………………..……. ..45
4.5. Прокуратура Российской Федерации …………………………....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... …55
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………………57
В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными задачами которой являются:
- утверждение судебной
власти в государственном
- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
- закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов;
- достижение уровня
материально-технического
- обеспечение достоверности
и повышение доступности
Важнейшими направлениями судебной реформы являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; расширение возможности обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц; установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону; закрепление принципа их несменяемости.27
Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.
4.5. Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно.
В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, производство (наряду с органами внутренних дел и органами государственной безопасности) предварительного расследования.
Деятельность прокуратуры
реализуется в специфических,
присущих именно органам
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в главе 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.29 Вместе с тем общность конечных целей, таких как, создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.30
Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»31 подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий основополагающий вывод.
Итак, механизм современного Российского государства – это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.
Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
Принципы организации и деятельности государственного механизма – это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.
Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Правовое государство,
выступающее важнейшей
Закончить хочется словами из "Законов" Платона:
"…я вижу близкую
гибель того государства, где
закон не имеет силы и находитс
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008)
«О государственной
3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750 // Российская газета, № 106, 06.06.1996.
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 24.07.2007) «О Прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, № 8, ст. 366.
5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.02.1999, № 7, ст. 878 // Российская газета, № 30, 17.02.1999.
6. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 (ред. от 07.10.2008) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004 // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712 // Российская газета, № 245, 23.12.1997.
8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) «О Конституционном суде Российской Федерации», с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 21.05.2008 г. // Российская газета, № 138-139, 23.07.1994 // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
9. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997 // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
1. Дмитриев Ю.А., Измайлов Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право, 1996, № 4.
2. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд., - СПб.: Серия «Учебник для вузов», 2006.
4. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч., Т.6.
5. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М: Юристъ, 2004.
7. Скуратов Ю., «Полномочия
прокуратуры во
8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Гардарика, 1996.
9. Теория государства и права: Учебник / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.
10. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, - 2-е изд., переработанное и дополненное, - М.: Юристъ, 2006.
11. Теория государства
и права: Учебник для
12. Хесин. Б.Л. механизм
государства: понятие,
13. Хесин Б.Л. История
формирования
14. Чиркин В.Е. Основы
сравнительного
1 Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государства» в отечественной юридической литературе. // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов. – Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – С. 151.
2 Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. - Учебник. – М: Юристъ, 2004. – С.62
3 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М: 1997.
4 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.- С.109.
5 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., переработанное и дополненное.- М.: Юристъ, 2006.- С.98-101
6 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - Учебник. – М: Юристъ, 2004.- С.63-65
7 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд., - СПб.: Серия «Учебник для вузов», 2006. – С.112-114
8 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Гардарика, 1996. - С.77.
9 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / под ред. А.С.Пиголкина. – М: Городец, 2003.- С.121
10 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
11 Маркс К., Энгельс Ф., - Соч., Т. 6.- С.287.
12 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"