Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма Российского государства на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………......3
Глава 1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА…….................................................5
Глава 2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ИНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………21
Глава 3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
И КЛАССИФИКАЦИЯ ….………………………………..........27
Глава 4. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ……..35
4.1. Президент Российской Федерации …………..…………………..35
4.2. Органы представительной и законодательной власти …............38
4.3. Органы исполнительной власти ………………………..……. …41
4.4. Судебная власть …………………………………………..……. ..45
4.5. Прокуратура Российской Федерации …………………………....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... …55
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………………57

Файлы: 1 файл

Механизм государства.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в России проводится судебная реформа, главными задачами которой являются:

- утверждение судебной  власти в государственном механизме  как  самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей;

- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав  граждан в судопроизводстве;

- закрепление в нормах  уголовного и гражданского  процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов;

- достижение уровня  материально-технического обеспечения  судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возглавляемой на эти органы и их работников ответственности;

- обеспечение достоверности  и повышение доступности информации  о деятельности правоохранительных  органов, судебно-правовой статистики.

Важнейшими направлениями  судебной реформы являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; расширение возможности обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц; установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения  и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону; закрепление принципа их несменяемости.27

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

 

4.5. Прокуратура  Российской Федерации

 

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно.

В компетенцию прокуратуры  входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,  производство (наряду с органами внутренних дел и органами государственной безопасности) предварительного расследования.

 Деятельность прокуратуры  реализуется в специфических,  присущих именно органам прокуратуры,  формах и методах: принесение  протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.28

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран  составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

Статья 129 Конституции  РФ посвящена прокуратуре Российской  Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в главе 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.29 Вместе с тем общность конечных целей, таких как, создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.30

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»31 подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Заключение

 

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата  (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий основополагающий вывод.

Итак, механизм современного Российского государства – это  закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Устройство механизма  государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Принципы организации  и деятельности государственного механизма – это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей,  местное самоуправление, права человека,  гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Правовое государство, выступающее важнейшей составной  частью гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993 года, является целью и перспективой развития Российской государственности. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государственной власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов общества. Из этого вытекает множество задач по совершенствованию механизма государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане  юридических гарантий законности. Необходимым условием становления и формирования правового государства является также  наличие единого правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и  нормативно-правовых актов Конституции РФ.

Закончить хочется словами  из "Законов" Платона:

"…я вижу близкую  гибель того государства, где  закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…"

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Нормативные акты

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004 // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750 // Российская газета, № 106, 06.06.1996.

4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 24.07.2007) «О Прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, № 8, ст. 366.

5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.02.1999, № 7, ст. 878 // Российская газета, № 30, 17.02.1999.

6. Указ Президента  РФ от 09 марта 2004 г. № 314 (ред. от 07.10.2008) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004 // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.

7. Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712 // Российская газета, № 245, 23.12.1997.

8. Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ  (ред. от 05.02.2007) «О Конституционном суде Российской Федерации», с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 21.05.2008 г. // Российская газета, № 138-139, 23.07.1994 // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

9. Федеральный конституционный  закон  от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997 // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.

 

  1. Юридическая литература

1. Дмитриев Ю.А., Измайлов  Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право, 1996, № 4.

2. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд., - СПб.: Серия «Учебник для вузов», 2006.

4. Маркс К., Энгельс  Ф.- Соч., Т.6.

5. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.

6. Матузов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права: Учебник.- М: Юристъ, 2004.

7. Скуратов Ю., «Полномочия  прокуратуры во взаимоотношениях  с судебной системой» // «Российская  юстиция», 1999, № 3.

8. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права. – М.: Гардарика, 1996.

9. Теория государства  и права: Учебник / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.

10. Теория государства  и права. Курс лекций / под ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько, - 2-е изд., переработанное и дополненное, - М.: Юристъ, 2006.

11. Теория государства  и права: Учебник для юридических  вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003.

12. Хесин. Б.Л. механизм  государства: понятие, принципы  организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская  академия МВД России, 2001.

13. Хесин Б.Л. История  формирования общетеоретического  понятия «механизм государства» в отечественной юридической литературе // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов. – Н. Новгород, 2001. – Вып.7.

14. Чиркин В.Е. Основы  сравнительного государствоведения . – М: 1997.

 

 

 

 

 

1 Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государства» в отечественной юридической литературе. // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов. – Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – С. 151.

2 Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права.  - Учебник. – М: Юристъ, 2004. – С.62

3 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М: 1997.

4 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.- С.109.

5 Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова  и А.В. Малько. – 2-е изд., переработанное и дополненное.- М.: Юристъ, 2006.- С.98-101

6 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.  - Учебник. – М: Юристъ, 2004.- С.63-65

7 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд., - СПб.: Серия «Учебник для вузов», 2006. – С.112-114

8 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Гардарика, 1996. - С.77.

 

9 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / под ред. А.С.Пиголкина. – М: Городец, 2003.- С.121

10 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

11 Маркс К., Энгельс Ф., - Соч., Т. 6.- С.287.

12 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Информация о работе Механизм государства